Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника.

Автор: Цуркан Ирина Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ «Детский сад №19»

Населенный пункт: г. Ярославль, Ярославская область

Тема: Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника.

Опубликовано: 26.02.2017 15:31

Получить свидетельство      Скачать материал


Индивидуальный маршрут развития ребенка.
ИОМ – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.
Цель создания подобных маршрутов – обеспечить формирование и реализацию образовательных потребностей на основании выбора и оптимизации учебной, психической и физической нагрузок с учетом индивидуальных особенностей их развития.
ИОМ разрабатывается на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.
ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.
ИОМ – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка – это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего ДОУ, в динамике.
Схема разработки индивидуального образовательного маршрута:
• Определить уровень развития ребенка.
• Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и путь в их достижению.
• Определить время, которое должен затратить ребенок на усвоение того или иного материала.
• Предусмотреть участие родителей.
• Определить способы оценки успехов воспитанника.

Образовательный маршрут включает ряд основных направлений:
— организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
— развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
-формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов – лепки, рисования, аппликации, конструирования);
— развитие речи (формирование чувственной основы, развитие фонематического слуха, сенсорно-моторного механизма, речевых функций);
— формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
— формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Принципы разработки ИОМ:
— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
— принцип соблюдения интересов ребенка.
— принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживанию возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира, сообразно своему возрасту).
— принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего у своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма.
Норма – то не среднее, что есть, или стандартное, что необходимо, а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.

Цель использования индивидуальной карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат – проектирование ИОМ в рамках образовательного процесса конкретного ДОУ.

• Временные отрезки, на которые составляется ИОМ.
Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика показывает, что наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.
• Содержательная часть ИОМ.
Индивидуальная карта (приложение 1), включающая:
— Анамнез:
А. Общие сведения о ребенке (ФИ, возраст, дата поступления в детский сад);
Б. Характер адаптации ребенка к условиям ДОУ.
В. Краткая характеристика состояния его здоровья, включая частоту пропусков по болезни, нарушения осанки, развития стопы, зрения и т.д.
— Диагностические данные на ребенка.
А. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – то контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Б. Показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);
— Показатели уровня усвоения ребенком программного материала.
— Уровень готовности ребенка к обучению в школе.
— Выявление индивидуальных склонностей ребенка.
— Коррекционная (развивающая) работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками.
— Индивидуальная сетка занятости ребенка ( их может быть от 2 до 5).
— Рекомендации для родителей по организации индивидуальных занятий и предметной развивающей среды дома в соответствии со склонностями ребенка.

Родители являются основными заказчиками данной работы. Без согласования с родителями работа не проводится.

• Контролирующая часть структуры ИОМ:
— Текущий контроль.
— Отчетность (по истечении срока планирования индивидуальной работы).
— Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии в индивидуальными особенностями развития ребенка.
4. Корректировка ИОМ.
Корректировка связана с изменениями условий.
5. Организационно-педагогические условия.
— Оценка готовности педагогов ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и хотеть помочь малышу.
— Согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе.
6. Формы реализации ИОМ.
— Фронтальная работа.
— Подгрупповая работа.
— Индивидуальная работа.
Таким образом, индивидуальный маршрут является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии ребенка, а также данные об усвоении программного материала.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

Приложение №1.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Фамилия___________________________________________________________
Имя________________________________________________________________
Отчество______________________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________
• Общие сведения о ребенке.
Дата поступления в детский сад____________________________________________
Откуда прибыл__________________________________________________________
Рекомендации при поступлении____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

• Семейный портрет.
Состав семьи
Фамилия, имя, отчество
Образование и место работы
Мать

Отец

Другие члены семьи

Жилищные условия _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III.Лист адаптации.
Дата
Параметры

Сон
поверхностный

глубокий

Аппетит
хороший

плохой

избирательный

Бодрствование
бодрое

пассивное

Настроение
бодрое

подавленное

неустойчивое

раздражительное

Инди-видуа-льные особен-ности
Соц.
связи
контактен

доброжелателен

агрессивный

Позн.
потреб-
ности
любознательный

Индиви-
дуальные
проявле-
ния
застенчивый

обидчивый

ласковый

здоровье
заболевание

_x000C_
IV.Лист здоровья.
Показатели
Возраст

2-3
3-4
4-5
5-6
6-7
Зрение (норма/отклонение от нормы)

Слух (норма/отклонение от нормы)

Физическая подготовка (соответст-
вие возрасту/ несоответствие возрасту)

Осанка (норма/ незначитель-
ные отклонения/ значитель-
ные отклонения)

Хронические заболева-
ния (наличие/отсутствие)

Группа здоровья (основная, I,II…)

Количество пропущенных по болезни
дней за год

Аллергия (наличие/отсутствие)

Антропометрические показатели и функциональное состояние.
Показатели
График осмотра
рост
вес
Окр.гр.кл.
Тип телосложения
2-3года
Осень

Весна

3-4года
Осень

Весна

4-5лет
Осень

Весна

5-6лет
Осень

Весна

6-7лет
Осень

Весна

V. Психологический блок.
Уровень зрелости нервно-психических процессов. Тип нервной системы.
Возраст

Слабый тип н.с.
Сильный тип н.с.
Промежуточный тип н.с.
2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Оценка психомоторного развития.
Возраст

Оценка точности и координации
Оценка тонкой моторики
Оценка пространственной двигательной моторики
Оценка общего уровня психомоторного развития
3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

Индивидуально-психическое развитие (с 5 до 6 лет).
Воз-
раст

ВПФ

Внимание (устойчи-вость)
Память зри-
тельная
(объем)
Память слуховая (объем)
Восприятие (зрительный гнозис)
Пространст-
венное
восприятие (сформирован-
ность)
Мышление (перцептив-
ное моделиро-
вание)
Мышле-
ние (класси-
фикация)
Мышле-
ние
(4-й лишний)
Мышление (установ-
ление последова-тельности)
Мышление (аналогия)
2-3
года

3-4
года

4-5
лет

5-6
лет

Индивидуально-психическое развитие (с 6 до 7 лет)
Период
Уровень готовности к школе

Тип латеральной организации
Модальность
Ведущая
рука
Стрессоустой-
чивость
Социометри-
ческий статус
Базальная
система
аффективной
регуляции
Начало
учебного года

Конец
Учебного
года

_x000C_VI.Речевое развитие.
Возраст

Пассивный словарь

Активный словарь
Грамматический строй речи

Звукопроизношение
Словообразование
Фонематический слух

Связная речь

Группа компенсирующей направленности (логопедическая)
2-3
года
Начало учебного года

Конец учебного года

3-4
года
Начало учебного года

Конец учебного года

4-5
Начало учебного года

Конец учебного года

5-6 лет

Начало учебного года

Конец учебного года

6-7 лет

Начало учебного года

Конец учебного года

VII Педагогическая диагностика.
Ф.И.ребенка_______________________________________________________________________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________________________________________________
Дата поступления в детский сад_________________________________________________________________________________________

направления
Критерии
Возраст

2-3года
3-4 года
4-5 года
5-6 года
6-7 года

Н.г
К.г
Н.г
К.г
Н.г
К.г
Н.г
К.г
Н.г
К.г
Социально-коммуникативное развитие
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе

Итого
Высокий

Средний

Низкий

Познавательное развитие
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие воображения и творческой активности

Формирование первичных представлений о себе. О других людях

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях

Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа. Об отечественных традициях и праздниках. О планете земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира

Формирование первичных представлений об особенностях природы

Итого
Высокий

Средний

Низкий

Речевое развитие
Владение речью как средством общения и культуры

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Итого
Высокий

Средний

Низкий

Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения искусства. Мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки

Восприятие художественной литературы. фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой деятельности

Итого
Высокий

Средний

Низкий

Физическое развитие
Приобретение в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких качеств, как координация и гибкость

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни; овладения его элементарными нормами и правилами

Итого
Высокий

Средний

Низкий

VIII. Личные достижения.
Достижения
Дата

IX. Сведения о посещении дополнительных занятий.
Что посещает
С какого возраста

X. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка дошкольника.
Образовательные
области

Цели-
результаты
Задачи образователь-
ного взаимодействия в
детском саду
Задачи образовательно-
го взаимодейст-
вия в в семье
Используемые педагогичес-
кие технологии и методики,
методы, приемы
Возможность работы с
другими специалистами
Сроки проведения и резуль-
тат констатирующего мониторинга

XI. Методические рекомендации.
Раздел I, II
Заполняется при поступлении ребенка в образовательную организацию, при необходимости обновляется.
Раздел III
Заполняется воспитателем ежедневно, в течение адаптационного периода.
Раздел IV
Заполняется педагогом, руководствуясь медицинской картой 1 раз в год (антропометрические показатели 2 раза в год).
Раздел V
Заполняется педагогом – психологом при достижении воспитанником определенного возраста. Педагог-психолог использует соответствующие методики, учитывается возраст ребенка.
Раздел VI
Заполняется учителем-логопедом/учителем-дефектологом при достижении воспитанником определенного возраста (два раза в год).
Раздел VII
Заполняется воспитателем, инструктором по ФИЗО (развитие физических качеств), музыкальным руководителем (музыкальное развитие) по результатам обследования и наблюдения за ребенком (два раза в год).
Раздел VIII
Заполняется воспитателем, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем. В листок вносятся личные достижения, значимые для ребенка (призовые места в спортивных соревнованиях, конкурсах и т.д.).
Раздел IX
Заполняется воспитателем. В листок вносятся сведения о посещении дополнительных занятий в образовательном учреждении и вне его.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector