Организация трудовой деятельности в подготовительной группе.

Автор: Пантюхина Екатерина Евгеньевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ № 10 «Родничок»

Населенный пункт: г. Архангельск, Архангельская область

Тема: Организация трудовой деятельности в подготовительной группе.

Опубликовано: 27.02.2017 21:22

Получить свидетельство      Скачать материал


КОНСПЕКТ ПО ТУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Теоретические и методические основы трудовой деятельности дошкольника»

Воспитатель Пантюхина Е.Е.

Архангельск 2017
1 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Таблица 1 – «Основные педагогические категории».
Перечень понятий
Содержание
Источник
Труд
целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
С.А. Козлова, Т. А. Куликова, «Дошкольная педагогика»
Трудовое развитие
формирование у детей устойчивой привычки к трудовому усилию и преодоление связанных с ним тяжелых, неприятных ощущений.
С.А. Козлова, Т. А. Куликова, «Дошкольная педагогика»
Трудовое воспитание_x0007_это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
С.А. Козлова, Т. А. Куликова, «Дошкольная педагогика»
Трудовое обучение
часть всего учебно-воспитательного процесса, оно служит всестороннему и гармоническому развитию личности, подготовке к практической деятельности.
С.А. Козлова, Т. А. Куликова, «Дошкольная педагогика»
Трудолюбие
ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, и на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности.
С.А. Козлова, Т. А. Куликова, «Дошкольная педагогика»

2 ВЫПИСКИ ИЗ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

2.1 ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ
Глава 1. Общие положения (статьи 1 — 9). Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) (статьи 33 — 45). Статья 33. Обучающиеся.
1) воспитанники — лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
Глава 7. Общее образование (статьи 63 — 67) Статья 63. Общее образование.
5. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
Статья 64. Дошкольное образование.
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам.
1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

2.2 СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
3.1 При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений.
6.11 Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается Аквариумы стоят в коридорах детского сада. Кормление и уборка осуществляется только персоналом.
7.5 Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях. 
11.8. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 сентября 2015 года постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 41.
11.10. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 сентября 2015 года постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 41.
11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.
11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 сентября 2015 года постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 41.
11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.

2.3 ФГОС ДОУ от 17.10.2013

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
Цель трудового воспитания — формирование положительного отношения детей к труду.
Задачи:
— развитие трудовой деятельности;
— воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
— формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:
— Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
— Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
— Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
— Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития;
— Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
— Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
— Принцип развивающего образования (системности и последовательности); 
— Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
— Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
Виды труда в ДОУ:
— Самообслуживание
— Хозяйственно-бытовой труд
— Труд в природе
— Ручной труд 
Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ
— Содержательно- насыщенной, развивающей.
— Безопасна.
— Трансформируемой.
— Полифункциональной.
— Вариативной.
— Доступной.
Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:
— обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
— быть содержательно — насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
— соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Формы и методы работы с родителями:
— увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. (Совместный проект «Откуда хлеб на стол пришёл»). Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.). Оформление групповых комнат к праздникам;
— рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей);
— привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев Мастер классы родителей «Профессия моей мамы»);
— организация совместной трудовой деятельности, совместный труд 
(приглашаем родителей для оказания помощи в 
ремонте группы, уборки территории и подготовке участка к летней 
оздоровительной работе, подготовка участка к зимним забавам).

Конспект  по организованной трудовой деятельности в подготовительной группе «Поможем ребяткам младшей группы».
Цель: Организовать практическую трудовую деятельность детей. Формировать ценные социальные чувства и отношения, трудовые навыки.
Задачи:
— формировать умение трудиться в коллективе;
— осознавать свою деятельность как часть общего дела, направленного на общий результат;
— совершенствовать трудовые навыки — стирать, полоскать ,отжимать, развешивать кукольную одежду и убирать за собой рабочее место;
— продолжать  учить детей распределять задания, договариваться между собой;
— развивать мелкую моторику, координацию движения рук.
Образовательно-коррекционная задача:
— продолжать развивать сенсорные возможности.
— Продолжать развивать ориентировку в пространстве.
— закрепить знание пословиц о труде.
Словарная работа:
Добросовестно, качественно, по-товарищески.
Словообразование:
Трудолюбивый, лежебока.
Предварительная работа:
Беседы на тему: «Дружно не грузно, а врозь — хоть брось». «Как я помогаю маме». «Каждой вещи свое место». Заучивание пословиц о труде. Коллективные трудовые поручения.
Материал к занятию:
Шапочки  «Муравьишки»  «Пчелки»
Фартуки клеенчатые (по количеству детей)
Тазики – 6 шт.
Ведро – 2 шт.
Салфетки, полотенца (по количеству детей)
Мыло, мыльницы – 4 шт.
Поднос – 2 шт.
Корзинка для белья – 2 шт.
Оргмомент.
Воспитатель:  Ребята вы любите ходить в гости?
Дети: ДА!
Воспитатель: И взрослые тоже любят ходить в гости. Сегодня у меня в гостях воспитатели детского сада.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Входит воспитатель ясельной группы. — Ребята, я знаю, что сегодня вы собираетесь трудиться. И я вас очень прошу помочь мне. Надо постирать одежду для кукол. Ведь в моей группе дети совсем — совсем маленькие  и не умеют это делать. А вы справитесь? (протягивает 2 корзинки)
Воспитатель: Ребята, работа, которую вы будете выполнять, очень нужная и важная. Я уверена, что вы справитесь.
Сегодня мы проведем «Трудовой поединок» Вы будете работать командой. Работать нужно дружно, вместе, помогая друг — другу, трудиться добросовестно, качественно не подводить своих товарищей.
Разделимся на 2 команды, капитанов вы уже выбрали.
1 команда — «Муравьишки»
2 команда – «Пчелки»
Капитаны, представьте свои команды. 
Егор: Только смелый и упорный доберется к цели бодро. А еще в труде нам нужно знать законы прочной дружбы. « Один за всех…
Дети: …И все за оного!
Арина: Хоть мы маленького роста, с делом справимся мы просто,
Ведь девиз у нас такой:
Дети: Друг за друга мы горой!
Воспитатель: Попрошу команды разделить обязанности и доложить, кто и какую работу будет выполнять, (дети советуются), капитаны объявляют о распределении труда: стирать, полоскать, вешать белье.
Перед тем как начать трудится, надо ответить на несколько вопросов.
«Муравьишки» какие предметы труда вам понадобятся для стирки?»
Дети: Тазы, мыло в мыльницах, веревка с прищепками, поднос.
«Пчелки», какие трудовые действия вы будете сейчас выполнять?
Дети: стирать, полоскать, отжимать, вешать.
Итак, команды готовы. Займите свои рабочие места.
МУЗЫКА
Руководство трудом детей
Методические приемы
Одобрение: 
- Как дружно работают эти дети, советуются друг с другом, не отвлекаются, поэтому и работа у них спорится, быстро идет к концу.
Взаимовыручка: 
- Вы молодцы! Уже заканчиваете! Я знаю, вы поможете своим товарищам. Нельзя оставаться в стороне, когда товарищам трудно.
Объяснение:
- Надо помочь тем, кто не справляется. Так по – товарищески.
Воспитатель: Пока вы трудитесь, я задам вам вопросы.
«Пчелки» — Закончите пословицы о труде:
Без труда, не вытащишь (рыбку из пруда)
Кончил дело – (гуляй смело)
Хочешь есть калачи (не сиди на печи)
Любишь кататься (люби и саночки возить)
Дело мастера (боится)
«Муравьишки» — «Скажи наоборот»
Разорвать книгу – (склеить)
Намусорить _ (убрать)
Поломать – (починить)
Порвать – (зашить)
Испачкать – (постирать)
Молодцы! А что означают слова   Трудолюбивый и лежебока.
Дети заканчивают работу:
Воспитатель: А теперь необходимо убрать рабочее место и помыть руки.
Подойдите ко мне. Ребята, вам понравилось работать в команде?
Как здорово работать вот так вместе, дружно как в пословице: 
«Дружно не грузно, а врозь хоть брось»
Каждый выполнял свою работу, а вместе сделали большое дело!
Закройте на минутку свои глаза и вспомните, как вы трудились. А теперь возьмите фишку (красную, синюю или зеленую) и оцените свою работу поставив фишку на «Панораму добрых дел» напротив своей фотографии.
А теперь,  капитаны команд, как вы оцениваете работу своих товарищей?
Капитаны отвечают.
Вывод:
Воспитатель:
Только вместе, только дружно, выполнять работу нужно!
 
ЛИТЕРАТУРА
Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
Буре Р.С. «Учите детей трудиться»
Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра»
Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector