Модель работы с одаренными детьми.

Автор: Макевнина Наталья Александровна

Должность: Педагог дополнительного образования

Учреждение: МАДОУ «Сказка»

Населенный пункт: г. Лабытнанги, Тюменская область

Тема: Модель работы с одаренными детьми.

Опубликовано: 02.03.2017 15:11

Получить свидетельство      Скачать материал


Модель работы с одаренными детьми
«Моя педагогическая стратегия развития одаренности»
«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Интеллектуальный потенциал и творчество становятся необходимыми личностными качествами, позволяющими человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности требует системного подхода и может успешно реализовываться с учетом возрастных и индивидуальных способностей личности. Соответственно общество нуждается в воспитании и развитии делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
Забота об одарённых детях – сегодня забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Работа с одарёнными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одарённых детей. Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден ФГОС дошкольного образования, который направлен на создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Работа с талантливым ребёнком — это и ответственно, и интересно, и полезно. Я считаю, что педагог обязан увидеть способности ребенка и помочь ему их развивать. К группе одарённых детей отнесла воспитанников, которые имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления, испытывают радость от труда.
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетическоговосприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Художественное творчество позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции раскрывает новыевозможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своейнепредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Рисование — это увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
В психологии и педагогике проблема детского изобразительного творчества становится одной из центральных. Рисунок как продукт изобразительной деятельности несет в себе отпечаток личности ребенка, его настроения, чувств и состояний. Изобразительная деятельность, возникающая на ранних ступенях онтогенеза, позволяет проследить тесную взаимосвязь изобразительной деятельности с различными сферами психического и личностного развития ребенка.
Но вместе с тем, вопрос одаренности в изобразительной деятельности мало изучен, по отношению к другим видам одаренности, несмотря на экспериментальные исследования различных сторон одаренности в работах Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, Л.А. Венгера, А.А. Мелик-Пашаева, B.C. Юркевич, Н.В. Гросул, О.И. Чехониной, О.М. Дьяченко. Доказано, что одаренность ребенка в изобразительной деятельности проявляется на ранних этапах развития, и детский рисунок может рассматриваться как показатель развития художественной одаренности.
Свою задачу вижу, прежде всего, в создании модели, способной обеспечить условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей воспитанников. Одаренные дети с художественными наклонностями смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу, творчество.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
Ведущая педагогическая идея.
Педагог дошкольного учреждения является координатором усилий для оптимального развития одарённых и способных детей.
Цель:
Обеспечить возможность самореализации одарённой личности в творческой деятельности.
Задачи:
1. Организовать работу в рамках дополнительного образования с одаренными детьми старшего дошкольного возраста.
2.Дать детям дополнительные, более глубокие сведения изобразительной грамоты.
3.Создать условия для дальнейшего личностного роста детей, реализации их творческих способностей.
4.Изучение научно-методической и психолого педагогической литературы по организации работы с одаренными детьми в ДОУ
5.Обмен опытом с педагогами по работе с одарёнными детьми.
Принципы работы с одарёнными детьми.
В ходе организации целенаправленной работы по выявлению и развитию детской одарённости я опираюсь на следующие принципы:
• Принципы развивающего обучения (проблемность, диалогичность, индивидуализация, эвристические и поисковые методы обучения).
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• Принцип индивидуально-творческого подхода (создание креативной среды, включение в творческую деятельность, сотворческое взаимодействие, вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс).
• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• Принцип учёта возрастных и индивидуально-психологических особенностей дошкольников.
 Формы работы с одарёнными детьми:
• Групповые (индивидуальные) занятия
• Проектная деятельность
• Исследовательская деятельность
• Творческие мастерские
• Участие в конкурсах различного уровня
• Интеллектуальные игры, викторины
• Посещение музеев
Основной формой работы с одаренными детьми являются занятия по индивидуальному образовательному маршруту.
В саду педагогом — психологом ежегодно проводится диагностика по выявлению одарённых детей старшего дошкольного возраста. По результатам диагностики разрабатываются индивидуальные маршруты сопровождения одаренного ребенка, включающие расписание занятий специалистами по индивидуальному маршруту сопровождения (взаимодействие с педагогами и родителями, занятость в кружках и секциях).
Составление индивидуального образовательного маршрута предполагает раскрытие индивидуальных способностей, интересов и возможностей воспитанника.
Мотивационное обеспечение индивидуального сопровождения. Важным условием моей работы является – учет индивидуальных особенностей ребенка. Учитывается темперамент и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Развитием творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.
Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны – ситуации творческого развития. Зона творческого развития – это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое». Любой ребенок способен к такой деятельности. Следовательно, необходимо ее организовать. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.
То есть необходимо:
— постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха.
— способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы, давать толчок к саморазвитию и самореализации.
Схема построения индивидуального образовательного
маршрута для одаренных детей художественного плана.
1. Диагностика уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных способностей или одарённости.
2. Разработка учебно — тематического плана. Оперделение содержания (формы занятий, методов).
3. Ожидаемые результаты по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.
4. Определение способов оценки успехов дошкольника интеграция с другими специалистами.
Важным условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми.
Мной предполагается использование разнообразных методов, приёмов и технологий.
Методы и приёмы:
• Игровые: Игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
• Практические: Практические задания, с применением нетрадиционных техник изображения.
• Словесные: Беседы с детьми о жанрах, видах изобразительного искусства.
• Технология сотрудничества. Сотворчество с педагогом, сверстником, родителями.
На занятиях используется метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности, метод эвристических и поисковых ситуаций.
Для реализации сопровождения художественно одаренных детей предусмотрено создание «уголка творчества», где должны быть в наличии самые разнообразные материалы для занятий художественной деятельностью, развивающей творческую активность детей.
Средства обучения.
Художественные средства:
• Художественные инструменты и различный художественный материал.
• Бросовый и природный материал.
Наглядные средства:
• Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
• Образцы работ, фотографии.
• Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений. (слайд-шоу, презентации.)
Технические средства:
• музыка,
• видеофильм,
• слайд – шоу, презентации.
Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей на занятиях, развивать воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Ожидаемые результаты:
— уметь планировать свою работу
— уметь находить новые способы и техники для художественного изображения
— создавать творческие индивидуальные работы на основе собственного замысла
— уметь передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности
— анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
— быть активными и самостоятельными в изобразительной деятельности
Создание развивающей среды имеет большое значение для успешного обучения рисованию.
В кабинете ИЗО находятся в достаточном количестве бумага разного цвета, фактуры и формы; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь и акварель), кисти тонкие и толстые, кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, баночки для воды, салфетки, палитры. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.
С целью выявления полученных знаний и умений, знакомства с достижениями детей в конце учебного года проводится подведение итогов деятельности воспитанников, представленное на итоговых занятиях- выставках, развлечениях, участия в конкурсах, олимпиадах.
При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты, предложенные автором Э.П. Торренсом. (Приложение1).
Так же было проведено анкетирование родителей старших дошкольников с целью выявления знаний о сущности творчества и необходимости развития творчества, а также использование родителями различных средств повышения творческой деятельности в системе семейного воспитания. (Приложение 2).
Я интересуюсь дальнейшими достижениями наших воспитанников и на сегодняшний день имею информацию о дальнейшем их личностном росте, результаты которого свидетельствуют об эффективности работы в данном направлении и о достижении ожидаемых результатов:
— повысился уровень работы с одаренными детьми;
— повысилась активность участия детей в конкурсах различного уровня;
— прослеживается положительная динамика в росте развития творческих способностей детей,
— разработана система взаимодействия с организациями дополнительного образования города (ДШИ ДХШИ, Городской краеведческий музей г. Лабытнанги);
-повысилась активность родителей в вопросах развития итворческого воспитания, и развития детей.
Однако при организации работы выявился ряд проблем:
1) трудности в выявлении детской одаренности в дошкольном возрасте, связанные разнообразием видов, теоретических подходов и методов их раскрытия;
2) неустойчивость проявления детских наклонностей и интересов (дошкольники только пробуют себя в разных видах творчества);
3) отсутствие возможности дошкольника посещать несколько кружковых объединений по интересам детей, т.к. это противоречит требованиям СанПиН.
Мы решаем их следующим образом:
1. Разработка диагностики
2. Индивидуальный образовательный маршрут
3. Индивидуальная работа с ребенком и родителями
От интеллектуально-творческого потенциала наших детей зависит будущее нашей страны и основная цель работы с одаренными детьми в нашем детском саду – это содействовать их превращению в одаренных школьников, а в дальнейшем взрослых, которые выступают в качестве важнейших ресурсов развития нашей страны.
«Ничто так не красит человека, как результат его труда!»
Успешность выбранной мною педагогической стратегии в работе с одарёнными детьми подтверждаются результатами и достижениями учеников в творческой деятельности. Опыт работы показывает, что если помочь одарённому ребенку ставить перед собой задачи, которые будут отвечать его интересам, и научить его овладевать методами и навыками для решения этих задач через организацию работы на уроках, элективных курсах, во внеклассных мероприятиях, объединениях ДО и НОУ, то успешно осуществится развитие способностей к его самовыражению. Подтверждение этому — достижения ребят.
Лозовицкая Лена — Межрегиональный виртуальный конкурс изобразительного творчества «Мы гордимся Победой» посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне 2016 год;
Черных Настя — Всероссийский конкурс «Доутесса» Блиц-олимпиада: «Радужная палитра» 2016 год;
Коноплева Лиза — Центр ОПВММ « Твори! Участвуй! Побеждай! Всероссийская онлайн — олимпиада 2016 год.
Воспитанники после окончания детского сада продолжают учебу в ДШИ г. Лабытнанги: Горланова Ангелина, Боярских Вика, Сабурова Аня, Алена.

Творческие работы воспитанников призеров и победителей

Призер в городском конкурсе
научно – исследовательских
работ и творческих
проектов «На чем пишут
картины»

Призер Всероссийского творческого конкурса«Рассударики»в номинация
«Педагогические проекты»2014 год
«На чем пишут картины»

Диаграмма развития творческих способностей одаренных детей отражена в диаграмме.

Достижения воспитанников в творческих конкурсах за три года

И закончить свое выступление мне хотелось бы словами великого педагога
Ш.А. Амонашвили:
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества,
то создавай им такие условия, чтобы
искорки их мыслей образовывали царство
мыслей, дай возможность им почувствовать
себя в нём властелинами.
Литература
• Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120с.ю: цв.вкл.
• Топалова Е.П. Художники с пелёнок. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 128с. + цв. Вклейка 8с. – Как развивать художественные способности у детей.
• Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И.Педкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.
• Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 2002. – 128 с.
• Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.
• Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.: ил. Серия «Дошкольное образование».
• М.Г. Дрезнина О.А. Куревина Навстречу друг другу (программа совместно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста) – М., ЛИНКА_ПРЕСС, 2007 – 248с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector