Проект «Формирование патриотических чувств у детей 5 – 7 лет через ознакомление с родным краем.»

Автор: Багирова Венера Ильинична

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ детский сад №61 «Соловушка»

Населенный пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область

Тема: Проект «Формирование патриотических чувств у детей 5 – 7 лет через ознакомление с родным краем.»

Опубликовано: 02.03.2017 18:12

Получить свидетельство      Скачать материал


детский сад комбинированного вида
№61 «Соловушка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Формирование патриотических чувств
у детей 5 – 7 лет через
ознакомление с родным краем.

Автор-составитель:
Багирова Венера Ильинична
воспитатель МБДОУ ДСКВ № 61,
высшей квалификационной категории

г. Нижн Нижневартовск

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта
Формирование патриотических чувств у детей 5 – 7 лет через ознакомление с родным краем.
Автор проекта
Воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 61 «Соловушка» Багирова Венера Ильинична.
Организация исполнитель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 61 «Соловушка»
Адрес организации исполнителя, телефон/факс
г. Нижневартовск, ул. Дружбы народов 14а
тел. 45-18-95
География
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 61 «Соловушка»
Целевые группы
20 детей группы компенсирующей направленности
Тип проекта
Социально — педагогический
Сроки реализации
2 года
Цель
Формирование патриотических чувств у детей 5-7 лет, развитие эмациональной отзывчивости, готовности проявлять гуманность в поведении, деятельности через ознакомление с родным краем, городом, в котором они живут.
Задачи
1.Дать детям представление об истории возникновения и развития города Нижневартовска; о природных богатствах края.
2. Уточнить и расширить знания о коренном населении-ханты и манси;
3.Вызвать интерес к трудовым профессиям взрослых; воспитывать уважение к первооткрывателям самотлорской нефти;
4. Формирование толератности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Ожидаемые результаты
1. Иметь представление о своем городе, об истории возникновения и развития города, о богатствах края.
2. Знать историю Югорской земли и особенности жизни и быта коренного населения ханты и манси.
3. Иметь представления о памятных местах и знаменитых людях города.
4.Эмоционально отзываться и проявлять гуманность к людям иных национальностей, культурным традициям города и семьи.

Пояснительная записка
«Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, каким трудом заняты люди, какова природа – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств… » (Р. И. Жуковская)
Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во — многом определяется уровнем воспитанности, духовно – нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.
К сожалению, в последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов — над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более западными» образцами. В эти годы в практике дошкольного образования появилось увлечение различными зарубежными технологиями и педагогическими системами (М. Монтессори, Вальдорфской педагогикой и т.д.), которые нередко используются без учета российских национальных особенностей воспитания и обучения детей.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданственности. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского гражданского и патриотического сознания. Патриотизм стал кое-где перерождаться в национализм. Это происходит потому, что у подрастающего поколения не формируются такие качества личности, как понимание и принятие своей родной культуры и другого народа; уважение к своеобразным, непохожим на общемировые или родные быту, традициям, обычаям, нормам и правилам. Общественные деятели, педагоги и ученые считают, что кровавые межнациональные конфликты можно предотвратить, если мы будем искать в образовании пути сближения культур разных народов. Они отмечают, что умению вести «диалог культур», овладению «культурой межнационального общения» можно и нужно обучать с детства (Суслова Э. К.).
А с другой стороны, должны быть переосмыслены идеалы, на которые опирались педагоги в работе по нравственному воспитанию до недавних пор, так как в государственной политике в области образования сохраняется требование к педагогам осуществлять педагогический процесс таким образом, чтобы духовное и нравственное развитие не отставало от обучения и интеллектуального развития. Отсюда: понимая невозможность использования идеологизированных средств патриотического и нравственного воспитания в современных условиях, нужно им на смену выбрать идеалы вневременные и внеполитические, не подверженные идеологии.
В связи с этим, в условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества духовно- нравственное, гражданское воспитание дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания гражданственности и патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость создания такой системы образования, которая предусматривала бы условия для освоения детьми опыта предшествующих поколений, а главное – для приобретения умений пользоваться им в различных ситуациях. Ребенку предстоит, исходя из собственных возможностей и интересов, открыть для себя мир природы и культуры. В этой связи огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим разнообразием родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период; в определенных этнокультурных условиях, и в то же время, приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Выбор моей темы обусловлен актуальностью проблемы.
Цель проекта: Формирование патриотических чувств у детей 5-7 лет, развитие эмациональной отзывчивости, готовности проявлять гуманность в поведении, деятельности через ознакомление с родным краем, городом, в котором они живут.
Объект: формирование патриотических чувств у детей 5-7 лет.
Предмет: ознакомление с родным краем как средство формирования патриотических чувств у детей 5-7 лет.
Гипотеза проекта заключается в том, чтоуспешность развития дошкольников приознакомление с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Задачи:
1.Дать детям представление об истории возникновения и развития города Нижневартовска; о природных богатствах края.
2. Уточнить и расширить знания о коренном населении-ханты и манси;
3.Вызвать интерес к трудовым профессиям взрослых; воспитывать уважение к первооткрывателям самотлорской нефти;
4.Формирование толератности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса.
Главная идея проекта — обеспечение широкой направленности содержания образовательного процесса дошкольного учреждения на ознакомление детей с историей и культурой родного города, природным, социальным и рукотворным миром; на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские, многокультурные черты и обладающего качеством гражданина-патриота своей «малой Родины. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса кизучению родного города. Проблематика данного проекта требует повседневного взаимодействия с детьми, что доступно воспитателю.

Новизна Проект ориентирован на вступившие в силу новые федеральные образовательные требования (в части формирования умения ребенка ориентироваться в информационной средеи использовать полученные знания в практической деятельности) дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в образовательных областях реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет:
— активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Проблема духовно – нравственного воспитания дошкольников волновала многие умы педагогов и психологов.
В современной литературе изменились подходы к воспитанию подрастающего поколения. Педагоги — психологи Л.А. Венгер, В.А. Петровский, И.Я. Михайленко и другие смелее взглянули на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, на проблему их духовно – нравственного воспитания. В нормативном документе «Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.89 г. изложены ключевые позиции обновления системы дошкольного воспитания, при обновлении качества воспитания, с учетом индивидуальности каждого ребенка, возможно воспитание гражданина, патриота.
В 60 — 70 гг. понятие патриотизма и гражданственности рассматривалось как составная часть понятия нравственности, при этом главный акцент делался на познание ребенком своей страны, а чувственному восприятию внимания уделялось мало.
В 70 — 80 гг. появились исследования ученых, психологов, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. В основу патриотического воспитания был положен механизм нравственного воспитания, предполагающий единство знаний, отношений, поведения. О приоритете нравственных ценностей, воспитания патриотизма и гражданского становления личности указывается в «Программе патриотического воспитания граждан РФ на 2001-2004гг.» (от 16.02.2001г. за №122).
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительской власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций, творческих союзов и религиозных конфессий.

Содержание проекта

Формирование патриотических чувств у детей 5-7 лет, развитие эмациональной отзывчивости, готовности проявлять гуманность в поведении, деятельности через ознакомление с родным краем, городом, в котором они живут.
Формирование патриотических чувств у детей 5-7 лет, развитие эмациональной отзывчивости, готовности проявлять гуманность в поведении, деятельности через ознакомление с родным краем, городом, в котором они живут.

Цель

Цель

Принципы реализации проекта
Принципы реализации проекта

Принцип историзма — реализуется путем хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее.

Принцип историзма — реализуется путем хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее.

Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности – реализуется в сотрудничестве с семьей, детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетаниявсех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Нижневартовска.

Принцип интегративности – реализуется в сотрудничестве с семьей, детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетаниявсех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Нижневартовска.

Принцип гуманизации – предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип гуманизации – предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Модель

Этапы реализации проекта

I этап
(аналитический)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями, детьми вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; проведение диагностики, анкетирование родителей; была подобрана литература, выявлен уровень сформированности основ патриотического воспитания у детей.

II этап (организационный)

Составление перспективных планов работы с детьми, родителями по формированию патриотических чувств; разработка содержания досугов и праздников; подбор дидактического материала, литературы;планирование работы родительского клуба «Я и моя семья»

III этап (практический)

Привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера);
индивидуальная работа с детьми и родителями;
работа родительского клуба «Я и моя семья».

IV этап (итоговый)

Проведение диагностического обследования, анкетирование, беседы, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы. Осуществление проекта находится на этапе подведения итогов.

Модель организации работы по формированию патриотических чувств у детей 5-7 лет через ознакомление с родным краем.

Ознакомление с родным краем
Ознакомление с родным краем

Воспитанники
Воспитанники

Учитель-логопед

Учитель-логопед
Анкетирова-
ние
Анкетирова-
ние
Родительские собрания
Родительские собрания
Семья
Семья
Оборудование предметно – развивающей среды
Оборудование предметно – развивающей среды
Педагоги
Педагоги
Планирование работы с детьми
Планирование работы с детьми
Изучение программ, инноваций
Изучение программ, инноваций
Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества

Родительский клуб
Беседы, консультации, экскурсии
Родительский клуб
Беседы, консультации, экскурсии

Создание предметно — развивающей среды в группе.
Приобщение к истокам родного края, воспитание гражданина и патриота предусматривает следующее:
Воспитатель сам должен хорошо знать природные, географические, исторические, социальные, экономические особенности города, края.
Продумать, о чем рассказать детям, что показать, в какой форме, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показав при этом связь города со всей страной, планируя тем самым поэтапную работу.
Работу необходимо начинать с изучения краеведческой литературы. Следует подобрать библиотечку произведений писателей, поэтов, чьи имена связаны с родным краем и отражают быт, культуру, национальные традиции в доступной детям форме. Для пополнения своих знаний об истории и достопримечательностях города и края, можно посетить краеведческий музей имени Т.Д. Шуваева. В завершении своей подготовки необходимо изготовить творческие развивающие игры, например «Я — живу в Нижневартовске»
Одним из условий формирования представлений о Родине, крае, городе, воспитания патриотизма является создание развивающей среды в группе, построенной на принципах личностно – ориентированного подхода.
Такая развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей создается педагогами совместно с родителями воспитанников.
Компоненты развивающей среды:

Мини–музей, где находятся фотографии, открытки, альбомы, книги, хантыйские орнаменты. Представлены куклы в народных костюмах, гербы и флаги городов; изделия из бисера, ткани и дерева; амулеты — обереги хантыйские.
Уголок природы, где созданы условия для каждодневного ухода за живыми объектами и общения сними. Там же находятся: камни и различные семена, сухие листья, ветви и сухая кора деревьев, образцы песка, морские и речные раковины. Поделки из природного материала и календарь природы; иллюстрации природных зон Земли (тайги, тундры, пустыни и т.п.).
Уголок «умных книг», в которой собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Размещены и куклы, которые использую во время беседы.
Мастерская, где подготовлены планы, изображающие отдельные основные помещения и общие поэтажные планы детского сада; компас и глобус; разномасштабные карты и схемы родного города; серии открыток с изображениями достопримечательностей города. Здесь можно найти и мелкие игрушки, машинки. Конструкторы, разложены по форме; схемы и чертежи – развертки, трафареты; листы бумаги для чертежей, альбом по
архитектуре; плоскостные геометрические фигуры разного цвета, формы и величины.
Уголок изобразительной деятельности, где размещены и настоящие картины. В наличии имеются бумага разного формата, карандаши, краски, гуашь, клей, кисточки, пластилин и глины. Русская матрешка, подносы с росписью, игрушки из дерева.
Уголок экспериментирования, где хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов: песочные часы, лупы, термометры, трубочки, мерные стаканчики и ряд других предметов

Ресурсное обеспечение

Ресурсное обеспечение проекта
Ресурсное обеспечение проекта

Тематический план занятий, иллюстрации, беседы.

Тематический план занятий, иллюстрации, беседы.

Подбор художественных народных произведений, стихи о Нижневартовске
Подбор художественных народных произведений, стихи о Нижневартовске

Подбор методической литературы
Подбор методической литературы
Музыкальный зал,
музей «Родной край»
Музыкальный зал,
музей «Родной край»

Дидактические игры
«Путешествие по Нижневартовску»,
«Знатоки родного города»

Дидактические игры
«Путешествие по Нижневартовску»,
«Знатоки родного города»

Участники прое

Участники проекта
Участники проекта

Дети
Дети
Педагоги
Педагоги

Музыкальный руководитель
Музыкальный руководитель
Заместитель заведующего по ВМР
Заместитель заведующего по ВМР
Родители
Родители

Материально-техническое обеспечение.
Методическая литература по педагогике, психологии, по нравственно – патриотическому воспитанию, программы по нравственно – патриотическому воспитанию.
Группа, музыкальный зал, музей, народные костюмы, народные музыкальные инструменты, компьютер с выходом в Интернет.

Методическое обеспечение проекта
• опора на содержание:
• — Программы «Развитие образования города Нижневартовска на
• 2007–2011 годы»;
• — Программы «Развития дошкольного учреждения»;
• — образовательной программы дошкольного учреждения.
• выявление проблем в формировании основ патриотического воспитания у детей 5-7лет;
• разработка содержания проекта;
• перспективно-тематическое планирование занятий,развлечений;
• перспективно-тематическое планирование работы с родителями;
• разработка конспектов;
• подбор наглядности, разработка дидактических пособий, игр, упражнений, костюмов;
• подбор, разработка содержания диагностического инструментария;
• организация и проведение мониторинга реализации проекта;
• комплектование методической копилки;
• разработка содержания рекомендаций для родителей;
• оформление информационного стенда для родителей;
• анализ реализации образовательной программы;
обобщение и распространение педагогического опыта через проведение праздников, выступления на педагогических советах, семинарах.

Модель реализации проекта
Направление проекта реализуются посредством взаимодействия педагога, детей и родителей.
Анкетирование р
одителей

Анкетирование р
одителей

Продукт совместной творческой деятельности музей «родной край»
Продукт совместной творческой деятельности музей «родной край»

Родительский клуб по теме: «Воспитание патриотических чувств через ознакомление с родным краем».

Родительский клуб по теме: «Воспитание патриотических чувств через ознакомление с родным краем».

Хантыйские народные игры.

Хантыйские народные игры.

Ребенок
Ребенок
Ро
ди
тель
Ро
ди
тель

Заучивание стихотворений о родном городе
Заучивание стихотворений о родном городе
Брошюры для детей параллельных групп «герб семьи»
Брошюры для детей параллельных групп «герб семьи»
Педагог
Педагог

Театральные представления

Театральные представления

«День открытых дверей», «День семьи»
«День открытых дверей», «День семьи»

Совместное участие педагогов, родителей и детей в праздниках.
Совместное участие педагогов, родителей и детей в праздниках.
Индивидуальные беседы с родителями
«Говорящие гербы»»,
Индивидуальные беседы с родителями
«Говорящие гербы»»,

_x000C_
На III этапе (практическом) я разработала и апробировала систему по формированию у детей 5 – 7 лет патриотических чувств.
Система включает работу по образовательным областям:
Образовательная область «Познание»:
• Непосредственная образовательная деятельность«Путешествие в историю города»
• составление генеалогического древа, герба семьи;
• КВН «Знатоки родного края»;
• Мое имя, его значение.
Образовательная область «Социализация» включает:
• Подвижные игры;
• Дидактические игры;
• Сюжетно — ролевые игры.
Образовательная область «Художественное творчество»:
• Рисование («Моя семья», «Портрет мамы», «дорога в детский сад» и др.);
• Аппликацию («Подарок маме, папе», «Дома бывают разные» и др.);
• Ручной труд («Изготовление хантыйских кукол-акань», изготовление поделок из бисера)
• Выставки совместного труда детей и родителей (составление герба своей семьи, родового (генеалогического) дерева, выставка рисунков о родном Нижневартовске.
Образовательная область «Музыка»:
• Музыкальные занятия;
• Совместную деятельность: разучивание стихов, песен.
• Развлечения: «Увлечения моей семьи», «Пальчики оближешь» и др.
• Театральные представления.
Родители принимали активное участие в подготовке и проведении праздников.

Модель
интеграции образовательных областей при реализации проекта

Модель организации работы с родителями по ознакомлению детей 5-7 лет с родным краем.
Формирование патриотических чувств и гражданское становление дошкольника проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. В такой работе необходимо опираться на родителей, как на равноправных участников образовательного процесса, процесса становления личности ребенка, а не считать их лишь сторонними наблюдателями.
«Истинного гражданина, патриота надо воспитывать. Позиция родителей в жизни, их собственная гражданская активность – первое условие патриотического воспитания и все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» — завещал А. С. Макаренко.
Прежде чем начать знакомить дошкольников с историей и традиционной культурой родного города, необходимо провести опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал данный материал в дошкольном учреждении.
С целью выявления отношений к вопросу патриотического воспитания педагогами дошкольного образовательного учреждения № 61 «Соловушка» проведено анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников, результаты которого показали следующее: 72 % родителей считают, что детей нужно приобщать к социальной действительности, знакомить с историей города, его достопримечательностями; посещать музеи, выставки, театры. И только 58% родителей рассказывают детям о своей профессии, работе, а 28 % респондентов считают, что ещё рано знакомить детей, они ещё малы.
По словам А. С. Макаренко «вдумчивые родители ещё до школы, удовлетворяя детскую любознательность, расскажут своему ребенку о родном городе, об истории возникновения, о перспективах его развития…».
После анализа результатов опроса следует приступать к планированию совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи по проблеме формирования нравственного здоровья дошкольников через патриотическое воспитание.
Маленькому ребенку трудно представить устройство большого города и историю его возникновения, поэтому работу следует начинать последовательно от более знакомого, т.е. семьи. Есть мнение, что ребенок любит свой дом и родителей независимо от того, плохие они или хорошие. Чувство защищенности, которое дарит дошкольнику родной дом, рождает в нем потребность иметь, как все: дом и родителей – надежду и опору, кормильцев и защитников. Поэтому очень важным моментом в работе является ознакомление детей с традициями своих семей. С этой целью включены следующие мероприятия:
• беседа с воспитанниками об их родителях, родственниках.
Примерные вопросы:
Что ты можешь рассказать о себе?
Назови членов твоей семьи.
Что ты знаешь о своём брате (сестре)?
Назови имена своих родственников.
Откуда приехали бабушка и дедушка в город Нижневартовск?
Какие праздники проводятся в твоей семье?
Примечание: в ходе таких бесед дети не только пересказали всё, что узнали от взрослых, но и «прочувствовали» особенность того времени, когда бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой; познакомились с играми, в которые они играли, и сами поиграли в них; нарисовали одежду, в которой они ходили. Дети узнали, что история каждой семьи может оформляться в виде альбома и тем самым становиться семейной реликвией.
• совместное творчество детей и взрослых: рисование на темы «Моя семья», «Дом моей бабушки», «Портрет мамы», «Безопасный дом» и т.д.
• изготовление подарков для родных и близких.
• составление групповых семейных альбомов.
• организация семейной гостиной и проведение презентации «Увлечения моей семьи».
• организация интеллектуальной игры «Мой дом – моя крепость», где родители показывают домашние заготовки со своими детьми: рассказывают стихи собственного сочинения, придумывают рассказы, инсценируют сказку и т.п.
• совместный праздник «Пальчики оближешь», где мамы и бабушки демонстрируют свои кулинарные способности. Дети также не остаются безучастными: используя кулинарные формочки, вырезают из теста печенье. Мероприятие заканчивается совместным чаепитием.
• совместное составление герба своей семьи, родового (генеалогического) дерева, древа трудовых династий и календаря семейных дат. Многие родители с вдохновением воспринимают такую идею, некоторые затрудняются, спрашивают, что и как. Поэтому разрабатывается и проводится консультация «Говорящие гербы». После проделанной работы организовывается выставка, куда приглашаются воспитатели со своими воспитанниками из других групп, их родители. Сами дошкольники знакомят гостей с экспозициями.
• День открытых дверей и День семьи.
Также в группах для родителей подготавливаются консультации: «Народные традиции», «Традиции нашего города», «Лекарственные растения нашего края»; методические рекомендации по ознакомлению с природой. Вместе с родителями оформляется мини-музей в группе, где представлены куклы народов ханты, куклы в национальных костюмах других народностей.

Выявление сформированности патриотических чувств у детей 5 – 7 лет.
С целью отслеживания результативности проекта и выявления уровня сформированности знаний и представлений детей о родном городе (истории города, окружающей природы и природных ресурсах, труде взрослых, культурном наследии, коренном населении, традиций), нами разработан диагностический инструментарий, состоящий из ряда вопросов для беседы с детьми по всем разделам данного проекта и оценочных критериев.
Весь изучаемый материал я распределила по разделам:
• Дом-колыбель души;
• Путешествие в историю города;
• Наше наследие;
• Нас собрал Самотлор;
• Твои защитники, город;
• Нижневартовск-спортивный;
• Природа нашего края;
• Наша символика;
• Мир малыша ханты.
Показатели оценки критериев сформированности основ патриотического воспитания у детей 5-7 лет.
• Имеет представления о своем городе, о других городах края, где живут люди иных национальностей.
• Знает символику Югры, города.
• Узнает учреждения культурно-бытового обслуживания (театр, библиотека, школа…) по внешним вывескам. По карте-схеме может рассказать о городе, об улицах.
• Хорошо себе представляет труд рыбаков, нефтяников, основные этапы в процессе создания продукции.
• Имеет представления о знаменитых людях города, о всенародных праздниках.
• Различает по внешнему виду и называет растения, наиболее распространенные в крае.
• Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
• Имеет представления о творчестве русского народа, о хантах.
• С уважением относится к национальностям, к их культурным традициям.
• Сформирована потребность заниматься художественной деятельностью.
• Ребенок любит родителей, близких, свой дом.
• Управляет своим поведением, знает, что можно и что нельзя.
• Ребенок способен организовать совместную деятельность, игру.
• Дошкольник спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми, знает правила общения.
• Участвует в посильном труде, понимает нужность и важность труда, с уважением относится к людям труда.
• Он физически подготовлен, владеет основными видами движений.
На протяжении 2 лет воспитанники показывают стабильные результаты по формированию патриотических чувств.
На 32% повысился уровень знаний об истории родного города, края. Уровень представлений о традициях, быте коренных народов Севера на 34%.
30% детей имеют высокий уровень сформированности представлений о труде взрослых родного края.
Стабильность показателей обеспечили:
• оснащение предметно-развивающей среды;
• совершенствование учебно-методического комплекса;
• разработка методических рекомендаций для педагогов;
• разработка консультаций, буклетов для воспитанников и педагогов, для родителей и работы клуба «Я и моя семья»;
• совместное проведение родительских собраний, праздников, досугов с активным участием родителей.
Сравнительные результаты уровня сформированности патриотических чувств у детей 5-7 лет за 2009 – 2011 годы
На констатирующем этапе реализации проекта (2009-2010 учебный год) проводилась диагностика детей старшей группы, для чего нами разработан диагностический инструментарий — опросник для детей. Данное исследование осуществлялось в рамках мониторинга достижений воспитанников по разделам образовательной программы Т.Н. Дороновой «Радуга».
В определение знаний, умений, навыков принимали участие 20 воспитанников 5-6 лет.
Целью диагностического обследования являлось: определение уровня знаний и представлений детей о родном крае, городе (истории города, окружающей природы и природных ресурсах, труде взрослых, культурном наследии, коренном населении, традиций).
Результаты стартовой диагностики показали: из 20детей старшей группы средний уровень показали 72% , низкий — 28 % . Высокий уровень не выявлен.

Диаграмма 1
Стартовый уровень сформированности знаний и представлений
о родном крае детей старшего дошкольного возраста

Средний уровень Низкий уровень

Анализ результатов позволили сделать следующие выводы: у большинства воспитанников недостаточен уровень знаний о местоположении города, края (географические особенности); некоторые называют лишь 1-2 улицы города; из природных богатств выделяют только нефть; определяют в основном только профессию нефтяников, из достопримечательностей — «памятник Алёше» (так называют дети Памятник покорителям Самотлора), часть детей о многих городских праздниках даже не слышали, путаются в символике, у них прослеживаются недостаточные знания о природе края и коренных жителях.
В мае 2009- 2010

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector