Роль педагога в адаптации детей к ДОО.

Автор: Фокина Татьяна Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ д/с № 66

Населенный пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область

Тема: Роль педагога в адаптации детей к ДОО.

Опубликовано: 04.03.2017 13:36

Получить свидетельство      Скачать материал


Статья на тему:
«Роль педагога в адаптации детей в ДОО»

Проблема адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения в настоящее время является актуальной. Социально-экономическое положение общества в настоящее время обусловливает потребность родителей в поиске дополнительных источников дохода. Что, в свою очередь, становится причиной раннего выхода молодых матерей на работу. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение, закономерно сопровождается рядом сложностей. При смене привычной социальной среды у ребенка закономерно обостряются проблемы личностного характера, происходит процесс социальной и физической адаптации к новым, непривычным условиям. В отличие от семейного уклада жизни режим дошкольного учреждения характеризуется строго упорядоченной сменой целенаправленных воспитательных воздействий и мероприятий.
Большую роль для ребенка играет стиль общения педагога, который, как правило, значительно отличается от домашнего. Указанные изменения в жизни ребенка создают для него стрессовую ситуацию, которая в свою очередь, может привести к невротическим реакциям.
Учитывая все вышесказанное, становится ясно, что в процессе адаптации ребенка к условиям ДОУ значительной является роль педагога дошкольного образовательного учреждения. Именно от педагога, находящегося рядом с ребенком зависит успешность его адаптации и социализации.
Подчеркивая значимость проблемы адаптации детей к условиям ДОУ, недостаточно проработанный вопрос в дошкольных учреждениях, можно сказать, что данная проблема является плохо решаемой. Воспитатели групп оказываются не готовыми к оказанию вновь поступившим детям квалифицированной помощи и психолого-педагогической поддержки; они часто демонстрируют отсутствие навыков грамотного построения взаимоотношений с родителями новичков [3].
Наиболее серьезными проблемами адаптации детей в научной литературе называют:
— наличие довольно низкого уровня нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте отмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти, выявляются невысокие показатели интеллектуальной готовности к школе;
— наличие различных отклонений в поведении ребенка. Эта проблема касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимости или малоэмоциональности, неконтактности детей, появления страхов, энуреза, тиков и др. В связи с этим, крайне важной считаем осведомленность педагога о состоянии ребенка в период адаптации. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), а также при вхождении в новый коллектив.
Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например, переход в детское учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми [2]. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Согласно исследованиям Крюкова, С.В., характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых. Главное для ребёнка — это взрослый. От того, как взрослые взаимодействуют с ребенком в период адаптации, как организуют его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.[6]
Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод о том, что, роль педагога в адаптации ребенка к условиям ДОУ велика. В данный период воспитатель должен создать комфортные психологические и средовые условия, безусловным условием чего является осведомленность педагога о состоянии ребенка. Важная роль, на наш взгляд, здесь должна отводиться семье. Для создания необходимых условий для комфортного пребывания ребенка, воспитатели должны владеть соответствующими формами и методами работы.

Список литературы

• Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2014. – 205 с.
• Айсина, Р.  Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В.  Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. – 2013. – № 7 – с.66 –90.
• Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — М.: Айрис-пресс, 2012. — 112 с.
• Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2011. – №1 – С.36-39.
• Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая программа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения / С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк. – М.: генезис, 2012. – 143с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector