Интегрированное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР (3ур.).

Автор: Квитка Елена Анатольевна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МБДОУ № 9″ Радуга»

Населенный пункт: г. Карасук, Новосибирская область

Тема: Интегрированное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР (3ур.).

Опубликовано: 05.03.2017 04:42

Получить свидетельство      Скачать материал


Интегрированное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР (3ур.)

Тема: «Поможем тетушке Сове собрать бусы» Данная разработка интегрированного занятия предназначена для детей подготовительной группы с ОНР (3 уровень).

Занятие построено в форме путешествия.

Главной целью занятия является закрепление представлений детей о звуках С – СЬ и знакомства с буквой С.

В предлагаемом занятии реализуется основной принцип специального образования — принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно:
• коррекционное воспитание,
• коррекционное развитие,
• коррекционное обучение.

В ходе занятия применяется интеграция различных образовательных областей:
• «речевое развитие»
• «физическое развитие» – на протяжении всего занятия дети находятся в движении: путешествуя, они переходят по мостику (спортивная скамейка) через речку, идут по тропинке — рифминке (массажная дорожка), выполняют физические упражнения на физкультминутке;
• «художественно — эстетическое развитие» – дети с помощью соленного теста лепят букву «С»;
• «социально – коммуникативное развитие» — дети взаимодействуют не только с учителем — логопедом, но и с героем занятия – тетушкой Совой.
Таким образом, создаётся единое образовательное пространство для детей с особенностями в развитии и разными образовательными возможностями.
С целью создания новых средств для развития детей, использования новой наглядности, преобразования предметно — развивающей среды, на занятии использовались ИКТ.
На протяжении всего занятия дети путешествовали с помощью карты — презентации, использование гиперссылок позволяли после прохождения каждого задания возвращаться к карте и видеть дальнейший маршрут.
Все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Заинтересованность детей поддерживается желанием помочь тетушке Сове собрать бусы, рассыпанные по лесу (каждая бусинка нанизывалась на нить). Необходимо отметить, что такое построение занятия позволило добиться устойчивого внимания, заинтересованности на протяжении всего занятия и решения всех поставленных задач.

Программное содержание: Тема: Поможем тетушке Сове собрать бусы. Цель: Закрепление представлений детей о звуках С – СЬ и знакомство с буквой С.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
• Уточнить характеристику звуков [с], [сь];
• Научить дифференцировать звуки [с], [сь] в слогах, словах
• Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-четырех звуков;
• Познакомить с буквой С;
• Формировать навыки чтения прямых и обратных слогов;
• Учить лепить букву С из теста.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать фонематическое восприятие;
• Развивать внимание, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;
• Развивать координацию речи и движений.
Коррекционно-воспитывающие:
• Воспитывать звуковую культуру речи;
• Воспитывать взаимопомощь, умение сопереживать герою занятия.

Методические приемы:
1. Игровая мотивация – собрать рассыпанные бусы для тетушки Совы.
2. Дидактические игры и упражнения:
• «Собери звуковые цветы»
• «Определение места звука в словах»
• Звуковой анализ и синтез слов «сок» и «сито»
3. Загадки.
4. Чтение прямых, обратных слогов. Чтение слова «СОВА».
5. Лепка буквы из пластилина.

Оборудование:
Мост — скамейка, массажная тропинка, письмо от Совы, картинки: стол, стул, самовар, семь, сирень, серьги, символы звуков [с], [сь], бусы, звуковые цветы, вазы зеленого и синего цветов, картинка «Оса», схемы «синички», звуковые домики, картинки «сок», «сито», соленое тесто, презентация «Волшебный лес», сладкие призы.
Герои: тетушка Сова.

Ход занятия
• Орг. момент.
Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздороваемся с ними.
А что бы у нас и у всех гостей было хорошее настроение, я предлагаю встать в круг и проговорить наше приветствие.

Встанем, встанем, встанем в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся,
Крепко ладошку к ладошке прижмём,
И играть все вместе сейчас мы начнём.
Будем сегодня слушать, рассуждать.
И друг другу играя дружно помогать.
А гостям мы пожелаем:
С пользой время провести,
Интересное увидеть
И с собою увезти.

Уважаемые гости, у Вас хорошее настроение?
А у вас ребята?

Тогда ребята послушайте мои загадки

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Загадки мои отгадали. А кто из Вас догадался, о чём играя, мы сегодня с вами будем говорить?
Правильно, о звуках и букве.
А чем звук отличается от буквы?
Ой, ребята, я же совсем забыла.
Сегодня утром я получила письмо от тетушки Совы, хотите узнать, что она пишет?

Письмо: — Здравствуйте, друзья! Сегодня у меня праздник, я хотела надеть свои любимые бусы, но они рассыпались и бусинки раскатились по волшебному лесу. Чтобы собрать их, необходимо выполнить задания.

Логопед: Ребята, так что же мы будем делать?
Ответы детей: «Мы будем помогать тетушке Сове!»
Логопед: Задания непростые. А помогут нам их выполнить, картинки от тётушки совы, названия которых, начинаются с таинственных звуков (Показываю карточки с картинками, в названиях которых встречаются звуки [с], [с’] самолёт, самовар, санки, сыр, сирень)
Логопед: Как вы думаете, что это за звуки?
Ответы детей: «Звуки [с], [с’]».
Логопед: Правильно. Прежде, чем отправится в волшебный лес, предлагаю дать характеристику звуков, а поможет нам в этом наша схема
Характеристика звуков:
Логопед: Определите, гласный это звук или согласный. Твердый или мягкий. Звонкий или глухой.
Повторение артикуляции и характеристики звуков [с], [сь].
Эти звуки похожи, их можно перепутать?
Помогая тётушке сове мы с вами ещё что будем делать:
Ответы детей: Различать звуки [С][Сь]

Логопед: А теперь пора в путь, который покажет нам карта.
Посмотрите, куда мы отправиться вначале?
(Карта представлена на слайдах. )

Логопед: Сначала мы перейдем звуковую речку. В ней живут рыбки-звуки, мы с вами поймаем только рыбок со звуком С.
Если услышите такой звук, хлопайте в ладоши.
Игра «Поймай звук/слог/в ладоши».
А, Н, С, З, Т, Г, З, С, Ш, С, С.
Со, ша, су, ша, та, сы и т.д.

Логопед: Молодцы, мы поймали рыбок и можем перейти речку.
( гимнастическая скамейка)
А вот и первая бусинка!
Ребята, посмотрите, куда мы теперь пойдем?
Ответы детей: «На цветочную полянку».
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько здесь цветов! Давайте соберем два букета для тетушки Совы.
В синюю вазу мы будем собирать цветы, на которых нарисована картинка с твердым звуком [с], а в зеленую вазу мы будем собирать цветы, на которых нарисована картинка с мягким звуком [сь].
(Цветы — картинки: сом, сапоги, собака, сумка, серьги, сено, семечки.)
Дидактическая игра «Букеты для тетушки Совы». Дети выполняют задание, при выборе цветов с нужным звуком уточняю, почему цветок поставил в синюю или зеленую вазу, какой звук слышим в слове…

Логопед: Молодцы, ребята, вы собрали букеты. Посмотрите, нет ли здесь бусинки (дети находят бусинку под цветком).
Где вы нашли бусинку?
Ответы детей: «Мы нашли бусинку под цветком».
Логопед: Нам пора двигаться дальше.
Посмотрите на карту, куда мы теперь пойдем?
Ответы детей: «Мы пойдем к осе».
Логопед: Впереди оса, она может нас ужалить. Чтобы оса нас пропустила, мы с вами пройдем по тропинке — рифминке. ( массажный коврик)
Повторяйте за мной рифмовки, будьте внимательны, если вы ошибетесь, то оса может вас ужалить!

• Рифмовки про осу:
Со-се-са – вот летит оса
Си-су-са – села мне на нос оса
Со- ся-су – я гоню осу
Сы-си-са– злится оса
Си-со-са – в нос ужалила оса
Сы–си – со – стал мой нос как колесо
Се-со-са – улетай скорей оса
Сы-се-са – улетела оса

Логопед: Ну, вот мы и прошли мимо осы. Она нашла бусинку и отдала ее нам. Посмотрите на карту, куда мы отправимся теперь?
Ответы детей: «Мы отправляемся к синичке».
Логопед: Правильно, следующее задание для нас приготовила синичка. Чтобы его выполнить, мы сядем за столы. (Дети садятся за столы)
Логопед: Как вы думаете, какое задание предлагает нам выполнить синичка? Ответы детей: «Мы будем определять место звука в слове».

Логопед: Правильно. Возьмите синичку, символы звуков [с], [сь].
Я вам буду называть слова, а вы определите, какой звук вы слышите в слове -[с] или [сь], где находится звук – в начале, в середине или в конце.

• Определение места звука С в слове.
Слова для звукового анализа: нос, коса, сок, колесо, квас, семья, письмо.

Логопед: Ребята, вы справились с заданием синички, и она нам дала бусинку. А теперь, давайте немного отдохнем.
• Физкультминутка.
Наступает в лесу тишина,

Заблестела на небе луна.

Ежик свернулся клубком,

Зайчик уснул под кустом.

Только сове не спится,

В небе ночном кружится:
Ищет своих друзей, 
Бывает грустно и ей. Покричала. Полетала. Пошумела. 
И на ветку дуба старого Она тихо села.
(Руки плавно поднимать вверх, опускать) 
(Покачивания поднятыми руками) 
(Руки на поясе, свести и развести лопатки 
(Присесть на корточки) 

(Руки в виде крыльев в стороны, помахивание вверх – вниз) 

(Бег по кругу) 

(Наклон туловища вперед, руки отведены назад) 
(Присесть) 

Логопед: Посмотрите, куда мы теперь пойдем?
Ответы детей: «К собачьей конуре».
Логопед: Хитрая собака спрятала в своей конуре бусинку и отдаст нам ее, если мы отгадаем загадки и составим схемы отгадок.
• Составление звуковых схем слов.

— Отгадайте, что может быть смородиновым, апельсиновым, абрикосовым… СОК.
Составьте схему слова: «СОК».
СОК- 3 звука,
1 звук – С – согласный, твердый, глухой (синий квадратик)
2 звук– О – гласный (красный квадратик)
3 звук – К — согласный, твердый, глухой (синий квадратик)

— Следующая загадка:
Оно мне поможет просеять муку,
Я с мамой воздушный пирог испеку.
СИТО– 4 звука
1 звук – С – согласный, мягкий, глухой (зеленый квадратик)
2 звук – И – гласный (красный квадратик)
3 звук – Т — согласный, твердый, глухой (синий квадратик)
4 звук – О – гласный (красный квадратик)

Логопед: Молодцы, ребята, вы справились и получаете еще одну бусинку.

• Знакомство с буквой С.
Логопед: Ребята, дом совы уже совсем близко, наступает ночь, и на небе появляется…. МЕСЯЦ.
Полумесяц в небе темном,
Буквой С повис над домом!

Какую букву напоминает нам месяц?
Ответы детей: «Букву С».
Логопед: Расскажите, на что еще похожа буква С?
Ответы детей: «Серп, месяц, ручка у чашки, перевернутая — радуга, мостик, рога, улыбка и т.д.»
Логопед: Давайте в воздухе напишем букву С (показываю образец).
Ребята, тетушка Сова очень любит печенье. Давайте вылепим печенье для тетушки Совы в форме буквы С?
Перед вами лежат кусочки теста в форме шара. Во что мы превратим шар, чтобы получилась буква С?
Ответы детей: «В колбаску».
Лепка буквы. Логопед вместе с детьми лепят печенье в форме буквы С.

Логопед: Молодцы, у вас получились очень красивые буквы. А теперь посмотрите, что я нашла в кусочке теста…
Ответы детей: «Бусинку» (дети нанизывают бусинку на нить).
Логопед: Ребята, перед нами домик, к нему ведет лесенка, мы будем подниматься по лесенке и читать слоги: АС, УС, ОС, ИС, а затем опускаться и читать: СИ, СО, СУ, СА.

Логопед: Ну, вот мы и пришли. А верно ли мы пришли к домику? Предлагаю узнать выложить из букв слово. Слово необходимо выложить по первым звукам каждой из присутствующих здесь картинок. А теперь прочитайте слово которое у нас с вами получилось: СОВА.
Из домика выходит Сова.
Сова: Здравствуйте, я очень рада, что вы пришли ко мне в гости!
Логопед: Тетушка Сова, ребята собрали твои бусы.
Сова: Спасибо, ребята, за помощь.
Тетушка Сова: Дети, вам понравилось путешествие? Если да, то громко похлопайте, если нет, то тихо потопайте! Рефлексия.
Тетушка Сова: Я очень рада, что вам понравилось путешествие. И за вашу помощь я хочу вам подарить этот мультфильм.
Логопед: Спасибо, тетушка Сова, за мультфильм, нам пора возвращаться в детский сад, а помогут нам вернуться волшебные слова:
«Са-са-са – верни нас в детский сад, Сова»

Список используемой литературы: Селивестров В. И. Игры в логопедической работе. – М.: ГномиД, 2008. – 148 с. Залмаева Р. Я. Сам себе логопед. –М.: Сфера, 2009.-114 с. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. – М.:Сфера, 2009.-71 с. 



• Рифмовки про осу:
Со-се-са – вот летит оса
Си-су-са – села мне на нос оса
Со- ся-су – я гоню осу
Сы-си-са– злится оса
Си-со-са – в нос ужалила оса
Сы–си – со – стал мой нос как колесо
Се-со-са – улетай скорей оса
Сы-се-са – улетела оса

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ПО ФГОС НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В САФАРИ-ПАРК НА ФОТООХОТУ.ЗВУК И БУКВА С»
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе по теме: «Звук и буква С»..
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:
• Закрепить  правильное произношение звука С, познакомиться  с буквой С;
• Тренироваться в определении места звука С в словах;
• Тренироваться в делении  слов на слоги;
• Обогащать и активировать словарный запас по теме «Животные жарких стран»,»Африка»;
• развивать связную речь, фонематический слух, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику.
• Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование:
• Диски-вертушки;
• марблс, цветная бумага;
• зеркала;
• логообезьянка,игрушки слона, зебры, жирафа, попугай, бегемот, верблюд, страус, лев, павлин, фотоаппараты.  
Путешествие в сафари-парк на фотоохоту.
Автор: Учитель-логопед Живаева Евгения Александровна
Ход образовательной деятельности:
 
Образова-тельная область по ФГОС
Вид деятель-ности
Содержание деятельности
Речевое развитие
Коммуни-кативная деятель-ность
Цель: Установить эмоционально-позитивный контакт логопеда с детьми, активизировать внимание и интерес к теме занятия.
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут (имя педагога)! Я хочу пригласить Вас в сафари-парк на фотоохоту. Послушайте:с-с-сафари. Какой звук я выделила голосом? Звук С.
— Правильно, сегодня мы повторим звук С и выучим букву С.
А в этом нам помогут животные, которые обитают в  Африке и других жарких странах. Фотоохота у нас будет не простая. Что бы получить фотографию животного, мы попробуем выполнить задания.
Давайте поможем нашему самолётику взлететь быстрее, подуем на его пропеллер (диск-вертушка) .Вот мы и в Африке.
А кто же первая встречает нас в Африке? Послушайте загадку.
Это что за озорница На лиане веселится? На хвосте качается, Скачет и кривляется?
Обезьянка!Её зовут Анфиса! Анфиса очень хочет с вами познакомиться. А знакомиться мы будем особым образом: называете своё имя и дотрагиваетесь своей ладошкой до обезьяньей лапки(Проводится процедура поочерёдного знакомства детей с игрушкой-обезьянкой)
 
Физическое развитие
 
 
 
 
 
 
 
Речевое развитие
Двигатель-ная деятель-ность
 
 
 
 
 
 
Коммуни-кативная деятель-ность
Чтобы сфотографировать животных, надо размять пальцы.
Шагаем мы в сафари-парк,
Побывать там каждый рад.
Антилопы, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы.
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
У нас чудесный аппарат,
Фотографировать он рад.
Сделаем вам фото!
Вот охота так  охота.
А какие слова со звуком С Вы услышали в этом стихотворении? Сафари, слоны, сделаем
 
Физическое развитие
Двигатель-ная деятель-ность
3. Артикуляционная гимнастика .
Вы же знаете что все обезьянки-кривляки и наша обезьянка хочет покривляться. Давайте вместе с нашей обезьянкой сделаем упражнения для нашего язычка.
Покажите, как улыбается обезьянка.
Анфиса любит улыбаться,
Рот у Анфисы до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Улыбнитесь и вы ей.
Развеселилась наша обезьянка, и запрыгал у неё язычок: вверх-вниз, как на качелях. Покачаемся и мы.
На качелях я качаюсь
Вверх, вниз, вверх, вниз
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Устала наша обезьянка и устали наши язычки, давайте позволим им отдохнуть.
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять-
Язык можно убирать.
Фотографируем нашу обезьянку и отправляемся дальше.
Социально-коммуника-тивное развитие
Речевое развитие
Игровая деятель-ность
• Игра «4 лишний».
Посмотрите, перед нами высочайшая и красивей шая гора в Африке-Килиманджаро. Преодолеем её, если отгадаете какая картинка лишняя.
На панно: СЛОН, кошка, коза, кролик.
— Какая картинка лишняя? – Слон.
— Почему? – Слон- животноое тёплых стран, дикое, а остальные домашние животные
— Какой первый звук в слове Слон? _- Звук С.
Молодцы!
Речевое развитие
Коммуни-кативная деятель-ность
• Характеристика звука С, артикуляция.
— Какой звук С? – Согласный, глухой, твердый, свистящий.
— Как мы произносим звук С? – Губки улыбаются, зубки заборчиком, язычок горочкой у нижних резцов, холодная струя воздуха выходит из ротика.
Произнесение звука С логопедом, детьми, хором, индивидуально.
Делаем фотографии слона.
Социально-коммуника-тивное развитие
Речевое развитие
Игровая деятель-ность
• Игра «Попугай».
 А теперь мы попали в тропический лес или джунгли. Смотрите какой красивый попугай.
Логопед: Давайте представим, что все вы превратились в маленьких попугайчиков. Я буду учить вас разговаривать. Я произношу цепочку слогов, а вы повторяете её по одному слогу.
СА-СО-СУ-СЫ             АС-ОС-УС-ЫС
СО-СУ-СЫ-СА            ОС-УС-ЫС-АС
СУ-СЫ-СА-СО             УС-ЫС-АС-ОС
СЫ-СА-СО-СУ             ЫС-АС-ОС-УС
СТА-СТО-СТУ-СТЫ
СТО-СТУ-СТЫ-СТА
СТУ-СТЫ-СТА-СТО
СТЫ-СТА-СТО-СТУ
 
АСТ-ОСТ-УСТ-ЫСТ
ОСТ-УСТ- ЫСТ-АСТ
УСТ-ЫСТ-АСТ-ОСТ
ЫСТ-АСТ-ОСТ-УСТ
 
(дети проговаривают слоги по цепочке).
Приготовили фотоаппараты, фото слона
Социально-коммуника-тивное развитие
Речевое развитие
Игровая деятель-ность
Мы подходим к реке Лимпопо, где живёт сказочный Гиппопо и другие обитатели.
• Игра «Поймай звук».
Определим есть ли в словах звук С . Если есть, нажимаем красную кнопку, нет -синюю.
Делаем фото бегемота.
Речевое развитие
Игровая деятель-ность
Пустыня Сахара- самая большая пустыня мира. Здесь сухо и жарко. Посмотрите, кто идёт к нам навстречу? Это же верблюд Саша.
• Игра «Подари картинку верблюду Саше».
Он очень любит звук С, ведь на этот звук начинается его имя.. Давайте подарим ему картинки со звуком С:
Фотографии верблюда.
Физическое развитие
Двигатель-ная деятель-ность
Ребята, ребята, готовьте скорее фотоаппараты. К нам бежит самая быстрая птица страус. Он предлагает заняться с ним зарядкой
9. Физкультминутка.
«Страус».
Что за птица? Не летает! (махи руками через стороны вверх)
И как песни петь не знает. (пожимание плечами)
Перья пышные, как мех, (наклоны с отведением рук назад)
А бежит быстрее всех. (бег на месте).
— Про кого эта игра? – Про страуса.
— Где спрятался звук С в слове СТРАУС?  — в начале и конце слова, здесь 2 звука С. 
Молодцы, справились с заданием страуса. Делаем фото и идём дальше навстречу приключениям.
Речевое развитие
Коммуни-кативная деятель-ность
Мы подошли к океану. Здесь встречает нас жираф. И он принёс нам буковку С. Посмотрите.
• Знакомство с буквой С.
Рассматривание демонстрационной карточки, Стихотворение про букву С:
Полумесяц в небе темном,
Буквой С повис над домом!
Фото жирафа.
Мы добрались до африканской саванны. И нас встречает царь зверей- лев. Поможем  ему найти букву С.
Отыскивание буквы С в азбуке.
Фото льва.
Смотрите,к нам пришли ещё африканские животные и птицы. Принесли слоги.Выбираем животное и читаем слог, который он принёс.
Речевое развитие
Продук-тивная  деятель-ность
Двигатель-ная деятель-ность
Наши глазки устали. Пусть они отдохнут. Давайте проследим глазками за полётом павлина.
Мы зашли так далеко от дома. Давайте выложим дорогу домой волшебными камнями. Выкладываем букву С. Ну вот мы и добрались до дома.
Речевое развитие
Коммуни-кативная деятель-ность
• Итог занятия.
— какой звук повторяли?
— какую букву выучили?
— дайте характеристику этому звуку?
— расскажите про его правильную артикуляцию?
— какие еще согласные звуки знаете? Какие буквы помните?
Социально-коммуника-тивное развитие
Трудовая деятель-ность
• Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector