Викторина «Мы — друзья природы!»

Автор: Демченко Светлана Павловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ — д/с №55 «Радуга»

Населенный пункт: х. Обуховка, Ростовская область

Тема: Викторина «Мы — друзья природы!»

Опубликовано: 05.03.2017 12:30

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №55 «Радуга» (МБДОУ – д/с №55»Радуга»)

Викторина по экологическому воспитанию старших дошкольников 
«Мы – друзья природы!» 

Авторы:
Воспитатель первой категории
Демченко Светлана Павловна
Воспитатель Гурова Татьяна Дмитриевна

Ростовской область, Азовский район,
х. Обуховка
дошколята

Оглавление.

Раздел 1. Разминка.
Раздел 2. «Деревья — наши друзья»
2.1. Вопросы и загадки о деревьях.
2.2. Игра: «С какого дерева упал листочек?»
Раздел3. «В гостях у птиц»
3.1. Вопросы и загадки о птицах.
3.2. Игра «Исправь ошибку»
3.3. Зимующие и перелётные птицы.
Раздел 4. «Звериное царство»
4.1. Загадки и вопросы о животных.
4.2. Лесные животные.
Раздел 5. «Правила поведения в лесу»
5.1.Рассказ по картинкам «Как нужно вести себя в лесу»
5.2. Пословицы о лесе.
5.3. Вопрос ведущего лесничем : «Кто следит за порядком в лесу?»
Заключение.
Приложения.


Цель данного мероприятия: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях, пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, формировать заботливое отношение к ней, совершенствовать память, внимание, словесно – логическое мышление. 
Задачи: 
1. Систематизировать знания по экологии. 
2. Формировать целостное представление о живой и неживой природе. 
3. Обучать дошкольников способам познания окружающего мира. 
4. Воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы; 
5. Воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру; 
6. Развивать познавательный интерес к миру природы; 
7. Развивать связную речь и активный словарь. 
8. Закрепить умение работать в команде. 
9. Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. 
Материалы и оборудование: эмблемы для участников команд, картинки с изображением деревьев, иллюстрации плохих и хороших поступков по отношению к природе, листики разных деревьев, иллюстрации со следами животных, картинки с изображение перелетных и зимующих птиц, магнитофон, «Голоса птиц», аудиозапись «Как прекрасен этот мир», спокойная музыка. 
Участники: В викторине участвовало две команды старшей группы, команда мальчиков и девочек в возрасте от 5 до 6 лет.

Содержание мероприятия.
В начале викторины командам предлагается придумать свой девиз, после чего притупить непосредственно к выполнению заданий. За каждое правильный ответ или правильно выполненное задание команда получает фишку.
Раздел 1. Разминка.
Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные ведущим. По первым буквам ответов на магнитной доске выкладывается заданное ключевое слово «природа» ( Приложение 1)

Раздел 2. «Деревья — наши друзья»
1 задание.
Ответить на вопросы ведущего и отгадать загадки о деревьях. (Приложение 1,2)

2 задание.
Игра «С какого дерева упал листочек».
Каждый ребенок вынимает из «Волшебного мешочка» листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел.

Раздел3. «В гостях у птиц»
3.1. Вопросы и загадки о птицах.
3.2. Игра «Исправь ошибку»
3.3. Зимующие и перелётные птицы.
1 задание.
Ответить на вопросы ведущего и отгадать загадки о птицах.(Приложение 2)
Гимнастика «Жирафы и слоны» (Приложение 3)
2 задание.
Игра «Исправь ошибку»
Ведущий перечисляет названия птиц. Командам необходимо услышать, если при перечислении ведущий назвал не птицу и одной команде захлопать, а другой — затопать.
3 задание.
Командам предлагаются картинки с изображением зимующих и перелётных птиц. Одна команда отбирает зимующих птиц, другая – перелётных.

Раздел 4. «Звериное царство»
4.1. Загадки и вопросы о животных.
4.2. Лесные животные.

1 задание.
Отгадать загадки и ответить на вопросы ведущего о животных. (Приложение 1,2)

Физкультминутка «А теперь на месте шаг» (Приложение 4)
 
2 задание.
Каждая команда с помощью мимики и движения под музыку показывает лесных животных : «Зайчики» – волка, «Белочки» – лису.

Раздел 5. «Правила поведения в лесу»
5.1.Рассказ по картинкам «Как нужно вести себя в лесу»
5.2. Пословицы о лесе.
5.3. Вопрос ведущего лесничем : «Кто следит за порядком в лесу?»

1 задание.
Командам предлагается рассмотреть картинки с изображением правил поведения в лесу. Каждой команде необходимо по предложенной ведущим картинке составить рассказ как нужно вести себя в лесу.
2 задание.
Командам предлагается вспомнить и по очереди назвать пословицы о лесе.

3 задание.
Ответить на вопрос ведущего о лесничем: «Кто следит за порядком в лесу?» (Приложение 2)
Заключительные слова ведущего воспитателя: Но вот, ребята, и подошла к концу наша викторина, какие вы сегодня были молодцы, показали, как много вы знаете о природе. Я, надеюсь, что вы будете добры к окружающей нас природе, будете беречь и охранять растения и животных, и будете радовать нас только хорошими поступками. Спасибо всем участникам и зрителям!

Заключение.

При подготовке и проведении экологической викторины «Мы – друзья природы!», был использован методический материал, в основе которого заключен следующий постулат:
Шаг за шагом,
День за днём
Мы природу узнаём.
Как беречь её, любить,
и воспитанными быть
В процессе данного мероприятия старшие дети закрепили знания о правилах поведения в лесу, в природе, о способах взаимодействия с лесными обитателями и природой.
Дети успешно справились со всеми заданиями, продемонстрировали определенный объём экологических знаний, соответствующих их возрасту. Присутствие в викторине соревновательного элемента способствовало возникновению сопернического азарта и слаженной работе в команде. Участие в викторине с природным содержанием вызвало у детей положительный эмоциональный отклик, а также способствовало развитию желания с вниманием, доброжелательностью относиться к окружающей природе и её охране. Ведь люди – друзья природы.
Природа – это огромное богатство и необходимое условие для жизни человека. Её надо беречь. Каждый из нас на нашей планете нужен и полезен.
Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе.
Таким образом, можно сделать вывод, что викторина, одно из эффективных форм социально-экологического развития дошкольников, который пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Приложение №1

Вопросник викторины:

Разминка:

1. Ярко-красные томаты
На кустах ведут дозор.
Приготовим мы салаты,
Скажем: «Вкусный …!» (Помидор)

2. Солнце светит, дождик льется
Луч сияет золотой
Через речку брошен мостик
Семицветный расписной. (Радуга) 

3. Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает … (Иней) 

4. Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются. (Река)

5. Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик) . 

6. Кто всю ночь по крыше бьет,
да постукивает, 
И бормочет и поет, убаюкивает. (Дождь) 


7. Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту,
За лягушками к болоту. (Аист)

(ключевое слово получается – ПРИРОДА)

«Деревья — наши друзья».
— Как вы понимаете, что такое лес? 
— Какие деревья растут в наших лесах? 
— Зачем люди ходят в лес? 
— Как надо относиться к лесным обитателям? 
— Почему нельзя в лесу шуметь? 
— Сок, какого дерева очень полезен людям? 
— Какую пользу приносит лес людям? 
Раздел викторины. «В гостях у птиц».
— Какие бывают птицы? ( Перелётные и зимующие). 
— Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей) 
— Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей) 
— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей) 
Раздел викторины. «Звериное царство».
— Как заяц готовится к зиме? 
— Где живёт белка? 
— У какого дикого животного есть рога и копыта? 
— Что такое «Красная книга»? 
Раздел викторины — «Правила поведения в лесу».
Кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? 
Чтобы сосны, липы, ели 
Не болели, 
Зеленели, 
Чтобы новые леса 
Поднимались в небеса, 
Их под звон 
И голос птичий 
Охраняет — кто?..  (лесничий)

Приложение №2
Загадки.

Загадки о деревьях.

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная
На Новый год я главная! (Елка)
У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут. (Ива)
 И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет 
То, что жёлуди на нем! (Дуб)
Загадки о птицах
На шесте — дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его? (Скворец)

Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет. (Петух)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

Звериное царство

Куцехвостик, длинноушка,
На пеньке ты как игрушка.
Лапки ты свои поджал…
От лисички убежал? (заяц)

На спине его иголки, 
Удивительно как колки,
Их руками не возьмёшь,
Потому что это…(ёж) 

Разбойник он серый, нет ему веры. 
Всё клыками щёлк, кто же это?…. (волк) 

У кого из всех зверей 
Хвост пушистей и длинней? (лиса) 

Приложение №3

Гимнастика «Жирафы и слоны»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носах.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носах.

(Ребенок хлопает ладошками по всему телу. Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела. Ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки. Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.)

Приложение № 4

Физкультминутка «А теперь на месте шаг» 

А теперь на месте шаг. Выше ноги! Делай так. (Ходьба на месте.)
Стой, раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector