Социализация ребенка-дошкольника средствами народного искусства.

Автор: Козлова Дарья Владимировна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МАДОУ Детский сад № 148

Населенный пункт: г. Иркутск, Иркутская область

Тема: Социализация ребенка-дошкольника средствами народного искусства.

Опубликовано: 09.03.2017 11:55

Получить свидетельство      Скачать материал


Козлова Дарья Владимировна
Музыкальный руководитель,
МАДОУ г. Иркутска, детский сад №148
СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигают ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
— развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
— создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
— формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
— воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
— приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
— развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
— создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
— формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Важным средством социального развития дошкольников является приобщение их к традициям народа. С рождения ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки эмоционально окрашивают его мир. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа. Народная культура играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. В ней отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, заложены большие воспитательные возможности.
Приобщать детей к национальному культурному наследию, образцам национального фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов следует начинать с раннего возраста. Первым шагом при этом может быть использование колыбельных песен, которые вызывают у ребенка чувство психологической защищенности и вызывают положительные эмоции, благодаря своему содержанию способствуют формированию умения увидеть и понимать красоту родного языка, чем воздействуют на воспитание духовности дошкольников. Через выражение любви к ребенку со стороны взрослых, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладывают основы человеколюбия. Колыбельные песни возможно и необходимо широко использовать не только в детском саду, но и в семье. Для этого педагоги нашего учреждения изготовили книжки-малышки «Сборник колыбельных песен» для домашнего использования.
Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе детского сада играют русские народные песенки, пестушки, потешки, которые развлекают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира в различных видах детской деятельности. В них содержится веками отобранный материал, который несет в себе высшие гуманистические и духовные ценности, без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций.
Большие потенциальные возможности духовно-нравственного воздействия заключаются в народных праздниках. В детском саду — это проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Масленица»; весной — «День земли», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки». Использование народных песен и музыки, хороводных игр, игры на народных музыкальных инструментах на данных праздниках позволяют ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомить детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Дети исследуют особенности каждого народного праздника, устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с важными датами в общественной жизни.
Таким образом, при систематической работе в этом направлении можно расширить кругозор детей о социальных явлениях, привить любовь к традициям своего народа, развить культуру общения. Можно с уверенностью сказать, что именно умение жить в общении с другими людьми, учит ребёнка сопереживать, сострадать, радоваться вместе, делает человека человеком. Взрослые, педагоги, родители наделены правами и обязанностями, педагогическими знаниями, жизненным опытом, поэтому обязаны участвовать в духовно-нравственном воспитании ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector