Анализ предметно-пространственной развивающей среды.

Автор: Останина Светлана Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Двуреченский детский сад»Семицветик»

Населенный пункт: п. Ферма, Пермский край

Тема: Анализ предметно-пространственной развивающей среды.

Опубликовано: 11.03.2017 21:19

Получить свидетельство      Скачать материал


Анализ предметно-пространственной развивающей среды в гр.
«Зайчата»

Подготовил: Останина С.В., воспитатель.
МАДОУ Двуреченский детский сад «Семицветик»
Создавая предметно-пространственную развивающую среду своей группы мы опирались на требования ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной
При организации предметно-развивающей среды, мы, педагоги, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития детей. Таким образом, предметно-пространственная развивающая среда в нашей группе организована с учетом требований ФГОС, где прослеживаются пять образовательных областей:
— социально- коммуникативная
— познавательная
— речевая
— художественно – эстетическая
— физическая
Уголки организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям:
Направление: Художественно- эстетическое развитие.
В уголке изо деятельности для развития детей имеются различные картинки, рисунки с изображениями поделок, схемы последовательности работы для изготовления разных поделок, репродукции картин, художников т.д. Здесь дети могут работать по образцу. С помощью родителей и детей изготовлены тематические альбомы с репродукциями картин, портреты художников и т.д.. Дети могут пользоваться материалами и оборудованием для художественно –творческой деятельности: лепки, аппликации, рисования (бумага, кисти, цветные карандаши, фломастеры, трафареты, картон, пластилин, краски, клей, салфетки, ножницы, раскраски и т.п.). Некоторые из перечисленных материалов помещаются в специально отведенном шкафу, куда детям имеется свободный доступ. При желании ребенок может найти и воспользоваться всем необходимым, для воплощения своих творческих идей, фантазий.

Направление: Речевое развитие.
Книжный уголок. В данном уголке находятся художественные произведения детских писателей, сказки, энциклолпедии, детские журналы, фотографии писателей о которых вели беседу на непостредственной образовательной и совместной деятельности. Содержание уголка соответствует возрасту детей. На каждую тематическую неделю добавляем соответствующую литературу, тем самым реализуя принцип сменяемости. Так же представлены иллюстративные альбомы к различным сказкам, книжки –раскраски.

В уголке развитие речи находятся различные дидактические игры, серии картин и иллюстраций для установления последовательных событий, разрезные сюжетные картинки, магнитная доска, магнитная азбука, картотека артикуляционной гимнастики в картинках, зеркало для отслеживания артикуляции и роч.

В уголке логики-математики располагается магнитная доска, магниты, наборы карточек с цифрами, наборы кубиков с цифрами, линейки, различный раздаточный материал, дидактические игры, наборы геометрических фигур, счетные палочки, демонстрационный материал( грибочки, ёжики, зайчики, матрёшки) и проч. В уголке логики-математики у дошкольников развивается восприятие, формируется представление о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Направление: Познавательное развитие.
Строительный уголок (конструктивный) занимает несколько полок группового пространства. Уголок оснащен несколькими видами конструктора: крупный и мелкий деревянный конструктор, пластмассовый «лего» разного размера. Дети могут свободно перемещаться по группе и работать как всей группой, так и индивидуально. Уголки дополнены мелкими и резиновыми игрушками для обыгрывания сюжета.

Театрализованный уголок – это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дети раскрываются, показывая свои скрытые творческие возможности. Здесь размещены различные виды театра (настольный, кукольный, теневой, пальчиковый), маски, костюмы, атрибуты для постановки сказок. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и выступают в роли зрителя. Здесь же прививаются нормы поведения в театрах, кинотеатрах, общественных культурных местах. Многие атрибуты сделаны своими руками и с помощью родителей.

В музыкальном уголке дети имеют возможность самостоятельно играть на инструментах, импровизировать, свободно музицировать. Музыкальный уголок помогает детям переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

Уголок природы включает в себя экологическую деятельность. Данный уголок содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за ними: фартуки, палочки для рыхления, металлические детские лопатки, пульверизатор, лейки и др. Все растения подписаны. В холодный период года мы размещаем комнатный мини-огород. Помимо комнатных растений, в этом уголке присутствуют дидактические игры экологической направленности, серии картин «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, гербарии, засушенные насекомые и т.д. Имеется календарь природы и погоды. Сделаны сухие аквариумы «Пустыня», «Обитатели подводного мира».

Уголок опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, песок, семена, крупы, ткани разной фактуры и качества, поролон, пенопласт, пробки железные и пластмассовые, деревянные палочки и т.д.). В нем есть материал для осуществления опытной деятельности: ванна, стол с двумя тазами, лупы, микроскоп, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т.д. Здесь у детей развиваются первичные естественнонаучные представления; наблюдательность; любознательность; активность; мыслительные операции — анализ, сравнение обобщение, классификация, наблюдение; формируется умения комплексно обследовать предмет.

В нравственно-патриотическом уголке помещена государственная символика нашей страны: гимн, герб, флаг, портрет президента. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства.
Также в этом уголке находится карта нашего края, сделанная совместно детьми и педагогом. Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у детей развиваются навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, к стране уважения к труду.

Направление: Физическое развитие.
Двигательный уголок или физкультурный оснащен как традиционным физкультурным оборудованием, так и нестандартным, изготовленным руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей –ловкости, глазомера, быстроты реакции, меткости, силовых качеств. Физкультурный уголок пользуется популярностью у детей, так как реализует их потребность в двигательной активности. Здесь имеются: картотека утренней гимнастики, картотека подвижных игр, картотека народных игр, физкультурных речевок, а также ленточки, флажки, мячи, кольцебросы. Городки, мешочки с песком, дорожки и т.д. Разнообразие атрибутов постоянно пополняется родителями и педагогом. Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Направление: Социально-личностное развитие.
Уголок по ОБЖ отражает безопасность на улице (ПДД), дома и пожарную безопасность. Он оснащен необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Создание в группе уголка безопасности помогает формировать и расширять у детей знания о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнём, знакомить с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице, с правилами общения с животными , как вести себя с чужими детьми, обогащается представление детей о здоровом образе жизни. Также в нём находятся картотеки стихов с данной тематикой, картотека подвижных игр.

п

Уголок сюжетно-ролевых игр. В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в контейнеры и коробки и имеют свободный доступ, дети по желанию выбирают сюжет игры и переносят материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Благодаря разнообразию атрибутов у детей есть возможность играть не только в известные сюжетно-ролевые игры, как «Салон красоты», «Магазин» «Семья», «Почта», «Больница» и т.д., но и придумывать свои сюжеты. В играх дети учатся строить отношения, находить выход из каких-то проблемных ситуаций, договариваться о сюжетах игры. Словом, дети познают окружающий мир. Также дети учатся самостоятельно придумывать сюжеты, на основе полученных знаний; самостоятельно распределять роли, подчиняться установленным правилам; учатся самостоятельно изготавливать атрибуты, используют заместители.

Также содержание предметно-пространственной среды нашей группы соответствует гендерному принципу, периодически изменяется, варьируется и постоянно обогащается в соответствии с тематическими неделями, ориентируясь на возрастные особенности и интересы детей.
У нас созданы условия для полноценного, разностороннего развития детей не только в группе, но и на участке, где дети получают реальную возможность удовлетворять потребность в движении и игре. Свой участок мы постоянно дополняем различными спортивными атрибутами, которые делаем своими руками и с помощью родителей.
Мы стремимся к тому, чтобы наши дети получали полноценное развитие в нашем детском саду.
Результат – это здоровье и весёлые лица наших ребят.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector