Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающая среда.

Автор: Базыльчук Людмила Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ ДС №4 «Жемчужинка»

Населенный пункт: г. Полярный, Мурманская область

Тема: Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающая среда.

Опубликовано: 12.03.2017 13:55

Получить свидетельство      Скачать материал


Консультация для воспитателей

«Игровое пространство дошкольного учреждения как здоровьесберегающая среда»
Воспитатель: Базыльчук Л.В.

Здоровье – состояние полного физического,
психологического и социального
благополучия человека.
Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. К сожалению, исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально — экологических условий жизни, несбалансированностью питания, снижением оздоровительной и воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях
Усилия работников ДОО сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка -дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Новое время предъявляет новые требования к качеству образования, модернизация которого не только государственное требование, но и условие развития общества. Условия его выживания в постоянно изменяющихся, непредсказуемых условиях.
Приоритетным направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.
К сущностным характеристикам предметно — пространственной среды следует отнести:
— морально-психологический климат;
— экологию и гигиену;
— рациональный режим жизни, труда и отдыха;
— современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения.
— современный дизайн.
Поэтому, в нашем ДОУ следует уделять особое внимание вопросам окраски и освещения интерьера, так как свет создаёт оптимальные условия для зрительной работы, а так же продуктивность занятия, режим активного труда и отдыха. Свет обеспечивает хорошее самочувствие, настроение, предупреждает преждевременную усталость, способствует высокой производительности, деятельности.
Цвет вызывает определённые эмоции и настроения, способствует видоизменять окружающую среду. Все отделочные материалы должны быть экологически чистыми,
соответствовать санитарным и пожарным нормам, требованиям техники безопасности.
Стратегию и тактику построения среды выстраивать, опираясь на особенности личностно – ориентированной модели воспитания, взаимодействия между детьми и взрослыми. Её основные черты таковы:
— в общении с детьми придерживаться положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
— содействовать становлению ребёнка, как личности;
— обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру;
— радости существования;
— развитие индивидуальности ребёнка – «не запрограммированность», а содействие развитию личности;
— знания, умения, навыки рассматриваем не как цель, как средство полноценного развития личности.
Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основаны на формирующейся у нас способности, встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослых – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство имеет свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которая даёт простор изобретательству, открытиям.
Построение здоровьесберегающего пространства немыслемо без реализации такого важного принципа – как принципа индивидуально дифференци-рованного подхода к детям.
В группах создаются условия для наиболее полного самовыражения ребёнка двигательной деятельности.
В двигательный центр подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые соответствуют требованиям гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям эстетики, привлекают детей формой, окраской, удачным их сочетанием, отвечают индивидуальным требованием ребёнка. В свою очередь эти потребности обусловлены состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности. В зависимости от возраста детей, меняется содержание двигательного центра.
Помимо двигательного центра, в группах организуются следующие подпространства:
-Уголок природы.
-Познавательно – исследовательский центр.
-Книжный уголок (речевой деятельности).
-Центр дидактических игр и мелкой моторики.
-Строительно – конструктивный центр.
-Уголок изодеятельности.
-Уголок театрализации и музыкальной деятельности.
-Учебная зона.
-Зона ПДД и гараж.
-Уголок сюжетно – ролевых игр.
-Зона для кукол.
-Уголок уединения.
Центры и уголки, созданные в группе «подсказывают» ребёнку, чем можно в них заняться, они созданы с целью предоставления каждому ребёнку, дать возможность сосредоточиться на своей деятельности, пережить эмоциональное состояние и служат основой для реализации программного материала.
Организация предметно – пространственной среды рассматривается, как весьма важное средство обучения, воспитания и оздоровления детей и эффективно только тогда, когда оно соответствует возрастным особенностям детей, и их интересам.
Все имеющиеся в группе игрушки и материалы должны находиться в распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать для реализации собственных идей и планов. Детям и взрослым в группе комфортно и интересно.
Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно (фантазировать, экспериментировать, творить), искать обыкновенное в необыкновенном, изучать и познавать окружающий мир в разнообразной деятельности.
Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма, поэтому в своей работе обращать внимание на:
-личную гигиену;
-проветривание;
-влажную уборку;
-режим питания;
-правильное мытьё рук;
-обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
-полоскание ротовой полости после еды;
-ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
При создании предметно – пространственной среды учитывать, что прогрессивное воздействие на ребёнка заключается в востребованности детского опыта, приобретаемого в процессе непосредственно образовательной деятельности.
В образовательных деятельностях давать понятия об использовании воды и воздуха человеком, учить правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своём здоровье.
Предметно – пространственная среда – это мощный обогащающий фактор детского развития, который способствует:
обогащению социального опыта и приобретению качеств необходимых для жизни.
воспитанию и развитию ребёнка в коллективе.
развитию опорно –двигательного аппарата.
развитию у детей организованности, инициативности.
умению поддерживать, дружеские взаимоотношения со сверстниками.
самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр.
обогащению нравственно – эстетическими ценностями.
развитию психофизических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и др.
формированию личности.
В целях оздоровления детей ежемесячно планируется работа с родителями по здоровому образу жизни. Проводятся консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, конкурсы, праздники и развлечения.
Работники нашего ДОУ реализуют здоровьесберегающие технологии на основе личностно – ориентированного подхода.
Выделяют три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Ритмопластика
-динамические паузы
-подвижные и спортивные игры
-релаксация
ООД
— гимнастика пальчиковая
-гимнастика для глаз
-гимнастика дыхательная
-гимнастика бодрящая
-гимнастика корригирующая
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
ООД
— проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
— коммуникативные игры
-занятия из серии «Здоровье»
— самомассаж
-точечный самомассаж
3. Коррекционные технологии:
-технологии музыкального воздействия
-сказкотерапия
— технологии воздействия цветом
— технологии коррекции поведения
— психогимнастика
-фонетическая ритмика
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.
Таким образом, современные подходы к организации предметно – пространственной среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОО и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.

PAGE

PAGE 1

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector