Танцы народа Саха.

Автор: Андреева Марфа Егоровна

Должность: Воспитатель, руководитель кружка

Учреждение: МБДОУ-Д/с №6 «Олонхо кэскилэ»

Населенный пункт: с.Бердигестях, Республика Саха (Якутия)

Тема: Танцы народа Саха.

Опубликовано: 13.03.2017 08:27

Получить свидетельство      Скачать материал


МБДОУ – Детский сад №6 «Олонхо кэскилэ» с.Бердигестях

Танцы народа Саха

Андреева Марфа Егоровна, воспитатель,
руководитель танцевального кружка
«Узор»
»

2017 год

Актуальность: Будущее каждого народа, величие его прошлого в самобытности его языка и культуры. Духовное богатство народа проявляется через искусство, национальные традиции. Один из принципов развития концепции национальных школ и дошкольных учреждений РС (Я) формирование нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических способностей познавательных процессов и традиций народной педагогики, приобщение настоящего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Танцевальная культура неотъемлемая часть культуры народа, народном танцевальном искусстве вложен глубокий смысл, богатое содержание. Проблема сохранения и развития традиционной культуры якутов сегодня стоит очень остро. Уходят из жизни знатоки и носители этой культуры, забываются танцы и танцевальные элементы, возникшие в лоне древних обрядов, вобравшие в себя нравственных и эстетических устоев народа. Их утрата была бы невосполнима, и нужно поспешить с фиксацией, реконструкцией. Только при этом условии можно ставить вопрос о сохранении и дальнейшем развитии народной культуры в целом и танцевального искусства в частности.
Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с танцами народа Саха.
Мы предположили, что занятие по хореографии на тему Якутские танцы будет способствовать обогащению знаний детей старшего дошкольного возраста о родном крае, традициях и обычаях народа Саха.
Задачи:
. Изучить основные танцевальные движения танца «Стерхов», «Удаганки», «Осуохай»
. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, пластичность, пространственную ориентировку;
. Формировать чувство коллективизма;
. Воспитывать уважение и любовь к традициям и обычаям народа Саха.

Ожидаемый результат
В процессе обучения танцам, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат у детей, повысится уровень развития координации движений и ориентации в пространстве;
на основе полученных знаний и умений в исполнении танцевальных элементов, ребенок сможет создать творческий образ.
Чтобы ребенок мог удовлетворить свои двигательные потребности, необходимо создать ему соответствующие условия: пространство для творческой танцевальной деятельности, свободу в движениях и психологический комфорт.
Основой успешного освоения танца является комплекс тренировочных упражнений сценической пластики, способствующих развитию координации, танцевальности и техники исполнения.
Интерес к танцам формируется постепенно, поэтому мы используем такие формы обучения детей: беседы о творчестве народов Севера, посещение музеев, концертных выступлений, телепередач с обсуждением; показ картин и слайдов о танцующих птицах; знакомство с танцами «Стерхи», «Удаганки», «Осуохай».
Занятия танцами не только расширяют кругозор, обогащают словарный запас, но и прививают у детей основы этикета и манеры поведения в социуме.

Танец «Стерхи»
Стерх – это священная для якутов птица, широко воспетая в стихах и песнях, а также в изобразительном искусстве и народном творчестве. У якутов есть поверие, если увидеть танец стерхов, то будешь счастливым человеком. Поэтому танец стерхов – это танец счастья. Стерхи танцуют очень красиво, плавно и нежно.
В танце участвуют 7 девочек.
Музыкальное сопровождение: танцевальная композиция «Стерхи» (музыка медленная, плавная)
Костюмы исполнителей: белое облегающее трико с длинным рукавом и глухим воротом. К рукавам пришиты большие белые крылья с черными полосками. На голове тонкая повязка с большим белым пером. На ногах длинные гольфы и чешки.

Основные движения в танце стерхи
Движение 1. Взмах крыльев. Руки «крылья» отводим за спину и плавно поднимаем вверх над головой, голова двигается за руками (Рис.1). Следующий взмах – это, взмахи одной рукой. Сначала делаем взмах правой рукой, затем левой. Рука двигается плавно и нежно.
Движение 2. «Полет стерха». Повернуться в правую сторону и по кругу идти легко на носочках, руки в стороны выполняют взмахивающие движение с небольшим амплитудой (Рис. 2) Затем руки выпрямить. Держать ее твердо и прямо, выполнять небольшие наклоны корпусом направо и налево
Движение 3. «Водопой». Исходное положение: ноги поставить вместе, руки за спину. Слегка присесть, наклонить корпус вперед и прогнуться, встать и принять исходное положение (Рис. 3)
Движение 4. «Танец стерха». Исходное положение: ноги вместе, руки за спину. На «раз» — правую ногу согнуть в коленях и высоко поднять, руки выполняют большой взмах вверх над головой, на «два» – принять исходное положение, на «три» – слегка присесть, правая рука выполняет взмах вперед перед грудью и обратно, на «четыре» – выполнить взмах вперед левой рукой и отвести ее обратно в исходное положение.

Описание танца
Девочки стерхи на носочках выходят из-за кулис, руки вытянуты вверх, голова приподнята. Делают круг и становятся клином (рис. 1). Далее выполняется движение 1 – взмах крыльев. Движение повторяется 3 раза.
Рис.1
Далее девочки стерхи, выполняя движение 2 — «полет стерхов», стремительно кружатся и встают в круг. Девочка в центре введет (рис. 2).
Рис.2
Все в кругу исполняют движение 3 — «водопой». Движение повторяется 3 раза.
Затем, исполняя движение 2, стерхи встают в диагональ (рис. 3). Выполняется движение 4 — «танец стерха». Движение повторяется 4 раза.
Рис.3
Далее, выполняя движение 1, девочки стерхи выходят в линию (рис. 4).

Рис.4
Продолжая исполнять движение 1, сохраняя линию, идут вперед к авансцене.
Уход. Исполняя движение 2, 7-я девочка – крайняя слева – выводит по кругу к правой третьей кулисе (рис. 5).
Рис.5

Танец «Удаганки»

В старину в народе существовало поверье, что добрые, белые удаганки охраняют людей от несчастья, покровительствуют им. Их называли девушками-вестницами.
В своем танце удаганки искусно подражают полету птиц, имитируют повадки стерха. Имитируют удары в бубен. Подобно птицам, подобно легкому ветерку, в развевающихся одениях проносятся перед нами удаганки в своей стремительной пляске.
Костюмы исполнителей: цельнокроеное платье серого или светло-желтого цвета. Юбка книзу сильно расширена. На юбку нашита бахрома с металлическими украшениями на концах. Рукав длинный облегающий. С боков свивает длинная бахрома с металлическими пластинами. На голове веревочка из замши. На ногах торбоса.

Девушки держат в правой руке колотушку «былаайах», а в левой бубен — «дүңүр».
Музыкальное сопровождение: Мел. С. Зверева «Удаганки»

Основные движения в танце «Удаганки»
Движение 1. Исходное положение ног – 6-я позиция. Пробежать мелкими шагами по 6-й позиции на низких полупальцах, на чуть согнутых ногах. Корпус наклонить вперед, бубен держать в левой руке, колотушку в правой руке. На каждую 1/8 следует удар колотушкой в бубен.
Движение 2. Исходное положение ног – 6-я позиция. Бубен в левой руке. На счет «раз» прыгнуть на правую ногу вправо, слегка на ней приседая. Левую ногу в не выворотном положении подвести к щиколотке правой ноги. Одновременно ударить в бубен, чуть вправо перед собой. Голову повернуть направо. Свободные плечи, чуть поднимаясь, опускаются вниз.
На счет «и» перепрыгнуть на левую ногу влево, слегка приседая на ней. Правую ногу в не выворотном положении подвести к щиколотке левой ноги. Ударить в бубен, влево перед собой. Голову повернуть налево. Плечи приподнять и опустить.
На счет «2 и» повторить то, что было исполнено на счет «раз и».
Движение исполнять мягко, пружинисто. Продвижение может быть вперед, назад, в сторону.
Движение 3. «Высматривание»: исходное положение ног – 6-я позиция. Бубен в правой руке. Движение исполняется на два такта. 1-й такт. На счет «раз» с небольшого прыжка опуститься в 6-ю позицию. Одновременно ударить в бубен перед собой. Голову опустить в низ. Корпус наклонить вперед.
На счет «и» встать на полупальцы по 6-й позиции. Одновременно правую руку с колотушкой поднять вверх. Корпус наклонить на левый бок, как бы всматриваясь в даль из под колотушки. Левая рука с бубном отводится во 2-ю позицию. Голову повернуть направо. Взгляд снизу вверх под колотушку.
На счет «два» повторить то, что было исполнено на счет «раз». На счет «и» повторить то, что было исполнено на счет «и».
2-й такт. На счет «раз» с небольшого прыжка спуститься в 6-ю позицию. Одновременно ударить в бубен перед собой.
На счет «и» перескочить на правую ногу, слегка на ней приседая. Одновременно левая нога в вытянутом положении выносится назад. Правую руку с колотшкой подвести ко лбу, как бы высматривая из-под колотушки. Левая рука отведена в сторону. Взгляд направлен вперед.
На «два» подскочить на правой ноге. Положение рук и корпуса не меняется.
На счет «и» подскочить на правой ноге. Положение корпуса, рук сохраняется.
Движение 4. «Полет птицы»: исходное положение ног 6-я позиция. Бубен в левой руке. Девушки имитируют полет птиц.
На счет «раз» сделать шаг на правую ногу , передавая на нее тяжесть корпуса. Одновременно руками делают взмах вверх. Левую ногу приподнять к колену правой ноги. Корпус прямой.
На счет «два» тяжесть корпуса остается на правой ноге, левую вытянутую ногу поднять вперед, руки поднимаются вверх.
На счет «три» сделать шаг на левую ногу, вперед, передавая на неетяжесть корпуса. Правую ногу приподнять до колена левой ноги. Руки начинают опускаться вниз.
На счет «четыре» тяжесть корпуса остается на левой ноге, правую вытянутую ногу открыть вперед, руки продолжают опускаться вниз. Корпус прямой, взгляд прямо.
Исполняется движение плавно, широко.
Движение 5. Исходное положение ног – 6-я позиция.
На счет «раз», приседая на обе ноги, сделать широкий шаг правой ногой вправо. Одновременно сделать удар снизу вверх, бубен перед собой. Корпус наклонить вперед.
На счет «и» левую ногу подвести к правой ноге и передать на нее тяжесть корпуса. Сделать удар в бубен перед собой. Корпус наклонен вперед.
На счет «два» сделать широкий шаг на правую ногу вправо, передавая на нее тяжесть корпуса. Сделать удар в бубен снизу вверх, перед собой. Корпус наклонен вперед.
На счет «и» прыгнуть на правую ногу вверх, левую ногу подвести к колену правой ноги. Руки-крылья раскрываются в сторону. Корпус сильно наклонить вперед, голову поднять.
Движение 6. Исходное положение – опуститься на оба колена, руки отведены в сторону на уровне плеч.
Мелкая «дрожь» (удары) стопами обеих ног и вибрация пальцами рук.

Описание танца
Из-за правых и левых кулис друг за другом выбегают девушки, исполняя движение 1 на встречу друг к другу. Выстраиваются в центре на две линии (рис. 1).
Рис.1
Далее девочки, стоящие впереди, исполняя движение 2, отходят спиной назад, а девочки, стоящие сзади, исполняя движение 2, выходят на передний план сцены, затем все отходят обратно на свои места (рис 2).
Рис.2
Все девочки 2 раза исполняют движение 3.
Затем все девочки, выстраиваясь в одну линию, исполняют движение 3 с поднятыми руками вверх (рис. 3).
Рис.3
Далее девочки исполняют движение 4.
Девочки следуют за первой девочкой, образуя круг, продвигаются против хода часовой стрелки (рис. 4).
Рис.4
Исполняют при этом движение 5. Далее исполняется движение 6.
Затем, исполняя движение 1, все девочки уходят со сцены (рис. 5).
Рис.5

Танец солнца «Осуохай»

Якуты в старину новый год отмечали не зимой, а летом. После долгой и суровой зимы они с радостью встречали лето и и праздновали ее величественным и большим праздником – Ысыах.
На этом празднике пели сами лучшие песни, танцевали самые красивые танцы, а в соревнованиях побеждали самые сильные люди. Среди всех танцев у якутов на ысыахе, почитался особый, ритуальный танец — танец солнца «Осуохай».
Наши предки преклонялись перед солнцем, считали ее самой великой из всех светил. Солнце дает тепло, свет всему окружающему.
Музыкальное сопровождение в танце Осуохай: осуохай танцуют под определенную песню. В каждом осуохае есть свои запевалы, которые воспевают красоту нашей природы, наш народ и наши достижения. Запевала поет, а танцующий народ за ним повторяют.
Основные движения в танце «Осуохай»
Все участвующим в танце нужно встать в круг близко друг к другу, взяться за руки, согнуть руки в локтях. Левую ногу вставить вперед и выполнить шаг вперед – назад с продвижением влево. На «раз» – присесть на левую ногу, корпус слегка наклоняется вперед, правая нога на носочке, на «два» – присесть на правую ногу, корпус назад, носочек левой ноги тянуть. Руками выполнять легкие качающие движения вверх – вниз. Круг движется по часовой стрелке.
В данной работе включены танцевальные композиции для детей старшего дошкольного возраста. К каждому танцу дается подробное описание движений схемы. Работа адресовано музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, а также педагогам по ритмике.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector