Развитие связной речи дошкольника с ОВЗ средствами приёмов мнемотехники.

Автор: Завьялова Неля Ивановна

Должность: Воспитатель

Учреждение: ДОУ д/с «Родничок»

Населенный пункт: г. Куйбышев, Новосибирская область

Тема: Развитие связной речи дошкольника с ОВЗ средствами приёмов мнемотехники.

Опубликовано: 16.03.2017 18:23

Получить свидетельство      Скачать материал


Развитие связной речи дошкольника с ОВЗ средствами приёмов мнемотехники
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Нашу группу посещают дети со множественными нарушениями речи.
Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти нарушения. И для достижения лучших результатов мы пробуем применять наряду со стандартными методиками, дополнительные технологии, посредством которых можно, хотя бы частично снять возникающие трудности в развитии детей данной группы.
Одной из задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Развитие задач связной речи детей решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление рассказов по картине о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений. Известно, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Для активизации процесса становления и развития связной речи детей нам помогает такая нетрадиционная форма, как мнемотехника.
 Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Использование  приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение. Применять мнемотехнику мы начинаем с младшего возраста, а активно пользоваться ею на занятиях с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Технология организации мнемотехники в процессе учебной деятельности осуществляется от простого к более сложному. Начинаем работу с детьми с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. Мнемоквадрат — это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет (носки, брюки, майка, свитер, сапоги, куртка и т. п.), задача заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам. Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить их в предложение или расположить в правильной последовательности. К примеру, сначала я надеваю майку, потом носки, затем брюки, свитер, сапоги, куртку.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Для младших дошкольников готовится цветное изображение, для старших — чёрно-белое. Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуется следующие размеры таблиц : для младших дошкольников от 4 до 9 клеток, для старших- 9-16 клеток.
Изображения на мнемокарточках хорошо знакомы и понятны детям и отображают обобщённый образ предмета (который оговорен с детьми).
   На протяжении всего возрастного периода используются одни и те же изображения: например, волк – рисунок зубов. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.
Работа по мнемотаблицам состоит из этапов:
1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
С целью развития связной речи прием мнемотехники используется в работе с детьми с ОВЗ
• для обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов;
• для определения последовательности действий.
На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию о предметах по картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию, хотя параллельно детьми выполняются фонематические, лексические, грамматические упражнения.
Обучение пересказу литературных произведений следует начинать со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом используется приём совместного рассказа.
Схему обучения пересказу сказок представляю таким образом: педагог рассказывает сказку и одновременно показывает картинку. Затем дети включаются в повторный рассказ педагога – педагог начинает фразу, а дети её продолжают. На заключительном этапе – дети самостоятельно пересказывают произведение.
Дети старшего возраста должны точно, последовательно передавать содержание текста. Занятия по пересказу состоят из следующих частей:
— вводная часть;
— чтение литературного произведения;
— беседа с наводящими вопросами;
— повторное чтение с последующим составлением мнемотаблицы;
— пересказ или заучивание произведения по мнемотаблице.

Систематическая работа по формированию связной речи у детей c ОВЗ с использованием нетрадиционных приемов и методов в совместной работе с родителями воспитанников дает следующие результаты:
• развивается связная речь детей;
• обогащается словарный запас детей, из пассивного превращается в активный;
• увеличивается круг знаний о предметах бытового окружения, об окружающем мире;
• у детей развивается наблюдательность, внимание, память, усидчивость; развивается воображение и фантазия, логическое и образное мышление.
Своё выступление я хочу закончить словами К.Д. Ушинского «Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками,их он усвоит на лету».
Литература
• Белоусова Л.Веселые встречи. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2003.
• Большева Т.Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2001.
• Житникова Л.Учите детей запоминать. — М.: “Просвещение”, 1985.
• Использование  мнемотаблиц  в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // “Дошкольная педагогика”. — 2006 (июль—август).
• Малетина Н .Моделирование в описательной речи детей с ОНР // “Воспитание и обучение”. — 2004 — №6.
• Полянская Т.Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
• Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., 2009.
• Ткаченко Т.Использование схем в составлении описательных рассказов // “Дошкольное воспитание, — 1990-№10.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector