Статья «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС».

Автор: Никулина Ирина Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ Детский сад №11 «Солнышко»

Населенный пункт: г. Бирск, Республика Башкортостан

Тема: Статья «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС».

Опубликовано: 16.03.2017 20:20

Получить свидетельство      Скачать материал


Статья: «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС»
                                                                                         Составитель:
                                                                                            Никулина И.Н.,
                                                                                        воспитатель
«Любовь к Родине начинается с любви к природе»
Е. В. Павленко.
    На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять  внимания экологическому образованию детей  уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение — он получает эмоциональные впечатления о природе  и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культура.
        В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.
    Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические  чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
       Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией  и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились  в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
    Цель нашей работы является формирование представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.
     Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:
— углубить и расширить экологические знания;
— привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные;
— развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников  в ходе экологической деятельности;
— сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
     Всю работу по экологическому образованию осуществляли в двух направлениях:  на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения  и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.
  Начиная с 2-3 лет, обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. Давали детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. И возвращались по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям.
   Во второй младшей группе работу продолжили. Ребят привлекали к активному участию по уходу за комнатными растениями:  поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны  и т.д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.
  В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.
   На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей  дошкольников использовали различные формы  экологического воспитания:
 а) массовые;
 б) групповые;
 в) индивидуальные.
   К массовым формам отнесли работу детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, природоохранные праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.
     К групповым формам отнесли кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.
  Индивидуальным формам наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку.
 Для каждого наблюдения отбирали небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом). В каждом последующем наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли полученные  представления.  В организации наблюдений продумывали систему, их взаимосвязь, что обеспечивало осознание детьми  процессов и явлений, которые они наблюдали. Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность.
  Наряду с наблюдениями широко использовали наглядный иллюстративный материал, который помогал закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью формировали у дошкольников представления об объектах, явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения), происходило обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера.
   Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили игре. Сюжетно – ролевые игры предполагали наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку»,      «Путешествие к морю».
   Подобрали разнообразные дидактические игры  экологического содержания: «Дикие – домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды)?», «Опасно — не опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды», «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.
   Использовали предметные игры с  использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.
    Играли интеллектуальные игры – «КВН», « Что? Где? Когда?», «Брейн — ринг», у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре.
  Особое внимание  требует  создание условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых материалов для изготовление поделок, на подоконниках высадили мини –огород.
     Важнейшая форма работы с детьми — это труд в природе. Этот  вид  деятельности, как никакой другой способствовал формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в  существовании  в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них формировались необходимые навыки  ухода, чувство ответственности за живым организмом.
   Положительные эмоции вызывали у детей на занятиях рисования, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы – все это способствовало  формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.
   Экологическое  образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.
     Экологическую информацию взрослые получали:
— на родительских собраниях;
— в процессе посещения территории детского сада;
— из консультаций для родителей;
— в совместной деятельности с детьми.
  Помимо традиционных форм работы и ДОУ и семьи, активно используем инновационные формы и методы работы:
1. Круглый стол «Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду»;
2.Тематические выставки: фотовыставка «Домашние питомцы», выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;
3.Семейные встречи экологической направленности:  «Вместе по нашей экологической тропинке», «Посади дерево»;
4. Конкурс семейных талантов: «Чудо – овощи», «Сохраним елочку», «Птичья столовая».
   Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствовала сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.
    Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.
 
Литература:
1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.
2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. — М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector