Комплексный подход к формированию элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

Автор: Гончарук Галина Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ Детский сад №58

Населенный пункт: г. Иркутск, Иркутская область

Тема: Комплексный подход к формированию элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

Опубликовано: 17.03.2017 09:58

Получить свидетельство      Скачать материал


КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Обучение ребенка элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общей комплекс обучения неотъемлемой составной частью. Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ строится с учетом закономерностей развития математических представлений у нормально развивающихся детей. Все направления коррекционно-образовательной работы по формированию элементарных математических представлений являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех формах его организации. Педагогическая система формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста базируется на комплексном подходе к обучению. Этот подход является ведущим при обучении всем видам деятельности детей дошкольного возраста.
Комплексный подход включает в себя следующие компоненты:
— изучение математических представлений детей;
— организацию пространственно-развивающей среды;
— ознакомление детей с природным и рукотворным миром в процессе их активной предметной, предметно-практической и игровой деятельности;
— проведение обучающих игр с математическим содержанием;
— общение взрослого с детьми в процессе формирования элементарных математических представлений;
— взаимодействие различных специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с целью координации и определения единых подходов к формированию величинных, количественных, временных, пространственных и геометрических представлений.
Комплексный подход предполагает формирование элементарных математических представлений в тесной связи с обучением другим видам деятельности (развитие речи, формирование представлений о себе и окружающем мире, изобразительная, конструктивная, трудовая и игровая деятельность.)
Система формирования математических представлений у детей с ОВЗ осуществляется:
1. В повседневной жизни, когда взрослый вовлекает детей в коллективную деятельность с математическим содержанием, в общение друг с другом.
2. В специальных играх и упражнениях, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках, о системе социальных отношений. В проведении этих игр и упражнений могут принимать участие различные, специалисты (учитель-дефектолог и воспитатель или педагог-психолог). Такие игры могут поводиться в структуре по формированию элементарных математических представлений как их фрагмент в соответствии с педагогическим замыслом взрослого.
3. В сюжетно-дидактических и театрализованных играх, где выявление, осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно-временных отношений является целью и средством деятельности.
4. В рисовании, лепке, конструировании, хозяйственно-бытовом труде при наполнении их элементарным математическим содержанием.
5. В специальных занятиях по формированию элементарных математических представлений.
6. В комплексных игровых занятиях, где одновременно используются вербальный, графический и образно-двигательный знаки для выражения одного содержания.
7. В работе по развитию речи (обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов «из личного опыта», рассказыванию текста арифметических задач).
Реализация комплексного подхода к формированию элементарных математических представлений включает следующие направления коррекционно-воспитательной работы:
1. Формирование представлений о себе и окружающем мире.
2. Формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве: реальном – на основе предметной и предметно-игровой.
3. Обучение в процессе отобразительных и сюжетно-дидактических игр.
4. Развитие психомоторики, обусловливающей точность выполнения действий с предметами и моделями.
5. Обучение различным средствам межличностного общения и развитие речевых функций в играх и игровых упражнениях.
Учитывая комплексный подход в обучении математическим знаниям, содержание образовательной работы выстраивается по концентрическому принципу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет выработать у них достаточно прочные знания и умения.
Список литературы
1. 1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие / Л.Б. Баряева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
2. 2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н.Ю. Борякова – М.: Гном- Пресс, 1999.
3. 3. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений / О.П. Гаврилушкина, Н.Д Соколова – М.: Просвещение, 1991

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector