Формирование у старших дошкольников представлений о многоэтничности культуры чувашского народа.

Автор: Сухорукова Татьяна Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ № 100 «Летучий корабль»

Населенный пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область

Тема: Формирование у старших дошкольников представлений о многоэтничности культуры чувашского народа.

Опубликовано: 18.03.2017 09:59

Получить свидетельство      Скачать материал


Формирование у старших дошкольников представлений о национальной культуре
Становление и развитие национальных систем воспитания охватывает многие века. Материнский язык, народное творчество, в частности, фольклор, мифология, этническая символика, искусство, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, народные игры и другие средства воспитания, используемые народами, их национальные духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих поколений на всем протяжении истории лучшие человеческие качества. В народной педагогике реально действующим центром воспитания являлась всегда и является сегодня семья. В ней, а также в роду, во многих случаях функционирующих как «большая семья» сосредоточено основное богатство содержания, форм и методов национальной системы воспитания.
Укоренение ребенка в родной, близкой ему культуре служит отправной точкой для построения диалога культур и для постижения мировой общечеловеческой культуры. Культура ближайшего окружения обеспечивает личностное общение, непосредственный эмоциональный контакт и практическое действие через овладение основами художественных традиций народа.
Погружение в культуру своего края, своей местности позволяет ребенку почувствовать и понять не только особенности национальных культур, но и механизмы их взаимодействия. Национальные составляющие региональной культуры на протяжении длительного времени не просто соседствовали, но и взаимопроникали, взаимообогащали друг друга, сохраняя при этом собственную уникальность и неповторимость. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие, уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.
Многие вопросы теории и практики гуманистического и национального воспитания подрастающего поколения нашли рассмотрение в трудах М.Е. Евсевьева, Я.А. Коменского, К. Насыри, К.Д. Ушинского. Общие теоретические основы подхода к проблеме национального воспитания детей определены Н.К. Крупской. В основу методологии исследования положены идеи и единства и взаимосвязи национального, межнационального и многоэтнического (Е.И. Радина, А.П. Усова, М.И. Богомолова, Г.Н Волков, З.Т. Гасанов, Л.Н. Гумилев, А.Н. Джуринский). Вопросы индивидуально– дифференцированного подхода с позиции оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский, В.И.Загвязинский, Е.А. Климов, М.И. Скаткин); концептуальные положения классиков и современны ученых в области истории, психологии, этнологии, этнографии, педагогики, культурологи и других наук, в которых рассматривается исторический процесс развития чувашского народа, ее материальная и духовная культура, развитие многоэтничности [1, 2].
Следует отметить, что заметно возрос интерес к национальным и региональным компонентам образования и национальным традициям воспитания. Для реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта традиций, с одной стороны; с другой, отсутствие системы целенаправленной работы по приобщению детей к культуре чувашского народа посредством учебных программ, пособий, знакомящим с богатством народной педагогики разных народов
Ключевым моментом оценки успешности развития у дошкольника представлений о многоэтничности культуры чувашского народа становится понятие сохранения идеалов национальной культуры и языка, что является базисом этнической психологии и этнической педагогики, ее структурной составляющей, гуманистической направленностью через традиции воспитания современного поколения [3, с. 62].
Любовь к родной культуре, истории, традициям и обычаям должны прививаться с самого детства. В детском саду дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как проводились праздники, как они назывались.
Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре и ее многоэтничности играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Гармоничное развитие личности представляется возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях чувашского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.
С целью формирования у старших дошкольников представлений о многоэтничности культуры чувашского народа нами были разработаны и определены основные направления:
– разработана технология формирования у старших дошкольников представлений о многоэтничности чувашского народа, предполагающая включение и использование средств народной педагогики (устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, национальные обычаи, быт, праздники, национальные костюмы) в процессе игровой, познавательной, продуктивной, трудовой видов деятельности;
– разработана ,обоснована и внедрена программа « Многоэтнический мир Чувашей» по ознакомлению детей с культурой многоэтничного чувашского народа;
– определены критерии и показатели оценки уровня сформированности у старших дошкольников представлений о многоэтничности чувашского народа;
Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности [4].
Таким образом, возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Посредством погружения в игры с элементами национальных игр, сказок, песен рассказов можно решить сразу несколько задач. С одной стороны, игры предоставляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а с другой позволяют детям приобщиться к национальной культуре.
Литература:
Богомолова М.И. Межнациональное воспитание детей : учеб. пособие / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова.– М.: Флинта, Наука, 2011. 176 с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары Чувашское книжное изд-во, 1974. 376 с.
Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире.– М., 2002. 71 с.
Захарова  Л.М. Становление и развитие этнопедагогической направленности дошкольного воспитания в отечественной педагогике. Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 2. – С. 60–64.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector