Экологический проект «Зимующие птицы нашего города».

Автор: Прокопьева Оксана Геннадьевна

Должность: Воспитатель первой категории

Учреждение: МБДОУ № 219

Населенный пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан

Тема: Экологический проект «Зимующие птицы нашего города».

Опубликовано: 19.03.2017 10:19

Получить свидетельство      Скачать материал


Экологический проект
«Зимующие птицы нашего города»
Проблема.
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей в дошкольном возрасте.
Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно — гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности дошкольников на природоохранительную активность их экологической культуры.
Актуальность проекта.
Выбор темы «Зимующие птицы нашего города» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы с родителями должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Тип проекта:
по продолжительности – краткосрочный,
по количеству участников – групповой,
по целевой установке –познавательно – творческий.
Участники проекта: педагог, дети средней группы и родители.

Предмет:
Условия, при которых дети наиболее эффективно приобщаются к знаниям о птицах и их жизни.
Объект исследования: уровень знаний детей о птицах, зимующих в городе.
Гипотеза: при создании необходимых условий по приобщению детей к экологическим знаниям повысится уровень экологической грамотности и воспитанности детей.
При этом необходимы:
— организация целенаправленной деятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье;
— учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и каждой семьи;
— комплексная и системная работа по приобщению к знаниям, использование новых методик и технологий;
— сотрудничество с ДОУ и семьи.

Обеспечение проекта:
Методическое: педагогическая, методическая литература, книги и сборники произведений детских авторов, иллюстрации к ним.
Диагностическое: диагностический и дидактический материал.
Материально – техническое: магнитофон для прослушивания музыки, звуков природы, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, книги и т. д.
Интегрируемые виды деятельности:
— игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, игры-инсценировки);
— познавательно-исследовательская деятельность (наблюдение за птицами);
— продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок, лепка);
— коммуникативная деятельность (беседы, рассказы, показы, объяснения, сочинение рассказов, рассматривание) ;
— трудовая деятельность (посильная помощь в изготовлении кормушек, кормление птиц)
— двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковые игры);
— музыкально-художественная деятельность (слушание музыки и звуков пения птиц, песен, потешек, просмотр мультфильмов и презентаций);
— чтение художественной литературы;
— театрализованная деятельность.

Цель проекта: Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах нашего города, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах.
Задачи:
1. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение находить необходимую информацию из доступных источников.
2. Формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по картинке, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть, отгадывать загадки.
4. Подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.
5. Учить детей рисовать птиц, передавая в рисунке форму тела, цвет оперения; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками и карандашами, штриховать.
6. Развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.
Планируемый результат:
• Расширение кругозора детей о зимующих и перелетных птицах.
• Улучшение предметно-развивающей среды.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Этапы реализации проекта.
Этапы
Содержание деятельности
Срок реализации
Подготовительный
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
• Проведение анкетирования детей;

1неделя февраля

Основной этап
• Активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателей, родителей и детей по внедрению проекта;
• Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность);
• Организация и пополнение развивающей среды;
• Изготовление наглядных пособий родителями и воспитателями.
2-3неделя февраля

Заключительный
• Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка дляптиц».
• Установка кормушки для птиц на участке детского сада и около домов.
• Выставка групповой работы из пластилина «Птицы в кормушке».
• Выставка групповой работы детей «Птицы на снегу».
• Участие во всероссийском конкурсе кормушек.
• Выставка газеты по итогам акции «Покормите птиц зимой».
• Создание видеоролика ко «Дню защиты птиц».
• Повторное анкетирование.
4 неделя февраля
Аналитический
• Анализ и обобщение результатов.
• Подведение итогов.
• Оформление результатов работы по теме проекта. Презентация.
• Представление материалов на педсовете.

1-2 неделя марта

Содержание работы в процессе реализации проекта.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, труд, безопасность, социализация.
Образовательная область: «Социализация»
Задачи: Формировать представление о связях в природе «ЧЕЛОВЕК И ПТИЦЫ».
Побуждать желание узнать о птицах больше, заботиться о них.      
 Развивать игровые навыки  детей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх;
конструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх.
 Образовательная область: «Труд»
Задачи: Поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке. Изготовление скворечников, кормушек.
Образовательная область: «Безопасность»
Задачи: Формировать навыки природоохранного поведения при наблюдении за птицами.
 Образовательная область «Познание»:
Задачи: Развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что – либо о птицах.
Поощрять интерес к источникам информации.
Развивать умственные способности с помощью инновационных технологий.

  Образовательная область «Коммуникация»:
Задачи:  Учить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности, развивать навыки общения, активизировать речь детей при составлении рассказов. Формировать желание произносить слова правильно, учить звукоподражанию.
 Образовательная область: «Чтение художественной литературы»
Задачи: Прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, приговоркам. Поощрять самостоятельное общение с литературными источниками, проявление эмоций ,как положительных, так и отрицательных.            
Образовательная область: «Художественное творчество»
Задачи: Развивать творческие способности детей во всех видах деятельности: лепке, рисовании, конструированию.
Формировать представление об изделиях народного промысла. 
 Образовательная область: «Музыка»
Задачи: Совершенствовать  навыки ритмических и имитационных движений.
Способствовать развитию певческих навыков.  
Образовательная область «Здоровье»
Задачи: С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение, эмоции, физическое состояние.
Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия.
  Образовательная область: «Физическое развитие»
Задачи: Развивать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки.
Учить останавливаться по сигналу, выполнять правила игры. 
Работа с родителям
Задачи: Привлекать родителей к помощи птицам зимой.
План работы по реализации проекта

1. РАБОТА С ДЕТЬМИ.
1.
Анкетирование детей.
2.
Наблюдение за птицами: за синицей, за вороной, за голубем, за воробьями.
3.
ООД «Зимующие птицы».
4.
ООД. Рисование. Групповая работа «Птицы на снегу» .Рисование салфеткой.

5.
ООД.Лепка. «Птицы в кормушке».
6.
Выставка книг «Умные книги о птицах»
7.
Рассматривание книг, энциклопедий, картинок, фотографий по теме проекта
8.
Беседа «Что мы знаем о птицах»
9.
Беседа «О птицах»
10.
Презентаций: « Птицы»
11.
Презентация «Зимующие птицы»
12.
Презентация «Озвученные птицы»
13.
Творческое рассказывание: «Как я спас птичку».
14.
Чтение художественной литературы:
В. Звягина «Воробей»,
Т. Евдошенко «Берегите птиц».
И. Тургенев «Воробей»,
М. Горький «Воробьишко»,
Сухомлинский «О чем плачет синичка».
Отгадывание загадок о птицах.
Заучивание стихотворений о птицах
15.
Дидактические игры:
— «Кто где живёт»,
— «Зимующие и перелётные птицы»,
— «Летает, плавает, бежит»,
— «Откуда птица прилетела?»,
— «Чей клюв?»
16.
Подвижные игры:
-«Найди пару»,- «Лётал, лётал воробей»,-«Зайди в свой домик»,-«Вороны и воробьи»
17.
Игровая деятельность:
• Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в лес»
• Игры драматизации по программным произведениям.
• Настольно-печатные игры: лото «Птицы», разрезные картинки
18.
Изготовление и развешивание кормушек (дети – родители – воспитатели)
19.
Подкормка птиц на участке детского сада
2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
1.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей».
2.
Изготовление кормушек.
3.
Домашнее задание:
— накопление знаний детей о птицах (СМИ, Интернет, энциклопедическая литература и др.)
— наблюдение за птицами на прогулках с детьми 
(внешний вид, среда обитания, повадки и т. д.);
-выучить стихотворение о зимующей птице;
— обогащение словарного запаса ребенка.
4.
Изготовление дидактических игр по теме
5.
Изготовление фотографий
6.
Изготовление видео ролика «Покормите птиц зимой!»
7.
Изготовление масок птиц для видео ролика.

Результаты анкетирования.
№ вопроса
Анкетирование 1
Повторное анкетирование
1.КАКИХ ПТИЦ ТЫ ЗНАЕШЬ?
Из 22детей:
Не знают- 4ребенка (18%)
2-3птицы-16 детей (72%)
Более 3 птиц– 2 ребенка (10%)
Из 22детей:
Не знают-
2-3птицы- 6 детей (28%)
Более 3птиц- 16 детей (72%)
5.КАК МОЖНО ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ?
Из 22 детей:
Не знают- 4ребенка (18%)
Знают-18 детей (82%)

Из 22детей:
Не знают-
Знают – все (100%)

Вывод:
• Повысилась эффективность работы по приобщению дошкольников к экологической культуре через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
• Сформировался у детей интерес к получению знаний о птицах нашего города; расширился кругозор знаний детей о зимующих птицах.

• Повысилась педагогическая культура родителей по проблеме приобщения дошкольников к экологическому воспитанию;
• Развивающая среда группы пополнилась: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, загадками, рассказами о зимующих птицах, масками, дидактическими играми: «Разрезные картинки», «Зимующие и перелетные птицы» «Покормите птиц зимой», «Прятки», раскраски «Птицы», музыкальным альбомом «Голоса птиц».

• Успешно развивается у детей память, речь, внимание.

Считаю необходимым продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников средствами ознакомления с птицами не только живущих в городе , но и всего родного края:
-расширять знания детей о жизни птиц, и об особенностях их образа жизни (как живут лесные птицы – сова, клёст, тетерев, куропатка, кукушка и другие;
-расширять и активизировать словарь по данной теме;
— развивать наблюдательность, внимание, память;
— воспитывать любовь к родному краю, отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду.

Используемая литература.
Используемая литература.
1.ФГТ в ДОУ «Комплексные занятия» Н.Е.Вераксы.
2. Тематический словарь в картинках «Дикие птицы средней полосы» Васильева С. И.
3. « Познаем окружающий мир – птицы» Т. Куликовская
4. Воронкевич О. А. «Экология».
5. Комарова Т. С. «Занятие по изодеятельности».
6.Лыкова И. А. «Изодеятельность в д/с».
7.Пензулаева Л. И. «Подвижные игры».
8. «Наши птицы» В. Бианки
9.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
10.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
11.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector