Формирование экологической культуры детей путем развития речи.

Автор: Волкова Светлана Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МКДОУ Петропавловский детский сад

Населенный пункт: с. Петропавловка, Воронежская область

Тема: Формирование экологической культуры детей путем развития речи.

Опубликовано: 19.03.2017 19:47

Получить свидетельство      Скачать материал


Формирование экологической культуры детей путём развития речи.

Воспитатель: Волкова Светлана Васильевна МКДОУ Петропавловский детский
сад

Сегодня каждый мыслящий человек не может не задумываться над вопросом об отношениях между человеком и природой, основу которых составляет экологическая культура.
Воспитание экологической культуры начинается с дошкольного детства.
Экологическое воспитание детей – это формирование осознанно правильного отношения к объектам природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом. Именно эту задачу я пытаюсь решать с раннего возраста, активно приобщать ребёнка к миру природы. Моя задача состоит в том – помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений о природе. Для того чтобы дошкольники получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой, отдельные занятия я провожу на природе. Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные: экскурсии, беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры. В своей работе особую роль отвожу играм-занятиям, на которых используется иллюстрированный материал. Здесь наглядность сочетается со словом, что особенно важно для маленького ребёнка. Использование интеграции разных разделов программы (ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.), позволяет мне формировать у дошкольников более полные представления об окружающей действительности.
В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребёнка. Мои рассказы о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у неё есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой – далёкое, холодное, а летом – жаркое), а луна — не всегда круглой, малыши усваивают через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта.
Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения. Они проводятся в детском саду ежедневно. Планируя наблюдения, я прежде всего опираюсь на индивидуальные особенности воспитанников своей группы, уровень их развития и практический опыт. В младшей группе мы вместе с детьми посадили лук и чеснок, и наблюдаем за их ростом. Каждое утро дети сами кормят аквариумных рыбок, наблюдая за их поведением. Я в свою очередь, отмечаю индивидуальные проявления детей в практической деятельности, что является показателем степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Во время наблюдения:
-ввожу элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека к природе, восхищаясь её красотой;
-разговариваю с объектом живой природы (с берёзкой, травкой, ёлочкой),
наделяя его человеческими качествами, например «Видишь, как берёзка гладит тебя своими веточками. Она шепчет тебе «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!» и т. д.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Дети радуются травке, восхищаются необыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживаются при раскатах грома, прыгают и хлопают в ладоши, увидев радугу.
Одна из составных частей моей работы по формированию экологической культуры у детей через развитие речи является работа с родителями по экологическому воспитанию. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в 21 веке.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания, сопереживать живым существам. Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector