Роль дошкольного учреждения в оздоровительной работе с детьми при подготовке их к школе.

Автор: Габсалямова Лиана Робертовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад села Акбердино»

Населенный пункт: с. Акбердино, Республика Башкортостан.

Тема: Роль дошкольного учреждения в оздоровительной работе с детьми при подготовке их к школе.

Опубликовано: 20.03.2017 17:30

Получить свидетельство      Скачать материал


РОЛЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИХ К ШКОЛЕ

Л.Р.Габсалямова — воспитатель
МБДОУ «Детский сад села Акбердино», село Акбердино, Иглинского района, республики Башкортостан
Разработка специальной системы психолого-педагогических, социально-гигиенических, профилактических мероприятий требует от воспитателей, родителей знаний критериев оценки состояния здоровья детей:
1. Наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе.
Развитие человека закодировано в наследственном аппарате. Генетически запрограммировано развитие каждой клетки, ткани, органа, процессы роста и дифференцировки, степень развития систем и всего организма.
2. Уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие календарного биологическому возрасту. Физическое развитие отражает формирование структурных и функциональных свойств организма в онтогенезе. Совокупность всех признаков организма формируется под влиянием наследственной природы человека и окружающей среды.
3. Нервно-психическое развитие ребенка. Психика ребенка (особенно больного) неустойчива и ранима. Ребенок зависит от окружающих, и прежде всего от родителей, врачей и учителей. Дети весьма болезненно, гораздо сильнее взрослых относятся ко всем физическим недостаткам и дефектам.
4 Степень сопротивляемости и устойчивости к болезням (резистентность). Степень сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды оценивается количеством и длительностью перенесенных ребенком острых заболеваний.
5. Наличие или отсутствие хронических заболеваний. На основании совокупности таких приемов как наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний, уровень функционального состояния основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, дети и подростки разделяются на пять групп. В нашем саду — дети первой и второй группы здоровья.
6. Адаптация к меняющимся внешним условиям. Современная социально-экономическая ситуация, экологические факторы внешней среды повышают значимость и актуальность проблемы адаптации детского организма к условиям внешней среды. Для этого важно восстановить здоровье обучающихся и воспитанников, имеющих нарушения состояния здоровья.
7. Уровень физической подготовленности. Оценка уровня физического состояния детей может быть критерием оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями и критерием готовности ребенка к выполнению нагрузок различного характера.
8. Уровень оптимальной нормы двигательной активности. Особое значение в детском возрасте имеют возрастные нормы, которые рассматриваются как сопоставительные (контрольные) для оценки индивидуальной двигательной активности.
9. Улучшение состояние здоровья. На современном этапе при возрастающей потребности в укреплении здоровья детей важно не столько установление зависимости здоровья и болезней, сколько изучение структуры здоровья, которую характеризуют показатели физической и умственной работоспособности и резервы адаптации, а также роли социальных и биологических факторов в формировании этой структуры.
Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и детских образовательных учреждениях и многое другое. Поэтому проблема здоровья детей – комплексная и многоаспектная.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям, оценивается системой критериев. Это дает возможность обосновать и разработать формы организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, содержание двигательного режима детского сада компенсирующего вида.
Детский сад проводит оздоровительную работу, которая содержит следующие методы:
1.Сбор данных семейного анамнеза (анкетирование родителей).
2.Комплексное обследование ребенка (антропометрическое, физиологическое, психоневрологическое).
3.Разработка рациональной организации режима дня в дошкольном образовательном учреждении с учетом занятий оздоровительной физической культурой.
4. Разработка новых форм и способов подготовки детей к школе.
5. Рациональное сочетание оздоровительных мероприятий и образовательных занятий при подготовке детей к школе.
В течение четырех лет мы готовим детей к школе с учетом того, что в школе от ребенка требуется зрелость всех систем организма, присущая данному возрасту: сформированность речевого развития, необходимая и достаточная организация крупной и мелкой моторики, зрительного восприятия, интегративных умений, навыков при выполнении физических упражнений.
Для выполнения поставленных задач необходима систематическая комплексная работа по укреплению здоровья детей. Профилактика, физкультурно-оздоровительная работа и обучение детей с отклонениями в состоянии здоровья начинается с мониторинга состояния здоровья, для того, чтобы выяснить наследственные и приобретенные заболевания. Причем, изучение ухудшения состояния здоровья ребенка направлено на выяснение противоречий между внешней и внутренней регуляцией ребенка.
В течение ряда лет совместными усилиями медицинских работников, воспитателей разработан и организован адаптированный к потребностям детей режим дня.
Гибкий (щадящий) гигиенический режим предусматривает эффективное сочетание образовательного и оздоровительного процесса. Методы оздоровительной работы включают изучение физического развития и физической подготовленности, врачебно-педагогический контроль. Главным условием оздоровления является применение различных видов мероприятий и занятий.
Формы организации физкультурно-оздоровительных мероприятий:
Диагностика состояния здоровья по медицинским картам здоровья, данным семейного анамнеза и показателям функционального состояния организма.
Двигательная активность в виде физкультурных занятий, физкультурно-оздоровительной гимнастики, спортивных праздников, досугов, прогулок.
Закаливание в виде процедур: ванночки для ног, мытье рук по локоть прохладной водой.
Образовательный процесс построен с учетом форм и организации режима дня детского сада. Планы работ воспитателей имеют информацию о состоянии здоровья ребёнка, о пропусках по болезни, о результатах образовательного цикла, о мероприятиях, проводимых в течение года, о методах и приёмах проведения занятий.

Были решены задачи:
— выявлены особенности физического развития частоболеющих детей в возрасте от 3 до 7 лет;
-использован комплекс методических приемов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада;
-проведена оценка влияния различных методических приемов оздоровительной работы на реабилитацию детей с ослабленным здоровьем;
-подготовлены дети к условиям обучения в школе.
Современная социально — экономическая ситуация, экологические факторы внешней среды повышают значимость и актуальность проблемы адаптации детского организма к полноценным занятиям в школе.
Система оздоровления детей в дошкольном учреждении при подготовке их к школе включает в себя также работу с семьей:
1.Работу с семьёй (обучающие семинары, собрания, досуговые совместные занятия, профилактика негативных последствий воспитания в семье, физическое воспитание).
2.Организацию двигательного режима, закаливания и профилактики заболеваний в семье.
3.Разработку совместных с родителями санитарно-гигиенических, физкультурно-оздоровительных мероприятий по профилактике здоровья у ослабленных часто и длительно болеющих детей.
4. Разработку совместных с родителями приёмов и методов подготовки детей к школе.
Вывод.
Установлено, что оздоровительная работа с детьми 3-7 лет является эффективной, если в процессе участвуют как семья, так и дошкольное образовательное учреждение, обеспечивая сочетание основных направлений системы оздоровлений с учетом рациональной организации двигательной активности, дополнительных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья, контроля и оценки их результативности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector