Использование сказки в работе педагога-психолога и учителя логопеда ДОУ.

Автор: Дудкова Наталия Николаевна

Должность: Педагог-психолог

Соавтор: Тюрина Надежда Ивановна

Должность: Учитель логопед

Учреждение: МКДОУ Кумылженский детский сад №1

Населенный пункт: ст. Кумылженская, Волгоградская область

Тема: Использование сказки в работе педагога-психолога и учителя логопеда ДОУ.

Опубликовано: 21.03.2017 21:26

Получить свидетельство      Скачать материал


Использование сказки в работе педагога-психолога ДОУ.

В своей практике я использую метод сказкотерапии, так как сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Сказка даёт нам, психологам, возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребенка, ведь многие дети стесняются своих страхов, а некоторые даже чувствуют себя виновными в них, поэтому им трудно рассказывать о своих проблемах. А когда психолог заводит с ними разговор на эту тему, дети замыкаются. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапия, ведь ребенку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далекого сказочного героя.
Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:
• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
• корректирует поведение и развитие речи;
• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством?
По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы над сказкой:
* Рассказывание сказки. Очень часто я в своей работе использую, не просто пересказ, а с каким-то заданием, например: придумать другую концовку, или ввести нового персонажа в сказку, или придумать свою. Дети охотно отзываются на это предложение, включая всю свою фантазию.
* Рисование сказки. Постое иллюстрирование сказок не всем деткам интересна, тем более не все хорошо владеют техникой рисования, но если ребятам предложить нарисовать героев сказки или иллюстрацию к ней, а остальные должны угадать, что это, то у многих появляется интерес к данному занятию.
* Изготовление кукол. В начале своей педагогическое деятельности, я старалась многое пособие изготовить сама, но однажды в кабинет ко мне заглянула девочка, и попросила остаться и помочь в изготовлении настольного театра. И когда на занятии мы его использовали, то она выбрала ту куклу, которую помогала делать, и в сказки уже характер этого героя был таким, каким представляла его она.
* Сказкотерапевтическая диагностика. С помощью сказки можно разговорить даже самого застенчивого ребенка, а если к этому добавить еще и пескотерапию, то успех в работе гарантирован.
Сказочным свойством «мягкого намека» обладают также и притчи, истории из жизни. Опыт показывает, что метафора глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует психологические «иммунные тельца»- потенциальные части нашей личности, которые, в свою очередь, помогают человеку найти свой собственный, лучший на данный момент, выход из проблемного состояния. Тем самым психолог или другой специалист, к которому пришли за советом, обезопасит себя от непроизвольного «навязывания» решения. Метафора не директивна, она лишь мягко намекает и направляет. Эта особенность метафоры позволяет создать вокруг человека ауру психологической защищенности. С другой стороны, человек получает возможность «приподняться» над своей проблемой, посмотреть со стороны на то, что ему мешает. По мнению Н. Пезешкяна, через истории, притчи, мифы и сказки психолог сознательно прокладывает путь к интуиции и фантазии ребенка, учит его мыслить в образах данной истории, тем самым, изменяя его позицию
Таким образом, душа, сознание, чувства человека в процессе соприкосновения со сказками учатся «слышать наставления и приобретать знания».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector