Методический паспорт технологии работы с дошкольниками «Клубный час».

Автор: Бакина Наталья Николаевна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МКДОУ д/с №8 «Колокольчик»

Населенный пункт: г. Омутнинск, Кировская область

Тема: Методический паспорт технологии работы с дошкольниками «Клубный час».

Опубликовано: 22.03.2017 13:00

Получить свидетельство      Скачать материал


Составитель: Бакина Наталья Николаевна,
старший воспитатель МКДОУ д/с №8 «Колокольчик»
г.Омутнинска Кировской области

Методический паспорт технологии работы с дошкольниками
«Клубный час»

Аннотация.
Методический паспорт представляет собой структурированный материал, раскрывающий описание технологии работы с дошкольниками «Клубный час». Данный паспорт удобен для понимания и использования педагогами, он может использоваться для подготовки консультации педагогам.

Автор технологии
Апробированная социальная технология «Эффективная социализация детей в образовательном комплексе», автор старший научный сотрудник Института социологии РАН Гришаева Н.П.
Актуальность технологии
Помогает решать задачи ФГОС ДО: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Возраст
Для детей 5-7 лет
Преимущества данной технологии
Не требует какой-то специальной подготовки взрослыми, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств.
Основные цели «Клубного часа»

•воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительного отношения к окружающим;
•воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
•обучение ориентировки в пространстве;
•развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
•закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
•развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
•обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
•поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
•приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Понятие
«Клубный час» — это особая современная технология развития личности ребёнка. Технология состоит в том, что дети могут в течение одного часа свободно перемещаться по ДОУ, «заходить в гости» в кабинеты педагогов, в любые группы, музыкальный и физкультурный залы и другие помещения детского сада, где им будут предложены увлекательные занятия и игры, соблюдая определенные правила поведения. Через час по звуковому сигналу ребята возвращаются в свои группы.
Периодичность проведения
оптимально 1 раз в неделю
Длительность проведения
не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт
Типы «Клубного часа»
— свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;
— тематический. В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца, недели. Например в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт».
— деятельностный. В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.
— творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей.
Предварительная работа педагогов
Для проведения клубного часа взрослые предварительно обсуждают и определяют:
1) Тематику «Клубных часов», перспективный или тематический план. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.
2) Периодичность и длительность «Клубного часа».
3) Организационные моменты «Клубного часа». Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Мероприятие проходит так. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит по всем этажам (группам), например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;
4) Организационные моменты «Клубного часа». Коллектив ДОО определяет, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому «Клубному часу».
Предварительная работа с детьми
1) организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать во время этого мероприятия, и кто хотел бы на него пойти;
2) обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся;
3) объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;
4) выдается план (карта), что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется, — тематический, деятельностный или творческий;
5) во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада («иди куда хочешь, делай что хочешь»);
6) Правила поведения детей во время «Клубного часа»:
—  «Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»;
—  «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь»;
—  «Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми»;
—  «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»;
—  «Говори спокойно»;
—  «Ходи спокойно»;
—  «Возвращайся в группу по сигналу звонка»;
—  «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал»;
— «Доводи начатое дело до конца».
Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все правила.
7) Устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил. Для поддержания дисциплины в начале Клубного часа каждому ребенку выдаётся по три жетона. Нарушив какое-либо правило, ребенок лишается жетона. Если на рефлексивном круге при обсуждении оказывается, что жетонов у ребенка не осталось, воспитатель напоминает о том, что следующий клубный час ребенок проводит в группе.
8) Ведётся план-карта, каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти. Даётся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».
9) на начальной стадии проведения «Клубного часа» для детей желательно организовать самые разнообразные занятия: изостудию, музыкальный кружок, сделать свободным вход в физкультурный зал, в бухгалтерию, к медсестре, на кухню, и не только посмотреть, но и заняться чем-то интересным. А для безопасности на лестницах и в коридорах могут постоянно «убираться» няни, не вмешиваясь в передвижения ребят, не делая замечаний, но незаметно приглядывая. Впервые дети оказываются не гостями, а хозяевами детского сада. Как из запертой клетки, выбираются они из групповой комнаты. Вырвавшись из-под неусыпной опеки, дети очень быстро приобретают умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца. Они легко усваивают, что такое час… и намечают, как его лучше провести.
Итоги «Клубного часа» с детьми
После завершения «Клубного часа», все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре, начинается обсуждение – рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить. Обсуждаются такие вопросы:
—    Где ребёнок был?
—    Что тебе запомнилось?
—    Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?
—    Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему?
—    Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему.
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.
Итоги «Клубного часа» с педагогами
После проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:
— что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;
— как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей);
—    соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;
—    какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
Работа с родителями
Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» в течении клубного часа, а так же предлагать новую тематику клубных часов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector