Роль семьи и дошкольного учреждения в формировании экологической культуры ребенка.

Автор: Фролова Оксана Евгеньевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад №67

Населенный пункт: г. Иркутск, Иркутская область

Тема: Роль семьи и дошкольного учреждения в формировании экологической культуры ребенка.

Опубликовано: 22.03.2017 15:00

Получить свидетельство      Скачать материал


Фролова Оксана Евгеньевна, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 67

РОЛЬ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА

Резюме. В статье раскрывается актуальность влияния семьи и детского сада на создание экологической культуры дошкольника. Описываются формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в воспитании экологической культуры как у ребенка, так и у взрослых людей.
Ключевые слова: экологическая культура дошкольника, инновационные формы воспитания и образования, экологическое направление, целенаправленный процесс по формированию экологической культуры, мировоззрение ребенка.

Главная характеристика XXI века – это компьютерные технологии и технический прогресс. С другой стороны, это период, сопровождающийся экологическим кризисом. Постоянные химические загрязнения, нагрузки, которые претерпевает окружающая среда, отрицательно сказывается на человечестве. Сегодня общение с природой заменяет компьютер и телевизор. Но ведь для успешной социализации детей — бедующего нашей планеты, главными составляющими выступают детский сад и семья, позже –школа, университет и так далее.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования диктует то, что родители обязаны заложить основы нравственного, физического и интеллектуального развития ребенка, ведь семья – это среда формирования личности, оказывающая огромное влияние на создание у ребенка основ экологического мировоззрения. Так воспитание экологической культуры ребенка в первую очередь зависит от экологической культуры родителей, а уж потом воспитателей.
Таким образом, необходимо активное включение родителей в целенаправленный процесс по формированию экологической культуры детей наравне с детским садом.
В связи с этим, перед нами, педагогами, воспитателями, поставлена задача по поиску эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи в воспитании экологической культуры детей и их родителей.
Помимо основной непосредственной деятельности, мной и коллективом детского сада № 67 г. Иркутска ведется работа по экологическому направлению.
Девиз нашей работы: «Умей наблюдать, чтобы видеть!»
Практика работы детского сада показывает, что отказываться от традиционных форм взаимодействия на сегодняшний день нельзя, так как они оправдывают свое существование, однако необходима их трансформация, ведь социальная ситуация постоянно изменяется.
Поиск форм и методов позволил нам использовать как традиционные (беседа, чтение художественной литературы, игровая деятельность, музыкальная деятельность, прогулки и др.), так и инновационные формы работы, которые помогают воспитанию экологической культуры взрослых. Мы привлекаем взрослых членов семьи к совместной работе и сотрудничеству. Это и групповые и общесадовские конкурсы по экологической тематике: «Кормушки для пичужки!», «Красота из ничего!», это анкетирование на темы: «Приобщаем ребенка к природе», «Элементарные экологические представления». Кроме этого, проходят акции: «Наш чистый детский сад», «Помоги зимующим птицам!». Родители детского сада активно участвуют в разного рода экологических праздниках и развлечениях, например, таких, как «Синичкин день!», «День земли», оказывая при этом помощь в подготовке костюмов и атрибутов к праздникам.
Одной из инновационных форм является проект «Мой первый огород!» с выращиванием овощей на подоконнике, цель которого — развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом, а также вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Таким образом, экологическая культура дошкольника формируется на основе знаний и навыков, приобретенных как в семье, так и в детском саду. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам, мы не имеем права убивать то, что создано природой. Важной задачей является воспитание любви к природе, к ее каждой частице, создание возможности воспринимать ее красоту. Очень важно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все дружно живем!

Литература:
• Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М.: «Мозаика-Синтез», 2002. -112с.
• Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. / Под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: АРКТИ, 2003. -72с
• Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2004. -144с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector