Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.

Автор: Нестерова Ирина Петровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МКДОУ Бахтайский детский сад

Населенный пункт: с.Бахтай, Иркутская область

Тема: Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.

Опубликовано: 23.03.2017 14:16

Получить свидетельство      Скачать материал


« Что такое авторитет родителей?» — этот вопрос волнует многих из вас. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его.
Авторитет – это постоянная работа над собой по совершенствованию и самовоспитанию. В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребёнка к действию, развивают в нём активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции- большая нравственная сила, о которой в семье заботятся с первых дней появления ребёнка на свет. Однако любовь и уважение в семье- не единственное условие семейного воспитания, способствующее образованию авторитета родителей. Чтобы образовался дружный семейный коллектив, сложились эмоционально-нравственные отношения между всеми его членами, многое зависит от личных качеств отца и матери. Отношение их друг к другу, к делам производства, забота об успехах своего коллектива, радость трудовым успехам, общественная активность – всё это не проходит незамеченным для ребёнка. Если родители обсуждают собой события текущей жизни в стране и за рубежом, дела на работе и дома, то это имеет большое значение в воспитании ребёнка. Но нельзя забывать о том, что обсуждения должны носить оптимистический характер. Если родители необъективны в своих оценках, говорят ребёнку о справедливости, о честности, о красоте, а в разговорах между взрослыми или в оценках происходящего он слышит другое, то наставления их будут напрасны. Воспитательной силой обладает лишь слово, подкреплённое делом, положительным примером Родителям кажется, что ребёнок ещё мал чтобы понимать то, что видя только положительные примеры старших, ребёнок будет обязательно поступать так же. Пассивное восприятие примера взрослых не создаёт у ребёнка стремления к подражанию: необходимы условия для постоянных упражнений в добрых поступках, для проявления накапливаемых представлений. Положительно влияет на авторитет старших членов семьи их совместный с ребёнком труд по обслуживанию и организации семейного быта, в котором каждый имеет свои обязанности. В процессе труда выявляются отношения друг к другу, к труду, к труду рядом работающего. Благоприятно воздействуют на детей праздничные хлопоты по уборке квартиры, приготовлению праздничного обеда, встреча гостей. Дети в меру своих сил включаются в эти приготовления. Умение с пользой для всей семьи проводить свободное время – большое искусство. Оно также даёт детям понять положительные результаты, укрепляя авторитет родителей в совместных прогулках, походах в лес, посещениях кинотеатра, в общих играх и развлечениях, домашних концертах. Психологи доказали, что общение взрослых с ребёнком достигает своей цели в том случае, если старшие члены семьи, мамы и папы понимают его мотивы, интересы и потребности.
Ребёнок в таких условиях предрасположен к воспитательному воздействию взрослых. Он чувствует себя равноправным членом семейного коллектива, где его не только понимают, но и приобщают к семейным делам, делят с ним радости и заботы. Искренность отношений в общем домашнем труде, играх с ребёнком, выраженная вслух похвала или предрасположение о том, что совершенный поступок случаен и больше не повторится, помогает ребёнку приобрести уверенность.
Нередко встречаются родители, которые любят назидания, утомительные беседы. Излишнее морализирование приводит к тому, что слово, как средство воспитания, теряет силу. Шутка, отвлечение ребёнка от нежелательного действия заменяют нотации, окрики, бесконечные запреты Вредны в воспитании как подчёркнутая холодность в отношениях с ребёнком, так и чрезмерные излияния любви. В первом случае ребёнок чувствует свою полноценность, во втором – чувствует себя кумиром, которому все поклоняются Необходимо любить ребёнка сердцем, стремиться искать «золотую середину» в подходе к нему. Важно в таких условиях, чтобы все старшие были единодушны в своих требованиях. Если, предположим, мама сказала, то папа должен поддержать. Совершают ошибку и те родители, которые воспитывают по принципу «будешь слушаться- куплю». В таких семьях идёт купля-продажа отношений: «Ты мне -, я — тебе». Успех такого воспитания сомнителен. Приведём пример « Беря сына вечером из детского сада, родители постоянно спрашивали его: — Кого ты больше любишь — маму или папу? — Тебя — больше! — отвечал сын скороговоркой. Признание делалось второпях, с одинаковой лёгкостью папе и маме: мальчик устремлялся к маминой сумке или папиному карману, где находился припасенный для него сувенир. Обе стороны – родители и сын – испытывали удовольствие. Первые от того что видели ребёнка в настроении, улыбающимся, радостным, второй – от очередного сувенира. Вскоре мальчик, прежде чем ответить на традиционный вопрос уточнял: -А что мне принесли? Если сюрприз не устраивал его, то отношения между взрослыми и ребёнком портились и начиналось: Не хочу одеваться!» «не пойду домой» «почему ты, пришла, а не папа? Пройдёт время и родители поймут, что совершили ошибку. Но сделать её легче, чем исправить. Нам взрослым, надо почаще смотреть себя глазами ребёнка, анализировать свои действия и поступки. Воспитание- это творческий процесс, поэтому необходимо постоянно думать, искать пути воздействия на ребёнка.
Нередко мы разговаривая с сыном или дочерью раздражительным тоном, а подчас допускаем и оскорбления. Этим мы воспитываем в них грубость и подавляем их волю. Дошкольник ещё не способен анализировать поведение отца или матери и принимать решение, каким чертам характера, внешним формам поведения родителей ему стоит подражать, а какие – не замечать. Он перенимает поведение, манеру говорить, жесты в готовом виде. Ребёнок подражает и хорошему, и плохому. Иногда можно слышать от родителей, что такая жизнь, когда не следует учить ребёнка добру, иначе ему будет трудно в жизни. Зло, как правило, не рождает добро. Оно порождает зло. Следовательно, исходная точка добра и зла заключена в нас самих, во взрослых членах семьи. Если родители понимают интересы, запросы ребёнка, то авторитет их повышается. Этому служат наши ответы на многочисленные детские «почему?» Часто ли мы вдумываемся в их содержание. Иногда мы отвечаем на детские вопросы необдуманно. Правильно поступают те родители, которые терпеливо объясняют вопрос, удовлетворяя детскую любознательность. Это лишь укрепляет авторитет отца или матери. Справедливо говорят, что в многодетной семье дети воспитываются лучше чем в однодетной. Но и одного ребёнка можно правильно воспитать, что он не один, что должна проявляться забота о каждом члене семьи. От ребёнка необходимо требовать внимания и заботы к каждому взрослому, создавая для этого условия. В практике мы нередко наблюдаем обратное. Например, ребёнка угостили, он спешить разделить конфету с мамой или папой. Те отказываются под разными предлогами, чтобы ребёнку больше досталось: « не хочу, зубы болят», « не хочу, не люблю конфет» Когда воспитатель в детском саду предлагает новогодний подарок отнести домой и угостить всех, многие дети отвечают: « мой папа не любит конфет». Так у ребёнка вырабатывается позиция: « Взрослым оставлять не обязательно, а вот я- особый». « Особым» он продолжает оставаться и в автобусе, когда спешит сесть первым, и дома, когда собираются гости, и в семье когда думают о покупке. В многодетной семье всем всё поровну. Этого можно добиться и в семье с одним ребёнком, если он будет на положении равного.
Итак, авторитет взрослых зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector