Консультация для воспитателей: «Читаем детям».

Автор: Мореева Светлана Викторовна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 100 города Тюмени

Населенный пункт: г. Тюмень, Тюменская область

Тема: Консультация для воспитателей: «Читаем детям».

Опубликовано: 23.03.2017 22:52

Получить свидетельство      Скачать материал


Консультация для воспитателей: «Читаем детям»

Педагогика
Автор: Мореева Светлана Викторовна
20.03.2017г.
Все знают высказывание «Книга — лучший подарок», но в наше время уже мало людей, которые считают книгу желанным подарком. Поэтому, сегодня особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребенку.
Во-первых, пока вы ему читаете, ребёнок фантазирует, создает свой зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии, воображения есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности.
Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.
В-третьих, когда вы читаете, у вас с детьми появляется общий интерес и совместное дело.
В-четвертых, когда вы читаете, у детей формируется слуховая память, развивается речь, увеличивается словарный запас.
Таким образом, на основе чтения формируется внутренний мир ребенка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребенка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребенка к реальной жизни.
Какие книги нужно читать детям? Существуют разные виды печатной продукции для дошкольников. Условно их можно поделить на следующие виды:
Книжки учебного назначения. Это, когда художественное произведение превращают в дидактическое пособие для детей. От ребёнка по ходу чтения предлагаются задания.
Сказка «Красная шапочка». На каждой странице часы. Глядя на них, ребёнок высчитывает, сколько времени герой сказки гулял в лесу, сколько времени потребовалось, чтобы открыть дверь в бабушкину избушку и т.д.
Учиться определять время бесспорно полезное умение.
Но сказку «Красная шапочка» Ш.Перро написал детям для ознакомления с его художественным произведением.
Книжки – «Умелые руки». Здесь автор пытается соединить чтение с продуктивной деятельностью.
Например, по ходу чтения – дорисовать, раскрасить, наклеить. В сказке «Дюймовочка» предлагают дорисовать недостающие части туловища, кусок бального платья нарисовать лицо (вместо него белое пятно).
Знакомство с текстом происходит на основе незаконченных картинок.
Происходит совмещение восприятия художественной литературы и продуктивной деятельности. В данном случае это совершенно разные и несовместимые виды деятельности.
На практике же продуктивная деятельность организуется после прочтения художественного произведения.
Результатом такого действенного вмешательства в произведение может быть разрушение уважения к книге.
Книжка-игрушка. Это книжка с игровой «добавкой», которая, как, наверное, считает производитель, сделает книгу более привлекательной. Книга с глазами. Звери разные (заяц, волк, лиса, медведь), а глаза одни и те же, для всех зверей одинаковые.
Сказка «Буратино» песня на каждой странице – для чего? Обратила внимание «отпечатано в Китае».
Игровые добавки бывают разные, но все они призывают ребёнка что-то крутить, вращать, нажимать.
Конечно, маленьким детям это интересно, ребёнку хочется попробовать, что «умеет» делать книжка.
Но интерес к таким манипуляциям, а значит и к самой книге, быстро пропадает. Литературное содержание уже не важно.
Картинки совершенно необходимы для любой детской книги. Но картинка должна быть просто картинкой, а не средством манипуляции. А если иллюстрации призывают к действиям, и уводит внимание ребёнка от текста, эта книжка уже не является книжкой, да и игрушкой для детей она тоже не станет.
Как же выбрать настоящую книгу для детей дошкольного возраста?
Книга – это не только текст. Книга – сложный продукт полиграфического искусства.
До такой книги хочется дотронуться, разглядывать её, любоваться её.
Если для нас, взрослых важна такая книга, что говорить о детях?
Ведь им только предстоит вхождение в мир книжной культуры. И они должны ощутить книгу, попадающую к ним в руки, как друга, с которым интересно проводить время.
Книга, адресованная дошкольникам, учит не только слушать, но и смотреть.
И ребёнок при общении с книгой либо становится культурным, либо не становится. А порой приобретает дополнительный опыт общения с пошлостью.
Первая книжка ребёнка. Какая она?
Конечно, книжки-картинки. «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» неизменно занимают первые места в длинном списке сказок для самых маленьких.
Детям нужна такая книжка-картинка, где текст и иллюстрации неотделимы друг от друга.
Рассматривая с ребёнком такую книжку, мы сможем ответить на его бесконечные «где?», «покажи» Мы выбираем такие книжки, где каждый эпизод сказки – отдельная картинка.
Рисунки должны быть лаконичными и крупными. Фоновые декорации либо отсутствуют, либо отодвинуты на второй план. Художники должны максимально учитывать возрастные возможности восприятия малыша.
В 4-5 лет в жизнь дошкольника входят авторские сказки. При выборе книги важно обратить внимание не только на оформление, но и на качество текста. Многие детские произведения изложены далеко не детским языком, изобилуют сложными, непонятными детям словами, оборотами. Это делает чтение скучным. Изложение текста должно быть увлекательным и доступным для детей. Каждую сказку нужно читать не один раз, а несколько, пока ребёнок не усвоит её полностью. Тогда она становится любимой и «своей». Ребёнок снова и снова проживает, и переживает уже знакомые события и не перестаёт волноваться за судьбу главных героев, бояться злодеев, радоваться счастливому концу.
Картинки должны быть большими, реалистичными, узнаваемыми – и в то же время условными. Это не должны быть фотографии или натуралистические изображения, но именно картинки, передающие целостный образ персонажа или события.
Важно, чтобы картинки располагались в нужном месте. Дети как бы читают содержание текста по картинкам, изображение является для них зрительной опорой для восприятия и понимания персонажа или события.
Замечательный мастер детской книги Владимир Васильевич Лебедев считал, что художник должен «постараться по-настоящему подойти к интересам ребёнка, вспомнить себя в детстве» и «никакой рисунок, даже самый хороший, не будет любим ребёнком, если не ответит на его вопрос».
Следует помнить, что хорошая детская книга та, которую с интересом прочтёт и взрослый.
Приобщить малышей к чтению – это не значит накупить много книг и дать к ним доступ ребенку или давать ему аудиозаписи со сказками. Приобщение – это всегда общение малыша со взрослым по поводу книг, это наше наблюдение за тем, как воспринимает ту или иную книгу малыш, это ее обыгрывание с детьми. В слушании книг, которые читает мама, малыш учится усидчивости, умению слушать и слышать.
Как читать сказки малышам?
— Самые маленькие дети в возрасте до трех лет учатся слушать и понимать сказки:
 а) в сопровождении иллюстраций или игрушек (Вы показываете картинки или разыгрываете сюжет с помощью игрушек),
б) без наглядной основы (т.е. просто слушая текст в Вашем чтении или рассказывании).
Малыш раннего возраста может понять текст сказки без картинок и показа сценок (т.е. без наглядного сопровождения) только в том случае, если это хорошо знакомые ему произведения или очень близкий опыту ребенка простой знакомый ему сюжет.
— Во время чтения сказок малышам привлекайте их к договариванию последних слов во фразе (договаривание последних слогов в знакомых строчках, договаривание слов персонажей). Например, Вы начинаете фразу, а малыш – заканчивает, например: «Я по коробу…?» (малыш заканчивает). Этим Вы развиваете речь малыша, побуждаете его говорить, вслушиваться в слова произведения, готовите к пересказу сказок, к построению диалогов.
— Пойте вместе с ребенком известные ему повторяющиеся песенки персонажей сказки.
— Очень полезно петь и проговаривать слова сказки в разном темпе: быстрее и медленнее. Или с разной силой голоса: громко – тише – совсем тихо (например, слова медведя говорим громко, а такие же слова мышки – очень тихо, почти шепотом)
— Учите говорить интонационно выразительно: радостно или грустно, удивленно или смело (Как спел Колобок свою песенку – испуганно или смело? Давай и мы так же споём – и вместе поем песенку, продолжая читать сказку).
— Читают малышам примерно 10 минут, если ребенку интересно – то 15 минут. Читать нужно ежедневно (лучше в одно и то же время и в одном и том же месте). Сначала малыша привлечет необычная обстановка, яркие картинки в книжке, потом он начнет интересоваться ее содержанием.
— Если ребенку в раннем возрасте не читали или мало читали, то в три года он обычно с трудом прослушивает сказку, не отвлекаясь.
Приемы удержания внимания ребенка при чтении
• выразительное и заразительное чтение: интонация, жесты, мимика, темп, ритм чтения должны увлекать ребенка, как в театре одного актера,
• чтение с остановками: для детей 1,5 – 4 лет – это выжидательные паузы (при чтении стихотворных сказок, например, в которых ребенок может сам вставить слово (если хорошо знаком со сказкой, для детей 5 – 6 лет – это чтение с остановками и вопросы типа: «Что произошло?», «Какие герои в этой сказке?», «Почему они так поступили?», «Какие герои добавились?» и так далее. Такие остановки длительностью, но не более 1,5 минут помогут удержать внимание и сохранить интерес к сказке.
Анализ сказки сразу после прочтения. Фактически анализ сказки уже начался на предыдущем этапе, в момент остановок во время чтения. Закончить анализ нужно вопросами:
• какие герои понравились, и какие не понравились?
• почему?
Момент рефлексии. Восприятие ребенком содержания сказки состоялось, если сразу после прочтения книги ребенок:
• начинает увлеченно играть, рисовать, лепить и так далее,
• проигрывает сюжет сказки,
• включает фантазию и изменяет сюжет, придумывая продолжение, включая новых героев и так далее.
Педагоги детского сада используют различные методы и приёмы при ознакомлении детей с художественной литературой. После чтения произведения они проводят беседы, по его содержанию, учат пересказывать текст или отрывки из него. Дети прослушивают аудиозаписи литературных произведений, смотрят видеофильмы, учатся выразительно читать стихи, участвуют в инсценировка, играх-драматизация, рассматривают рисунки художников-иллюстраторов, выполняют творческие работы. Предлагаем следующие игры с книгами:
«Прятки с книжкой»
Покажите своему ребёнку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправиться на её поиски, а когда найдёт – наградой ему будет прочтение этой книги.

«Угадай о чём книга»
Дайте ребёнку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он ещё не знает, и предложите угадать, о чём это произведение.

«Маленькие художники»
После прочтения книги предложите ребёнку стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.

«Закончи сказку»
Вы рассказываете ребёнку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребёнку нужно самому придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)

«Прыг – и в другой сказке!»
Предложите ребёнку сочинить новую сказку про любимого сказочного героя, который мог оказаться в другой сказке (Что могло с ним случиться?)

Рекомендательный список для чтения

Для детей с 1года 6 месяцев — 2 лет

Произведения русского фольклора: песенки, потешки, заклички
Сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Как коза избушку построила», «Козлята и волк», «Теремок», «Маша и медведь»

Произведения поэтов и писателей России:
А. Барто (из цикла «Игрушки»): «Бычок», «Мячик», «Слон»
В. Бересотов «Курица с цыплятами», «Больная кукла» «Котёнок»
С. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»
В Сутеев «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал мяу»
Л. Толстой «Три медведя» и другие.

Для детей 3-5 лет.

Художественные тексты для непродолжительного чтения

Произведения русского фольклора: песенки, потешки, заклички
Сказки:«Волк и козлята»
«Волк и лиса»
«Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок белый бочок – чёрные копытца»
«У страха глаза велики»
«Про Иванушку – дурачка»,
«Война грибов с ягодами», «Жихарка», «Зимовьё»

Сказки народов мира:
Украинские: «Рукавичка», Коза –дереза»
Венгерская «Два жадных медвежонка»
Белорусская «Пых»
Латышская «Лесной мишка и проказница мышка»
Английская «Три поросёнка»

Братья Гримм»Бременский музыканты»
Ш. Перро «Красная шапочка»

Произведения писателей России
С. Маршак «Зоосад», «Где обедал воробей», «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»,
К. Чуковский «Путаница», «Краденное солнце», «Мойдодыр», «Муха – цокотуха», «Ежики смеются», «Айболит», « Чудо – дерево», «Черепаха», «телефон», «тараканище», «Федорино горе».
К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Уточки», «Васька», «Лиса –Патрикеевна»
Д. Мамин – Сибиряк «Про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про мохнатого Мишу – Короткий хвост»
М. Горький «Воробьишка»
Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» и другие.

Для детей 5 — 7 лет

Художественные тексты для длительного чтения:
А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» ; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
П. Ершов. «Конек-горбунок».
С. Аксаков. «Аленький цветочек».
В. Гауф. «Маленький Мук». «Карлик Нос».
Г. Х. Андерсен. «Снежная королева».
А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все».
Т. Янссон. «Шляпа волшебника». «Волшебная зима».
Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».
Ю. Дружков. «Приключения Карандаша и Самоделкина».
Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот». «Крокодил Гена и его друзья». «Гарантийные человечки».
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».
А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон».
П. Трэверс. «Мэри Поппинс».
Р. Киплинг. «РикКи-Тикки-Тави».
А. Чехов. «Каштанка».
Б. Житков. «Что я видел».
Н. Носов. «Дружок». «Фантазеры». «Мишкина каша». «Огородники». «Автомобиль».
В. Драгунский. Денискины рассказы: «Он живой и светится. ». «Красный шарик в синем небе». «Друг детства». «Шляпа гроссмейстера». «Тайное становится явным». «Что любит Мишка». «Что я люблю». И др.
А. Гайдар. «Чук и Гек».

Художественные тексты для непродолжительного чтения
Сказки разных народов (по выбору, в том числе):
Русские сказки (в обработке русских писателей) : «Иван-царевич и Серый волк». «Царевна-лягушка». «По щучьему веленью». «Финист — ясный сокол». «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». «Морской царь и Василиса Премудрая». «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». «Марья-Моревна». «Сивка-бурка». «Никита-Кожемяка». «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».
Немецкие сказки (в обработке братьев Гримм) : «Снегурочка». «Сказка о рыбаке и его жене». «Король-Дроздовик». «Госпожа Метелица». «Храбрый портняжка». «Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка». «Юный великан», « Верные звери».
Г. Х. Андерсен. «Новое платье короля.» « Стойкий оловянный солдатик». «Свинопас». «Елка». «Старый уличный фонарь». «История года».
Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Спящая красавица»
Р. Киплинг. «Кошка, которая гуляла сама по себе». «Как было написано первое письмо». «Как была придумана азбука (Как появился алфавит.)» «Откуда взялись броненосцы» «Краб, который играл с морем». «Сказка о Старике Кенгуру».
П. Бажов. «Серебряное копытце», « Огневушка-поскакушка».
С. Маршак. «Двенадцать месяцев».
К. Паустовский. «Теплый хлеб».
И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».
В. Бианки. Сказки: «Сова». «Чей нос лучше». «Как Муравьишка домой спешил». «Мастера без топора». «Хвосты». «Терентий-Тетерев» и другие.

Вопросы для обсуждения:

— Что читать детям?
Для того чтобы не пропустить для ребенка ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна, определяем круг детского чтения на перспективу.
1. Учитываем возраст ребенка. В этом при работе помогают хрестоматии, разработанные согласно ФГОСам.
2. Также нужно узнать потребности и интересы конкретного ребенка. Для чтения использовать тематические энциклопедии для детей раннего возраста и другую подобную литературу.
3. Книга должна быть художественно оформлена. В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации (что связано с наглядно-образным мышлением). Они помогают малышу понять прочитанный текст.
— Когда читать?
В режиме дня выделяем определенное время для чтения, чтобы к этому часу ребенок настроился на восприятие книги. Этому занятию уделяем в течение дня 15-20 минут. Чтение проводим в спокойной обстановке, когда ничего не отвлекает ребенка. Чтение бывает, как для всей группы детей, так и индивидуальное. Восприятие художественного произведения — это активный волевой процесс, предполагающий внутренние содействия, сопереживания герою.
Как читать детям?
Во время чтения нужно сохранить зрительный контакт с ребенком. Это необходимо, т. к. позволяет ребенку чувствовать, что повествование обращено к нему. И в то же время позволяет мне увидеть, какие чувства вызывает то, о чем я читаю.
1. Читаем неторопливо, но и не монотонно. Чтение должно быть интонационно — выразительным и эмоционально окрашенным.
2. Если текст выбранного произведения слишком длинный, то его сокращаем следующим образом: произведение читаем не до конца, поскольку ребенок все — равно перестает слушать, а окончание коротко пересказываем.
3. Ребенок не может и не должен быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения активизируем его внимание: предлагаем повторять за педагогом слова, проиграть все движения, все жесты, которые присутствуют в произведении. Например, сажать репку, тянуть репку, прыгать, как зайка… Можно предложить детям хором рассказать сказку.
4. Также дети любят чтения — беседы, похожие на игру, т. е. это могут быть сказки с повтором, сначала взрослый, затем ребенок.
5. Дети часто просят читать одно и то же произведение и ждут повторных чтений, поскольку они позволяют вновь и с большей силой пережить радостное волнение, тот момент, который наиболее заинтересовал ребенка. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребенок запомнит книгу и потом сможет самостоятельно пересказать рассказы, сказки, читать наизусть стихи.
6. Необходимым условием в чтении является обсуждение прочитанного произведения. Чтобы детям было интересно, такое обсуждение проводим не только в вопросно-предметной форме, а также просим нарисовать услышанное в рассказе, слепить из пластилина героев произведения, обыграть.
Для закрепления прочитанного произведения использовать театрализованную деятельность. Это и инсценировки произведений или отрывков из них, проведение игр-викторин. Эта форма работы очень нравится детям. Они с удовольствием исполняют роли различного характера. Театрализованная деятельность сближает детский коллектив, вовлекает малоактивных детей, которые могут выступать в ролях храбрых, волевых героев, что повышает их самооценку.
Роль книги в жизни ребенка трудно переоценить! Читайте детям и делайте это увлеченно!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector