Создание естественной экологической среды в ДОУ.

Автор: Красникова Людмила Алексеевна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МБДОУ Детский сад №61 «Тропинка»

Населенный пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Тема: Создание естественной экологической среды в ДОУ.

Опубликовано: 26.03.2017 10:31

Получить свидетельство      Скачать материал


«Создание естественной экологической среды в ДОУ»

Красникова Людмила Алексеевна
Ст. воспитатель МБДОУ Д/с № 61 «Тропинка»
г. Якутск

В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому правильно организованная экологическая среда детского сада может стать объектом практического знакомства детей с природой.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на нравственность ребёнка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Воспитание ребенка через общение с природой — одна из главных задач экологического воспитания. Именно во время прогулок и экскурсий, через прикосновение к живому окружающему нас миру наши дети учатся наблюдать, постигать тайны, ориентироваться во времени и пространстве, появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять
Объем и глубина усвоенных детьми экологических знаний год от года усложняются, но традиционных форм и методов работы для того, чтобы заинтересовать детей проблемами экологического характера недостаточно.
Так как мы живем на Севере в суровых климатических условиях, больше занятий по экологии проводится теоретических, чем практических, что менее эффективно.
Поэтому коллектив детского сада основной упор в работе сделал на создании естественной экологической среды в детском саду, поставив перед собой следующие задачи;
Оформить интерьер сада, территорию позволяющие реализовать задачи экологического воспитания, интегрируя их в разные образовательные области
Помочь детям ощутить жизнь в природе, научится соотносить себя с окружающей природой.
Компенсировать потребности детей в естественной природной среде.
Воспитать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Принципы построения нашей работы в соответствии с новыми ФГОС:
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении различных способов получения информации.
Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изученной теме несколько раз, при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются приемы и методы исследования.
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет сформировать у ребенка целостное представление о мире, природе родного края – Якутии.
Рациональное сочетание разных видов деятельности.
Сотрудничество между детьми, педагогами и родителями.

Ожидаемый результат:

Природно-развивающая экологическая среда детского сада поможет максимально компенсировать неблагоприятные условия проживания детей в районе Крайнего Севера.
Обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности экологического развития каждого ребенка.
Создаст творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей, родителей, сотрудников.

Нашим коллективом проведена большая работа по созданию экологической тропы на территории детского сада и разработке методического сопровождения для проведения наблюдений занятий, экспериментирования и трудовой деятельности детей.
В условиях Севера на территории детского сада высажены разные виды деревьев и кустарников (ольха, тополь, сосна, береза, акация, рябина боярышник, черемуха красная, черная смородина, малина и др.). Произрастает большое многоцветие трав, растут грибы (волнушки, белянки и боровики). В травянистом ярусе встречается большое количество насекомых. Для птиц сооружены скворечники, кормушки (зимой к нам прилетает много снегирей). Вокруг детского сада разбит большой цветник, есть теплица, огород для выращивания овощей и зелени. Выращенная продукция идет на стол детям
Так как в нашем северном крае дошкольники проводят значительную часть времени в помещениях детского сада, мы создали экологические уголки в здании дошкольного учреждения. В саду работает кружок экологии «Юный эколог», проводятся различные наблюдения, экскурсии, опыты. На базе детского сада проходят семинары для педагогов. Для родителей организуются открытые мероприятия, различные выставки, конкурсы. Родители принимают активное участие в благоустройстве и озеленении участка. Каждый год в саду проходит ярмарка-продажа осенней продукции, вырученные средства от которой идут на развитие детского сада.
Всю наглядно-развивающую экологическую среду мы разделили на три зоны:

1 зона: Групповая
Уголок природы
Располагается наглядный практический материал по экологии, подобраны растения

Экологический уголок
Собран дидактический материал для практической деятельности по экологии, игры экологической направленности, книги, таблицы, карточки, гербарии.

2 зона: Межгрупповая
Зона обучения
Расположены столы ,стулья и доска для просмотра
Зона коллекций
Предназначена для знакомства с различным природным материалом (гербарии, макеты
грибов, овощей, коры и т.п.).
Зона библиотеки.
Расположены разнообразные красочные книги, таблицы, энциклопедии
Зона лаборатории.
Собран материал для исследовательской деятельности детей (лупы, микроскоп, другой необходимый инвентарь)
Зеленая зона.
Богата разнообразной растительностью, есть большой аквариум. Дети с удовольствием
наблюдают и ухаживают за растениями и рыбами.

3 зона: Участок
Огород
Расположена огуречная теплица. Парник для кабачков, помидор. Грядки гороха, моркови, свеклы, редиса и различной зелени.
Цветник
Созданы различные клумбы, в которые высажено большое количество разнообразных цветов (до 30видов).
Лесопарк
Высажено большое количество различных деревьев и кустарников (сосна, ель, тополь, ольха, акция, черемуха, смородина, яблоня). Произрастает большое многоцветие трав, есть грибница. Расположено много кормушек и скворечников.

Построенная таким образом работа и созданная предметно-развивающвая экологическая среда дали следующие результаты:

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
сформировалось осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
сформировано начала экологической культуры детей;
дети получают практические знания по охране природы;
развиваются речевые навыки детей;
дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Экологическое воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и педагогов.

Литература:

Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008 год.
Дьяченко В. Ю. Маленькие шаги в большой мир. – Волгоград: Учитель, 2008 год.
Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: 2011
Иванова А.И. Живая экология – Москва Творческий центр «Сфера» 2006г.
Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. СПб, 2001
Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду – Волгоград изд. Учитель 2013год
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Москва, 2005
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Москва 2001.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector