Использование мультимедийной презентации в процессе НОД по речевому развитию дошкольников.

Автор: Веселкова Юлия Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 12″Голубок»

Населенный пункт: г. Коряжма, Архангельской область

Тема: Использование мультимедийной презентации в процессе НОД по речевому развитию дошкольников.

Опубликовано: 26.03.2017 12:14

Получить свидетельство      Скачать материал


Веселкова Юлия Васильевна
воспитатель
МДОУ «Детский сад общеобразовательного вида № 12 «Голубок»,
первая квалификационная категория

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
В ПРОЦЕССЕ НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.
ИКТ сегодня — один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, подготавливает детей к жизни в информационном обществе.
Учитывая факторы времени (перенасыщенность детей различной информацией, воспитатель ставит перед собой сложную проблему – сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим). Одна из возможностей — использование ИКТ в образовательной деятельности.
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка — дошкольника. Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Из — за неразвитости речи, бедности словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по — настоящему современным.
Поэтому тема работы является актуальной.
Начав работать по теме: «Использование мультимедийной презентации в процессе НОД по речевому развитию дошкольников» с детьми четвертого года жизни, я выдвинула гипотезу: применение ИКТ в процессе НОД по развитию речи и использование соответствующих возрасту методов и приёмов будут способствовать решению задач речевого развития детей, накоплению и обогащению их словарного запаса, развитию связной речи, умению описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении, таким образом, дадут обучающий и развивающий эффект.

Поэтому целью моей работы в данном направлении является развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.
Выполнение поставленной цели стало возможным при решении следующих задач:
-формирование и развитие звуковой культуры;
-формирование правильного словопроизношения;
-формирование и развитие связной, грамматически правильной речи;
-воспитание интереса к знакомству с книжной культурой, детской литературой.
Исходя из поставленных задач, мною был разработан план по развитию речи у детей дошкольного возраста:
1. Изучить структуру и содержание парциальной программы по развитию речи О.С.Ушаковой, реализуемой в ДОУ.
2. Провести диагностику индивидуального развития детей по заданному направлению.
3. Поставить задачи для реализации плана.
4.Создать картотеку мультимедийных презентаций и медиатеку для использования во время НОД по развитию речи.
5. Апробировать на практике.
6. Определить эффективность использования мультимедийных презентаций в работе с детьми по направлению «речевое развитие».
Для выявления уровня речевого развития у детей на начальном этапе, мною была проведена диагностика по образовательной области «Речевое развитие». Результаты выявились недостаточные: средний уровень составил – 35,3%; низкий уровень составил – 64,7%; высокий уровень отсутствовал.
Признавая, что компьютерные презентации — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, использование их в учебно-воспитательных целях с детьми строилось с учетом здоровьесберегающих технологий, на основе выполнения следующих правил:
1. Уточнить состояние здоровья ребенка у медсестры ДОУ, нет ли у кого-то из детей группы противопоказаний для работы с ИКтехникой.
2.Мультимедиа презентации должны быть непродолжительными по времени (3 -5 минут).
3.Во время показа следить за осанкой ребенка.
4.После просмотра мультимедиа презентации проводить подвижные игры и физминутки.
Применяя на практике мультимедийные презентации, также опиралась на дидактические принципы:
1.Принцип активности: используя ИКТ, стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к участию в НОД по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования минимизированных анимационных эффектов.
2.Руководствуясь принципом научности, преследую цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, звукозаписи). Различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Internet не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.
3. Реализуя принцип доступности, отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей.
4. Принцип систематичности и последовательности — усвоение учебного материала идет в определенном порядке в соответствии с перспективным и календарно-тематическим планированием.
5.Принцип наглядности, которому в полной мере соответствуют мультимедийные технологии.
Формы использования презентаций в качестве обучающего средства различны, находятся в прямой зависимости от формы организации педпроцесса по речевому развитию. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально.
При реализации темы мультимедиа презентации использовала на разных этапах НОД: при объяснении нового материала; закреплении изучаемой темы; при контроле знаний.
В процессе НОД по речевому развитию наиболее востребован демонстрационно-методический комплекс, позволяющий использовать мультимедийные презентации. Ведь мультимедиа дает возможность подать обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией, представляя ее нетрадиционно. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций, увеличивают эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно.
Таким образом, в практике работы по данной теме, систематического применения ИКТ в ходе НОД по развитию речи, обозначились следующие варианты использования презентаций:
Составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам;
Составление рассказов по серии сюжетных картинок
Разучивание стихотворений по мнемотаблице
Проведение дидактических речевых игр типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает», «Что лишнее?»;
Широки возможности мультимедиа презентаций при ознакомлении с произведениями художественной литературы. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимых произведений, и это стимулирует их активность к слушанию;
Использование физкультурных минуток;
Проведение гимнастики для глаз, в т.ч. с использованием анимированных картинок.
На заключительном этапе был проведен анализ эффективности использования мультимедийных презентаций в работе с детьми по направлению «речевое развитие» с помощью диагностики. Результаты значительно улучшились: низкий уровень – 0%, средний уровень – 20,5%, высокий уровень – 79,5%.
Диагностические данные показали, что дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в виде предложения, в т.ч. сложноподчинённого, для выражения своих мыслей, чувств и желаний, проявляют интерес к стихам, сказкам, рассматриванию картин, иллюстраций, эмоционально откликаются на различные произведения культуры.
Гипотеза подтвердилась. Так, проводимые в системе развивающие образовательные ситуации по речевому развитию с использованием мультимедийных презентаций, дали позитивные результаты в развитии речи детей дошкольного возраста.
В процессе работы по теме создан продукт в виде картотеки мультимедийных презентаций и медиатеки (готовые мультимедиа презентации) для использования во время НОД по развитию речи детей 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, который является современным дополнением к учебно-методическому комплексу по программе Ушаковой О.С. Например*
До настоящего времени в комплект программы входили книга с конспектами НОД и рабочая тетрадь на каждый возраст.

*Средняя группа (4-5 лет)

Название НОД
Презентация
1.
Составление описательного рассказа
Д/и «Угадай по голосу»
2.
Рассказывание по картине «Кошка с котятами»
1) Картина «Кошка с котятами» (серия «Домашние животные»)
2)Д/и «Назови малыша»
3.
Описание игрушек
Д/и «Найди мамам малыша»
4.
Описание игрушек
Иллюстрации для рассказывания стихотворения А. Барто «Наша Таня громко плачет»
5.
Рассказывание по набору игрушек
Словесная игра «Найди звук в словах»
6.
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Серия сюжетных картин для пересказа сказки
7.
Формирование навыков диалоговой речи
1) Иллюстрации: козленок, зайчонок, коза, корова, кукла
2)Физ. минутка «Козлята»
8.
Описание предметов по их признакам
1)Мнемотаблица «Игрушки»
2)Зрит. гимнастика «Листопад»
9.
Рассказывание на заданную тему
Мнемотаблица «Мебель»
10.
Рассказывание по картине
 «Собака со щенятами»
1)Картина «Собака со щенятами» (серия «Домашние животные»)
2)Мнемотаблица «Животные»
11.
Описание игрушек
1)Иллюстрации: медведя, кошки, обезьянки.
2)Картина «Маша и мишка»
12.
Описание и сравнение кукол
Иллюстрации двух кукол
13.
Описание предметов зимней одежды
1)Д/и «Что лишнее»
2)Зрит. гимнастика «Снегопад»
14.
Пересказ рассказ Я. Тайца «Поезд»
1)Серия сюжетных картин для составления пересказа
2)Мнемотаблица «Одежда»
15.
Рассказывание по набору игрушек
1)Опорные картинки для составления рассказа «Ежата»
2)Физ. минутка «Ежик»
16.
Рассказ по картине
«Таня не боится мороза»
Картина из серии «Наша Таня»
17.
Рассказывание по набору игрушек
1)Иллюстрации животных: волк, волчата, заяц, зайчата, белка, бельчата
2)Мнемотаблица « Животные»
18.
Описание детьми внешнего вида друг друга
Иллюстрации для составления описательного рассказа
19.
Рассказ по набору предметов
1)Иллюстрации: хлеб, хлебница, сахар, сахарница, салфетница, конфеты, конфетница
2)Д/и «Покажи и назови»
20.
Пересказ рассказа
Е. Чарушина «Курочка»
1)Иллюстрация с изображением курицы и цыплят
2)Схема для составления рассказа.
21.
Описание предметов по картинкам
Опорные картинки разных зайчат; три щетки: зубная, обувная, одежная.
22.
Рассказывание по картине
 «Мама моет посуду»
Иллюстрации: «Мама моет посуду», «Заблудился»
23.
Описание предметных картинок
1)Д/и «Угадай звук»
2) Иллюстрации посуды
24.
Описание предметов по картинкам
1)Иллюстрация с изображением различных овощей
2)Мнемотаблица «Овощи и фрукты»
25.
Описание предметов и игрушек
Д/и «Ближе, дальше»
26.
Пересказ рассказ
Н. Калининой «Помощники»
1)Опорные картинки для составления рассказа
2)Картина из серии: занятия с детьми
«Саша и снеговик»
27.
Описание предметов
1)Иллюстрация «Мама моет девочку»
2)Мнемотаблица «Животные»
3)Физ. минутка «Повтори, как я»
28.
Рассказывание по картине
1)Картина «Куры» (серия «Домашние животные»)
2)Мнемотаблица «Домашние птицы»
29.
Закрепление обобщающих понятий
1)Иллюстрации с изображениям одежды, мебели, овощей
2)Д/и «Кто как говорит?»
30.
Описание игрушек по их признакам
Мнемотаблица «Описание игрушки»
31.
Согласование частей речи
Д/и «Кто как говорит?»

32.
Описание игрушек
1)Д/и «Что изменилось?»
2) Зрит. гимнастика «Гусеницы»

Перспектива:
1)разработать и дополнить медиатеку материалами для использования презентаций по данному направлению во второй младшей группе: в работе с детьми 3-4 лет;
2)откоррективать имеющиеся материалы при необходимости.
Таким образом, применение компьютерных технологий в дошкольном обучении возможно и необходимо, они способствуют повышению интереса к обучению, всестороннему, в том числе речевому развитию дошкольников. Мультимедийные презентации вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

PAGE * MERGEFORMAT 3

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector