Мини-семинар для родителей дошкольников на тему: «Роль семьи в формировании эмоциональной отзывчивости дошкольника».

Автор: Журавлева Людмила Борисовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: АНО ДО «Планета детства «Лада»

Населенный пункт: г. Толятти, Самарская область

Тема: Мини-семинар для родителей дошкольников на тему: «Роль семьи в формировании эмоциональной отзывчивости дошкольника».

Опубликовано: 26.03.2017 14:15

Получить свидетельство      Скачать материал


Мини-семинар для родителей дошкольников на тему:
«Роль семьи в формировании эмоциональной отзывчивости дошкольника».

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Обозначить актуальные проблемы в детско-родительских отношениях;
• активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, выработать умение вставать на позицию ребенка; расширить знания родителей о психологии семейных отношений;
• развить способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
• способствовать установлению эмоционального контакта между родителями и детьми, помочь формировать отношение к ребенку, как к равному себе;

Предварительная работа:
1. Проведение в группе старшего дошкольного возраста анкетирования среди родителей с целью ознакомления с опытом воспитания детей в семьях, с целевыми воспитательными установками родителей.
2. Анализ проведённого анкетирования.
3. Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Оборудование и материалы: ИКТ, видеоролик, листы бумаги, ватман с сердцевиной цветка и набор из цветных лепестков – 2 шт., таблица « », мультфильм «Просто так!», анкеты для родителей, музыкальное сопровождение, крупные бусины, ниточки.

Ход работы:
Вступительное слово: Уважаемые родители, я очень рада приветствовать вас, и предлагаю всем вам подойти к столу и собрать наш цветок настроения. Подумайте, с каким настроение вы пришли на наш семинар и возьмите лепесток такого цвета и наклейте его на сердцевинку. Посмотрите, какой цветок настроения у нас получился!
Перед семинаром вы ответили на вопросы анкеты. Сбор информации показал, что многие родители недостаточно компетентны в вопросах эмоционального развития детей. Анкетирование и наблюдения за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения. С целью организации просвещения родителей нашей группы разработан семинар-практикум.
Наша цель сегодня – пригласить вас к размышлению о том, как родители влияют на воспитание своего ребенка и оценить последствия этого влияния. Поэтому тема семинара: Роль семьи в формировании эмоциональной отзывчивости дошкольника.
Развитие эмоций играет важную роль в гармоничном развитии личности. С помощью выражения эмоций маленький ребенок передает своеобразие своего внутреннего мира, который словами он выразить не может. В более поздние периоды детства эмоции определяют роль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, с помощью них определяется отношение ребенка к социальной действительности.
Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость у детей дошкольного возраста? Конечно, т.к. эмоциональная отзывчивость это  отправная точка развития гуманных чувств, отношений между людьми.  В наше время очень не хватает сопереживания, сострадания и доброты! А ведь все эти качества и есть показатели психологического здоровья детей. Ребёнок испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности тогда, когда близкие любят ребенка, хорошо относятся к нему, постоянно внимательны к нему. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный  психически  здоровый  ребенок. Однако, в современном мире у взрослых остаётся все меньше времени на общение с детьми,  а ребенок остается один на один со своими переживаниями и окружающим миром. И с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей. И наоборот, психологически здоровый ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
Игра на сплочение «Семейка»
А сейчас приглашаю вас поиграть. Я буду называть признаки, а вы по данному признаку должны объединиться в «семейку».
Объединитесь все те, кто: пришёл сейчас с работы, кто любит сладкое, ……, а последнее- объединитесь все те, кто любит своего ребёнка и заботится о нём!
Посмотрите, какая большая и дружная семья у нас получилась! Вот такой большой и дружной семьёй мы с нашими детками проживаем каждый день.
Игра-соревнование «Кто быстрее соберёт бусы»
Далее родителям предлагается собрать бусы из 20 бусин (кто быстрее?). Музыкальное сопровождение.
Оказывается нелёгкая это задача. Представляете, каково же малышам…
Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребенком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться… И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.

Предлагаю послушать стихотворение :
Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
«Это к счастью, 
Это к счастью!» -
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
«Ты разиня,
Ты растяпа» -
Скажет мне семья.
Социальная реклама «Дети зеркало родителей»
Скажите, какие чувства вы испытывали, просматривая данный ролик (грусть, обида за детей, плохое отношение родителей к детям, невнимательность).
Задача  родителя — определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к окружающему миру состоялась и прошла безболезненно. Давайте с вами вместе подумаем, можно ли исправить данную ситуацию.
Сейчас мы с вами разделимся на две команды: мамы и папы.
На ваших столах лежат листочки с таблицами. Давайте вместе разберем ситуации и скажем, что можно и нужно в них изменить.
Пример: Негативная установка родителей : Сколько раз тебе можно повторять?  Последствия: тревожность, неуверенность, нежелание задавать вопросы. Позитивная установка : А ты, как считаешь, сынок (дочка)?
Негативная установка родителей
Последствия
Позитивная установка
Лентяй! Опять разбросал все игрушки!

Давай устроим соревнование, кто быстрее соберет и расставит все игрушки на свои места.
У всех дети как дети, а ты…

Ты моя опора и помощник.
Руки крюки, откуда они только у тебя растут!

Я тебе обязательно помогу, не переживай!
Меня вообще не интересует, что ты хочешь!

Иди ко мне, давай вместе разберемся в этом вопросе.
И в кого ты такой уродился?

Не знаю, что бы я без тебя делала
Теперь хочется спросить у родителей, что вы почувствовали, если бы вам говорили эти слова? (Родители высказываются: было бы очень неприятно слушать, мне хотелось бы закрыть уши, я чуть от стыда не сгорела, я вообще не стала слушать, хотелось бы убежать, мне хотелось бы втянуть голову в плечи, вызвало бы злость, обиду, чувство стыда).
Точно такие же ощущения возникают и у наших детей. А зачастую бывает так, что им приходится слышать это и не один раз в течение дня.
Поэтому «Говорить нужно о ситуации, а не о личности».
Как вы думаете, говоря о ситуации, нужно ли скрывать свои чувства от ребенка? Нужно ли скрывать от ребенка свою досаду, притворяться спокойным? Возможно ли взаимопонимание без искренности?
Зачастую, приходя домой мы отнекиваемся от ребенка, отправляем смотреть телевизор или заниматься самому чем-либо. Происходит это потому, что мы устаем после тяжелого дня, у нас много дел, проблем. И чтобы избежать тех ошибок, что мы разбирали выше, давайте с вами выполним одно из упражнений на расслабление. Комплекс упражнений на расслабление вы найдёте ещё и в памятке.
Психогимнастика: Упражнение: На листе бумаги напишите всё негативное, что произошло с вами за день, от чего вы хотели бы избавиться, о чём вам хотелось бы забыть и не думать. Пишите не задумываясь, всё что приходит в голову. Пишите для себя, никому не показывайте. Теперь перечитайте и быстро избавьтесь от этого (порвите, сомните, выбросьте, кому что хочется), мысленно освободитесь от всего этого. И после этого спокойно можно пойти домой или начать общаться с ребёнком.
Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком. Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись — они довольны его поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство, жесткость — они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка.
Часто ли ребенок раскрывается Вам, когда рассказывает о себе, своих друзьях, проблемах? За словами всегда кроются чувства. Понять ребенка – значит понять чего он хочет, что его беспокоит. Именно на эти чувства каждый ребенок ожидает отклика в первую очередь.
Просмотр мультфильма «Просто так»
Посмотрите, как приятно было просто так получить подарок. Вот и ваши детки решили поднять вам настроение и сделали вам подарки просто так! Они спрятаны в шкафчиках ваших детей.
Предлагаем вам выполнить домашнее задание. В каждой семье свои традиции и каждая семья проводит выходной день по-разному. Хочется напомнить такую фразу «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Предлагаем вам сделать коллаж, один день из жизни вашей семьи .

Теперь, прежде чем закончить наш семинар , предлагаю вам еще раз подойти к столу , возьмите по лепесточку и сделаем еще один цветок вашего настроения .Давайте посмотрим изменилось ли ваше настроение после нашего семинара.
Всем спасибо за участие!

Список литературы
• Андреенко Т. А., Алекинова О. В. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста// Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29.
• Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2001– № 10.
• Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 8. 3.      Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников.-М., 2002.
• Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., Просвещение, 1985.
• Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др. / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1989
• Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.
• Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой, — М.: Просвещение, 1985.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector