Методические рекомендации по использованию кинетического песка в образовательной деятельности для детей дошкольного возраста.

Автор: Барабанова Оксана Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Детский сад «Компас»

Населенный пункт: г. Пермь, Пермский край

Тема: Методические рекомендации по использованию кинетического песка в образовательной деятельности для детей дошкольного возраста.

Опубликовано: 26.03.2017 16:04

Получить свидетельство      Скачать материал


Методические рекомендации
по использованию кинетического песка
в образовательной деятельности
для детей дошкольного возраста.

Пермь, 2016_x000C_
Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье.
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Манипуляции с песком успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощает зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей.
Игры с кинетическим песком хороши тем, что не обязательно выходить во двор и можно играть дома или в детском саду. Играть на столе или полу, но чтобы не было щелей, можно взять какой-нибудь широкий ящик или коробку. Для организации игры необходим сам кинетический песок, также понадобится набор фигурок, например каких-нибудь деревянных человечков, или резиновых динозавриков или пластмассовых куколок. Также можно добавить другие мелкие предметы: ленты, бусины, пуговицы.
Игры с кинетическим песком — это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т. п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.
Во время игры с кинетическим песком можете подготовить какие-нибудь веселые стишки, стимулирующие детишек к веселым занятиям, придающие активности деткам, разделяйте упражнения какими-нибудь стихотворениями небольшого размера. Можете употреблять какие-нибудь присказки, прибаутки, это разнообразит занятия и придаст позитивный настрой игре.
Ролевые игры с песком
Все дети любят играть в куклы, лего-игрушками, мелкими игрушками животных. Все эти игры можно сделать наиболее увлекательными, если объединить их с кинетическим песком. Можно добавлять подделки из пластилина, например, мебель для дома, или посуду. Можно сделать огород, ферму или зоопарк. Сюжеты могут быть различны по содержанию. Так, например, дети пришли в зоопарк. Как они должны себя вести? Закрепляем правила поведения в зоопарке. Так можно закреплять правила дорожного движения, если построить улицу города с перекрестком.
Можно построить остров, если набрать в большой таз воды, а на него поставить пластиковый поднос, на котором из песка и игрушек будет композиция острова.
Также можно организовать игру по сюжету знакомых сказок, предложить детям изменить конец сказки или добавить новых героев.
Экспериментирование с песком
Кинетический песок очень необычный песок. Можно исследовать свойства песка путем сравнения его с обычным песком, чем они похожи, чем отличаются.
Так с помощью кинетического песка, можно поэкспериментировать с измерением объема. Возьмем две емкости: одна узкая, с высокими стенками, другая – широкая. С помощью мерного стаканчика выкладываем в них одинаковое количество песка. Спросите ребенка: «Как ты думаешь, в высоком стакане больше песка, чем в низком? Ребенок сам должен придти к правильным выводам.
Игры – забавы.
Эти игры дети очень любят, они поднимают им настроение, веселят, радуют.
Так можно организовать игру «Бои снеговиков». Каждый ребенок строит своего снеговика. Снеговики постепенно начинают распадаться, чей снеговик дольше простоял, тот и выиграл. Или игра «Чудовище на острове», дети закрывают глаза, педагог или другой ребенок прячет в песке игрушку, она будет играть роль чудовища. Дети поворачиваются, и должны двумя пальчиками перебраться на другую сторону острова, не задев «чудовище».
И это лишь малая часть игр, которые можно предложить ребенку. Более того, практически на каждую тему можно придумать свою удивительную игру. Когда мы читаем про какое – либо животное, мы можем попробовать воссоздать сферу его обитания. На кинетическом песке можно рисовать пальчиками, палочками, украшать изображение бусинками, лентами.
И, конечно кинетический песок можно использовать для обучения детей счету, чтению, ориентировке в пространстве, для формирования сенсорных эталонов. Для развития познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления и др. Игры и упражнения с песком делают процесс обучения более интересным и увлекательным.
Предлагаем вам некоторые варианты таких упражнений.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Название: «Учимся считать». 
Цель: упражнять ребенка в порядковом счете. 
Оборудование: кинетический песок и небольшая игрушка, например от киндер-сюрприза. 
Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить ребенку самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти. 
Постепенно увеличиваем количество кучек. 

Варианты упражнений:
Прячем несколько игрушек в разных кучках из кинетического песка. Ребенку нужно найти игрушки, выставить их в ряд. Затем ответить в какой по счету кучке он нашел каждую игрушку.

Название: «Карта сокровищ»
Цель: Учить рисовать карты – схемы, развитие пространственного мышления.
Оборудование: песочница с кинетическим космическим песком, набор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка.
Сначала педагог совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребенок самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, ребенок отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическом песке, используя карту.  Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а взрослых их ищет. 

Название: «Отгадай загадку»
Цель: Упражнять в счете, развитие мышления, мелкой моторики рук.
Оборудование: Кинетический песок, пластмассовые цифры от магнитной доски, математические задачки.

Ребенку педагог задает математическую или логическую задачку, ребенок отворачивается, а педагог прячет отгадку (цифру) в песке. Он должен отгадать загадку и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.
Варианты упражнений:
С помощью этого упражнения можно не только упражнять в счете, но и названия геометрических фигур, знания об окружающем мире и др. Так, например загадки могут быть о животных Пермского края, жарких стран, цветах. Единственная проблема, это подобрать отгадки в виде небольших фигурок, которые «спрячутся» в песке.

Название: «Печем печенье»
Цель: упражнять в назывании цифр, геометрических фигур, их силуэтного изображения.
Оборудование: кинетический песок, стека, скалка, досочка.
Упражнение можно обыграть, придумать игровую ситуацию, например, печем печенье для встречи гостей. Ребенок одевает фартук, моет руки. Можно поговорить с ребенком из чего делается тесто для печенья, пофантазировать, что можно добавить в тесто, чтоб печенье получилось вкусным, сладким. Ребенок замешивает песочное тесто, раскатывает его с помощью скалки на досочке, можно использовать доску для пластилина. Затем с помощью стеки вырезает печенья в форме цифр, геометрических фигур, или букв. Угощение для гостей готово. Ребенок быстро запомнит названия и обозначения цифр, фигур, букв. Гостям, можно также предложить отгадать, какой формы его угощение.

Название: «Найди отличие»
Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Развитие внимания, памяти.
Оборудование: кинетический песок, палочки для рисования.

Ребенок строит из песка любую несложную композицию, можно использовать мелкие игрушки, бусины, ленты. Затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый добавляет или убирает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Ребенок должен заметить, что изменилось в композиции. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями. Можно усложнить задачу ребенку, тем, чтобы он также назвал, в каком месте произошли изменения (справа, слева, в верхнем правом углу и т.п.).

Название: «Классификация»
Цель: упражнять в умении классифицировать предметы по определенному признаку.
Оборудование: кинетический песок, предметы, игрушки.
Педагог прячет игрушки в песочнице с кинетическим песком, ребенок должен найти предметы и назвать, что лишнее, объяснить, почему он так считает. Так за основу можно взять любую классификацию.
Варианты упражнений:
Закапываем «живом» песке множество различных мелочей: пуговицы 2 -3 цветов, крупные бусины, ракушки, игрушки, хрусталики от ламп и т.д. Ребенок ищет и раскладывает предметы по видам в разные кучки или коробочки. Можно усложнить задание, предложить использовать пинцет для извлечения бусин.

Название: «Песочное мемори»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук.
Оборудование: Пары разных предметов, кинетический песок.
Закопать в кинетическом песке по одному предмету от пары. Дайте ребенку, оставшиеся предметы рассмотреть, ощупать. Затем попросить его найти в песке пару для каждого предмета. Искать ребенку необходимо на ощупь, с завязанными глазами.
Варианты упражнений:
Например, для нескольких детей, можно предложить такую игру. В кинетическом песке размещены разные предметы: деревянные, пластмассовые, металлические и др. у каждого ребенка задание собрать на ощупь все деревянные предметы, другой, например, собирает все пластмассовые. Выигрывает, тот, кто быстрее всех справится с заданием.

Название: «Занимательные отпечатки»
Цель: развитие внимания, воображения.
Оборудование: кинетический песок, наборы игрушек: животных, морских обитателей, динозавров и др.

Делаем на кинетическом песке отпечатки различных предметов, животных — домашних, диких, жарких стран. Ребенок должен угадать, чей это отпечаток.
Или, например, назовем игру «Палеонтологи», делаем отпечаток динозавра, ребенок должен угадать, какой динозавр здесь был.
Можно сделать множество следов от животных и читать «лесную сказку»: кто из животных или птиц пробегал или пролетал.

Название: «Подбери слово»
Цель: упражнять в согласовании имен прилагательных с существительным.
Оборудование:
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик — легкий, блюдце — пластмассовое).
Варианты упражнений:
Взрослый описывает предмет, закопанный в песок, а ребенок должен угадать, что это. Откопав предмет, ребенок проверяет правильность  ответа. Можно наоборот: ребенок описывает, взрослый угадывает.

Название: «Веселые звуки»
Цель: Упражнять в умении находить слова с заданным звуком.
Оборудование: кинетический песок, игрушки на определенный звук,
Педагог закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Варианты упражнений.
В песке спрятаны разные игрушки, дети поочередно достают по одной игрушке. Ребенок должен определить последний звук в названии игрушки и придумать слово на этот звук. Если справился забирает игрушку, если нет, кладет игрушку обратно. Выигрывает, тот, кто больше всех соберет игрушек.

Название: «Два города»
Цель: упражнять в дифференциации звуков в словах.
Оборудование: кинетический песок, игрушки с дифференцируемыми звуками.
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Варианты упражнений.
Педагог дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Название: «Раз словечко, два словечко»
Цель: упражнять в умении составлять слова из букв.
Оборудование: кинетический песок, буквы от магнитной азбуки.

В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен.
Варианты упражнений.
В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова.
Дети поочередно достают из песка букву и соревнуются, кто больше придумает слов. Можно усложнить задание, и задать позицию звука: в начале слова, в середине, или в конце._x000C_

Название: «Веселая история»
Цель: упражнять в умении составлять предложение, развитие связной речи.
Оборудование: кинетический песок, сюжетные игрушки.
Детям предлагается придумать историю. Дети выбирают героя и поочередно придумывают сюжет. Первый ребенок начинает, проговаривает первое предложение в истории, затем второй, третий ребенок продолжают. Получается веселая, занимательная история Необходимо следить, чтоб ребенок правильно составлял предложение, чтоб в истории было начало и конец.
Варианты упражнений.
Ребенок рисует или выкладывает на песке предмет и начинает предложение, педагог (или другой ребенок) заканчивает фразу. (и наоборот)

Название: «Бусы для мамы»
Цель: упражнять в умении чередовать предметы по цвету, форме, величине. Находить закономерность и продолжать ее.
Оборудование: кинетический песок, палочки для рисования, бусины, пуговицы, ракушки, фасоль, цветные камушки др.
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке. Делает бусы для мамы. Или, например педагог начинает выкладывать бусы, а задача ребенка определить закономерность в чередовании элементов и продолжить ее.
Варианты упражнений.
Можно предложить ребенку украсить «песочный ковер». Ребенок украшает, а затем описывает его, что он поместил в центре, что в левом верхнем углу, в правом нижнем и т.п. Так мы упражняем ребенка в ориентировке на плоскости.

Название: «Прикосновение песка»
Цель: развитие тактильных ощущений, воображения.
Оборудование: кинетический песок, палочки для рисования на песке.

Ребёнок садится лицом к песочному лотку и спиной к водящему. Водящий пальцем «пишет» на спинке ребенка букву. Малыш старается отгадать букву и пишет её палочкой или пальчиком на песке. Можно начать с более простого: ведущий «рисует» на спинке ребёнка букву поэлементно. Можно изображать не только буквы, но и фигуры или картинки-знаки: солнце, дерево, дом и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector