Предметно-развивающая среда ДОУ (из опыта работы).

Автор: Слипченко Светлана Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ № 1

Населенный пункт: с. Дмитрова Гора, Тверская область

Тема: Предметно-развивающая среда ДОУ (из опыта работы).

Опубликовано: 26.03.2017 21:32

Получить свидетельство      Скачать материал


МБДОУ № 1 село Дмитрова Гора Конаковского района Тверской области

«Предметно-развивающая среда разновозрастной группы (5-6, 7-8 лет)
В соответствии с ФГОС».
Из опыта работы.

Воспитатель:
Слипченко С.А.

2016 г.

Предметно – развивающая среда ДОУ
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Она предлагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности это элементарные формы бытового труда, самообслуживания, конструктивной деятельности, с включением элементарных трудовых умений и разнообразной формы учебной деятельности ребёнка. Организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
Концепция построения предметно- развивающей среды требует предоставление каждому ребенку права самостоятельного выбора деятельности, что открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Благодаря ей ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности, саморазвиваться как личность. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребёнка. Насыщение окружающего ребёнка пространства должно изменяться в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Требования ФГОС к предметно — развивающей среде:
1. Предметно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной.
2. Трансформируемой. Это возможность изменеий предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.
3. Доступной. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
4. Безопасной . Это соответствие всех требований по обеспечению безопасности их использования.
    Создавая предметно- развивающую среду в группе, я опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия  для взаимодействия детей друг с другом и уединения, что дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности. Я обогащаю среду такими элементами, которые стимулируют познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
В группе все доступно каждому ребенку, соответствует возрасту и учитывает индивидуальные особенности и возможности развития каждого ребенка.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащённых большим количеством развивающих материалов (книг, игрушек, материал для творчества). В группе существуют следующие зоны:
1.Зона двигательной активности (спортивный уголок).
Здесь находится различное оборудование: мячи, мешочки набитые крупами, мягкие мячики, платочки, ленточки, кегли, дуга, массажёр, скакалки, есть «дорожка здоровья», гимнастическая палка, кольцебросы разного вида, маски, бубны. Многое сделано руками родителей. Потребность в движении является важной задачей в процессе, которой у ребёнка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, двигательным умениям и навыкам.

2. Уголок природы.

В этом уголке находятся цветы, что позволяет приобщаться к миру природы, дети учатся ухаживать, наблюдать за ними. Есть календарь природы. При его ведении дети ставят число, название месяцев, дни недели, отмечают состояние погоды. В уголке находятся различные природные материалы: жёлуди, ракушки, муляжи овощей и фруктов, есть коллаж, картины, календари, созданные альбомы по сезонам. Дети с интересом рассматривают картинки, обобщают результаты своих наблюдений за объектами природы при ведении календаря погоды.

3. Уголок творчества.
Он оснащён необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей ( листы тонированной бумаги, альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки , пластилин, доски для работы с пластилином, баночки для воды, трафареты, раскраски),Уголок дополняют репродукции картин Саврасова. Есть оборудование для различных техник рисования(тычки, щётки, трубочки) для кляксографии. Детские работы (рисунки, поделки, и коллажи) выставляются на стенде «творческие идеи». Организуются выставки работ детей и родителей.

4. Познавательная зона.
Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать»,«Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Сложи фигуру», «Числовой ряд», «Математические домики», «Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу». Буквенные и цифровые веера, линейки, прописи. Сложи узор, сложи Квадрат», вкладыши, кубики с картинками, домино.

В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Больница», «Библиотека», «Почта».

5. Центр книги.
В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениям. Имеются дидактические настольные игры, пазлы, лото. Домашняя обстановка позволяет детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книги.

6. Центр экспериментирования.
В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих продуктов, природные материалы: мел, песок, камни, ракушки. Есть микроскоп, песочные часы, предметы разной величины. Всё это вызывает у детей особый интерес.
7. Уголок безопасности.
Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащён необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, макет улицы с помощью которого они учатся переходить дорогу. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение, желание посещать его, обогощает новыми впечатлениями и знаниями.

Организована тематическая выставка «Знаки вокруг нас».

8. Строительный уголок.
Строительный центр занимает немного пространства, но достаточно мобилен. В нём есть конструкторы разного вида, кубики крупные и мелкие, лего — конструктор, что позволяет организовать конструктивную деятельность. Дети, особенно мальчики, всегда занимаются постройками комбинируя их с другими видами деятельности.

9.Уголок театрализованной деятельности.
Здесь есть настольный кукольный театр: сказки «Колобок», «Три поросёнка», «Теремок» ит.д. также имеются маски сказочных персонажей, театральные инструменты, элементы ряженья, шапочки со знаками по ПДД. Дети большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках, выступают в роли зрителей.

10. Игровая зона.
Основной вид деятельности детей игровой. В этой зоне собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это прежде всего игрушки-персонажи, куклы.

Вывод:
Предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, положительные эмоции, желание посещать детский сад, обогащает их мир новыми впечатлениями и знаниями. Расширяет возможность и побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Я считаю, что мне удалось обустроить среду так, чтобы вслед за удивлением и интересом у ребенка возникло стремление узнавать все больше нового интересного о мире и его окружении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector