Развитие познавательного интереса у детей 5-7 лет через экспериментирование.

Автор: Корепанова Альфия Шарифзяновна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МКОУ СОШ №10

Населенный пункт: п. Белореченск, Кировская область

Тема: Развитие познавательного интереса у детей 5-7 лет через экспериментирование.

Опубликовано: 27.03.2017 00:08

Получить свидетельство      Скачать материал


Корепанова Альфия Шарифзяновна,
воспитатель МКОУ СОШ №10 п.Белореченск
Омутнинского района Кировской области

Развитие познавательного интереса у детей 5-7 лет
через экспериментирование.

Познавательное развитие – это одно из важных направлений детского развития, которое определяет ФГОС ДО. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на решение важнейших задач (наряду с другими): развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Развитие познавательного интереса – это одна из актуальных задач дошкольного образования, требующая системной и планомерной работы.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, и рассматривается как:
— избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
— проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
— активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
— активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова).
А.В.Петровский трактует интерес как форму проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности
Таким образом, познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
• интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
• эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
• регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
• творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.
Процесс формирования познавательного интереса у детей, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности. Деятельность будет познавательной, если дети в ходе ее:
• думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
• удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
• внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю);
• фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Одним из приоритетных видов детской деятельности является познавательно-исследовательская. Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Экспериментирование (детское) – это вид познавательно-исследовательской деятельности, направленный на преобразование объекта с целью познания, результатом которого является формирование обобщенных способов практического исследования ситуации (Н.Н.Поддъяков).
Слово «эксперимент» происходит от латинского experimentum, переводится на русский как «проба, опыт». Так именуют метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества (А.И. Савенков). Эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования, это воздействие может проходить как в искусственных, лабораторных, так и в естественных условиях.
Доказано, что детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.
Н.Н. Поддъяков определяет два типа экспериментирования:
— «бескорыстное», направленное на выявление свойств объектов и их связей и отношений безотносительно к решению каких-либо практических задач. Этот вид экспериментирования является особо значимым, поскольку такое самостоятельное ознакомление детей с различными свойствами объекта как с равнозначными (без выделения «главных» и «неглавных») позволяет ребенку включать эти объекты в различные системы, что делает детское экспериментирование гибким;
— «утилитарное», направленное на поиск решения задачи.
Оба типа экспериментирования позволяет реализовать в работе с детьми методика проведения учебных исследований в детском саду, разработанная А.И. Савенковым.
Несмотря на то, что имеется научная и практическая литература, посвященная проблемам детского экспериментирования, внедрение детского экспериментирования в практику работы педагогов дошкольных учреждений происходит медленно.
На основе данной методики, исходя из условий образовательного учреждения, а также того, что группа детей является разновозрастной (старшая и подготовительная к школе) мною составлен перспективный план работы с детьми 5-7 лет:
Живая природа

Объект
Название эксперимента
Цель
Материал и оборудование
1.
Может ли растение дышать?
Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Может ли растение дышать?
2.
Растение
С водой и без воды.
Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, вода, почва).
Два одинаковых растения, вода.
3.
Животные
Дышат ли рыбы?
Установить возможность дыхания рыб в воде.
Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки  для коктейля.
4.
Молоко
Растущие малютки.
Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.
Емкости с крышкой, молоко.
5.
Хлеб
Заплесневелый хлеб.
Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия.
Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.
Неживая природа

Объект
Название эксперимента
Цель
Материал и оборудование
1.
Вода
Как достать предмет, не опуская руку в воду.
Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.
2.
Вода
Куда делась вода?
Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.
3.
Вода
Замерзание жидкостей.
Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.
4.
Вода
Фильтрование воды.
Познакомиться с процессом очистки воды разными способами.
Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
5.
Воздух
Живая змейка.
Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.
Свеча, «змейка» (круг прорезанный по спирали и подвешенный на нить).
6.
Воздух
Подводная лодка.
Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.
Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.
Физические явления

Объект
Название эксперимента
Цель
Материал и оборудование
1.
Магнит
Притягиваются – не притягиваются.
Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит.
2.
Электричество
Волшебный шарик и волшебная расческа.
Установить причину статического электричества. Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета.
Воздушные шары, ткань. Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.
3.
Звук
Где живет эхо?
Подвести к пониманию возникновения эха.
Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.
4.
Свет
Разноцветные огоньки.
Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.
Противень, плоское зеркало, лист белой бумаги.
5.
Свет
Луч света.
Определить, как разные предметы пропускают свет
Листы бумаги (чертежная, обычный тетрадный лист, калька, цветная бумага из набора для труда и др.), полиэтиленом разной плотности, кусочками
различной ткани.
6.
Теплота
Как не обжечься.
Выяснить, что предметы, из разных материалов нагреваются по-разному.
Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, нержавеющий металл, скрепки, кусочки парафина или пластилина.
Человек

Объект
Название эксперимента
Цель
Материал и оборудование
1.
Органы чувств
Как органы человека помогают друг другу?
Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга.
Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы.
2.
Глаза
Наши помощники – глаза.
Познакомить со строением глаза.
Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.
3.
Уши        человека
Сколько ушей?
Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.
Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека.
4.
Человек
Предпочтения окружающих.
Определить, что предпочтения окружающих бывают разные, и как выбрать один объект при разном выборе людей.
Три-пять картинок с изображением животных, или продуктов питания или пр. Можно абстрактные картинки в подготовительной группе.
5.
Отражение
Мое отражение
Определить, где можно увидеть свое отражение, где оно ясное и четкое,
Вода, полированная мебель, зеркало, тонированное стекло, фольга, некоторые блестящие детали игрушек, ложка и пр.
Рукотворный мир

Объект
Название эксперимента
Цель
Материал и оборудование
1.
Бумага
Мир бумаги
Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.
Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой.
2.
Ткань
Мир ткани
Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление.
Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон), ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности.
3.
Металл
Мир металлов
Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования.
Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести,  изделие из серебра, ножницы.
Кроме того, в предметно-развивающей среде группы созданы условия как для совместного детей и взрослых, так и самостоятельного детского экспериментирования. Сконструированная многоуровневая многофукциональная предметно – развивающая среда позволяет формировать познавательную активность воспитанников. Для развития детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности функционирует центр «Юный исследователь», в котором находится оборудование:
• приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компас, разнообразные магниты, бинокль, лупа и др.;
• прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки и др.;
• природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, сучки, древесная стружка, пластилин и др..
• бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формы — вкладыши, трубочки для коктейля и др.
Данное оборудование периодично пополняется с помощью детей и их родителей.
Таким образом, экспериментирование позволяет формировать познавательный интерес у детей 5-7 лет, а также развивает стремление к познанию окружающего мира, способствует созданию творческой личности.

Список литературы:
• Савенков А.И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007. — 92 c.
• http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/09/23/perspektivnyy-plan-po-eksperimentirovaniyu
• http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/sozdaniie-uslovii-dlia-ekspierimiental-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector