Роль устного народного творчества для развития речи детей 3-4 лет.

Автор: Турундаева Татьяна Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МКОУ СОШ №10

Населенный пункт: п. Белореченск, Кировская область

Тема: Роль устного народного творчества для развития речи детей 3-4 лет.

Опубликовано: 27.03.2017 00:54

Получить свидетельство      Скачать материал


Турундаева Татьяна Николаевна,
воспитатель МКОУ СОШ №10 п.Белореченск
Омутнинского района Кировской области

Роль устного народного творчества для развития речи детей 3-4 лет.

Речевое развитие – это одно из важных направлений детского развития, которое определяет ФГОС ДО. Речевое развитие включает в себя такие задачи, как обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и др. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка произведения устного народного творчества.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей 3-4 лет обусловлена спецификой содержания форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей 3-4 лет, и чаще всего используемые в практике педагогов:
• Колыбельные песни.
• Пестушки – небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения («Идет коза рогатая…» и т.д.), которые позволяют в ребенке поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.
• Потешки. Их главное назначение – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры. В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, они также развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
• Прибаутки — это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Они позволяют ребенку активно воспринимать действительность.
• Небылицы – особый вид песен с шутливым текстом, основанные на неправдоподобии, вымысле. Они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.
• Дразнилки – форма проявления детской сатиры и юмора. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжорство, лень и воровство.
• Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой.
• Загадки — они просто и красочно повествуют о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира.
• Пословицы и поговорки. Пословица – это общее суждение, выраженное в форме грамматически законченного предложения, которое имеет переносное значение, содержит мораль, выработанную многими поколениями. Поговорка – краткое, образное изречение (или сравнение) для которого характерна незавершенность высказывания. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы.
• Русские народные подвижные игры. Во всех народных играх проявляется характерная для русского человека любовь к веселью, удальству, чести, соревновательный задор, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, а также смекалка, выдержка, находчивость, выдумка и сила воли.
• Считалка. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.
• Хороводы. В хороводных песнях ярко раскрываются нравственные и эстетические идеалы русских людей.
• Русская народная песня предлагает ребенку обширный круг поэтических ассоциаций.
• Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе.
Использование с детьми разных видов устного народного творчества – важнейшее условие своевременного речевого, художественно-эстетического и познавательного развития.
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Список литературы:
• Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
• Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
• Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
• Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
• Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
• Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.nogho-vozrasta
• http://dou72mgn.caduk.ru/DswMedia/konsul-aciyadlyapedagogovkushkumbaevalk.pdf
• http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/laquo-vliyanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-na-razvitie-rechi-detey-3-4-let-raquo-1264163

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector