Обобщение опыта Развитие речи.

Автор: Володина Валерия Сергеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ детский сад №32 «Росинка»

Населенный пункт: г. Щелково, Московская область

Тема: Обобщение опыта Развитие речи.

Опубликовано: 27.03.2017 21:34

Получить свидетельство      Скачать материал


Обобщение опыта по развитию речи.

С каждым годом детей с отклонениями в развитии речи становится всё больше. Речь является наивысшей функции человека она непосредственно связанная с мышлением эмоциями и памятью.
В домашних условиях детям не нужно проявлять старания для того чтобы их понимали.
Придя в дошкольное учреждение у детей с неразвитой или нечеткой речью возникают трудности, в социализации с другими детьми.
Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников. Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности.
Начиная работу во второй младшей группе, большое внимание уделялось развитию мелкой моторики руки, так как научно доказана тесная связь между координацией движений рук и речью. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции слогов; последующее совершенствование речевых реакций напрямую зависит от степени натренированности движений пальцев. Для укрепления и развития детских рук использовались «тренажеры» для различных действий с предметами: расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, нанизывание колец на тесьму, закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.. Кроме того, большое внимание я уделяла проведению пальчиковой гимнастики, физкульт-минутки проводились с элементами логоритмики. Немаловажным элементом для развития речи является заучивание стихов. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Также для лучшего понимания и запоминания все стихи мы обыгрывали в сценках. Это была очень полезная практика особенно для плохо говорящих детей.

Одной из основных методик развития речи является наглядный материал. начиная со второй младшей группы все занятия и беседы я сопровождаю наглядными пособиями.
Большое значение для развития речи детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Была составлена картотека дидактических игр, направленных на обогащение словарного запаса, усвоение грамматических норм языка, формирование звуковой культуры речи, развитие связной речи и фонематического слуха, подготовку к обучению грамоте. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. Составленную картотеку игр я постоянно пополняю новыми играми.
Одним из доступных, полезных и эффективных методов развития речи я считаю театрализованные игры. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального речевого, литературного и художественного развития. Она имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза, движения) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у детей активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи, ее интонационная выразительность. Ребенок учится четко, понятно, ясно изъясняться от имени действующего лица, что ведет к пониманию монологической и диалогической речи.
Игры – драматизации на основе литературных произведений служат источником подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем дают возможность импровизировать. Игры – драматизации – это такая форма речевой работы, где одновременно решаются задачи формирования связной речи, словарной и грамматической работы.
Знакомство детей с театрализованными играми я начала с младшего дошкольного возраста. Показывала малышам сказки вызывая у них положительный эмоциональный настрой, формируя простейшие образно — выразительные умения, которые усваивались путем подражания речевой практики.
В средней группе решались следующие речевые задачи: По средством народного фольклера (частушки поговорки былины о жизни наших предков) обогащался словарь детей, формировалось правильное произношение звуков, совершенствовалось отчетливое произношение слов и словосочетаний, развивалась интонационная выразительность и диалогическая речь детей. В этом возрасте дети хорошо воспринимают сказки про животных. Было прочитано много книжек и постепенно появилась традиция сочинять сказки для детей самой.
В старшей группе продолжалась работа по обогащению и активизации словаря, закреплялось правильное произношение звуков и дифференциация их на слух, в речь вводились существительные, прилагательные, наречия, глаголы, предлоги. Дети учились пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. При описании наглядного материала, репродукций картин. Совершенствовалось умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого. Мы продолжали традицию придумывать сказки, дети предлагали героев описывали их характеры а я наполняла сказку сюжетом. К концу старшей группы сказки приняли обучающий характер. Герои наших сказок попадали в разные ситуации и искали выход из них. Мною была замечена не достаточная гибкость и устойчивость детей. По этому при проведении утренней гимнастики особое внимание уделяется гибкости. Для развития устойчивости используется упражнение «Тающая свеча»
В подготовительной группе продолжается работа по активизации и уточнению словаря. Отрабатывается дикция, речевое дыхание, проводятся игры на развитие диалоговой и монологовой речи, воспитывалась культура речевого общения. Теперь уже дети сочиняют сказки орентируясь на опыт полученный от меня. При этом придумывая совершенно новые события и героев. Если в средней и частично в старшей группе главными действующими лицами были животные то теперь это мальчики и девочки.
На протяжении всей работы в этой группе я постоянно рассказываю детям истории из своей жизни, что побуждает детей поделится со мной рассказами из своей.
Вся проводимая работа по развитию речи дала положительные результаты: Дети за весь период обучения с большим удовольствием участвовали в театрализованных представлениях, организованных музыкальным руководителем, в спортивных праздниках проводимых инструктором по физической культуре, принимали участие в конкурсе чтецов и применяют приобретенные навыки в самостоятельной деятельности.
Еще одной особенностью в развитие речи у детей в является использование мною рифмованых выражений в режимных моментах при сборе на улицу, при уборке игрушек. Детям хочется также как и я рифмовать слова и они стараются подобрать рифмы.
Таким образом, считаю что для развития речи дошкольников не достаточно только одного направления развития. Речь должна развиваться в совокупности с физическим, творческим, умственным развитием.
.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector