Технология деятельности методиста.

Автор: Терехова Снежана Сергеевна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад № 2 «Гусельки»

Населенный пункт: г. Карасук, Новосибирская область

Тема: Технология деятельности методиста.

Опубликовано: 28.03.2017 05:56

Получить свидетельство      Скачать материал


Терехова Снежана Сергеевна
Старший воспитатель, первая категория, МБДОУ № 2 «Гусельки», г. Карасук
snezhana.terehova99@mail.ru
Технология деятельности методиста. Деятельность старшего воспитателя с педагогами в рамках современных требований.
Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому. (М. Монтень)
В условиях последовательной модернизации системы российского образования и перехода дошкольных образовательных учреждений на новые условия функционирования, существенные изменения произошли и в методической деятельности старшего воспитателя. Приоритетной целью на сегодняшний день стала профессиональная подготовка педагогических кадров к достижению требуемого – более высокого – качества образования. Соответственно, способы, принципы, содержание, формы и методы работы с педагогическими кадрами требуют выстроенной системы.
Старший воспитатель должен быть в гуще событий происходящих сегодня в дошкольном образовании, находить нестандартные решения и возможности реализации творческого потенциала. Много внимания  уделяет поиску нестандартных форм методической работы как средству мотивации педагогов к повышению квалификации. От мотивации педагогов во многом зависит успешность и результативность методической работы. Можно долго и скучно рассказывать о закономерностях содержания образования – и получить нулевой результат. А можно с помощью необычных форм сделать материал интересным, увлечь педагогов идеей.
В федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры дошкольного образования, то есть идеал выпускника дошкольного учреждения. Следовательно, идеал выпускника дошкольника может создать только идеальный педагог, способный раскрыть творческий и личностный потенциал каждого ребенка. Педагог – дивергент. Divergent с английского – расходящийся, отличающийся, отклоняющийся. А значит это педагог: гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующийся, заниматься самообразованием, обладающий многогранностью интересов; способный организовать рефлексивную деятельность; умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач.
Кладом для педагогов – дошкольников является высокая профессиональная компетентность старшего воспитателя. Которому отводится главная роль в организации эффективного воспитательно – образовательного процесса в детском саду. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.
Старший воспитатель должен быть ассом своего дела, уметь подбирать ключики к каждому педагогу. А для этого он должен быть: Миссионер – убедить другого поверить в то, во что верит сам, увлечь, повести за собой. Творец – постоянно находится в творческом поиске. Единомышленник – сделать так чтобы весь коллектив мыслить в едином порыве, был нацелен на работу. Дипломат – управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих, быть мудрым, гибким и высокопрофессиональным. Организатор – создатель рациональной структуры ДОУ, направленной на обеспечение качества образовательного процесса. Изобретатель – новатор, источник идей, информации. Стратег – владеть искусством планирования, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Тактик – разработчик приемов, способов достижения поставленных целей.
При контроле: разрабатывать схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материал); вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах; наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей; фиксировать результаты наблюдений; анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей; делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми; осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагог, развития детей; разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов; обсуждать результаты контроля с воспитателями, использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.
При координации: изучать педагогическое мастерство воспитателей, социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений; корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы, свою организаторскую деятельность; анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей; регулировать ход воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива; ориентироваться в сложившейся ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы.
При общении: владеть собой в критических ситуациях; предвидеть конфликты и предотвращать их; изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы; правильно воспринимать критику и учитывать ее в своей деятельности; понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников; ориентироваться во взаимоотношениях людей; строить свои взаимоотношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества; устанавливать правильные отношения с заведующей и работниками управления образованием; выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям; учитывать особенности психологического климата и коллективе.
Таким образом, не смотря на разные мнения авторов о деятельности старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения, на нем лежит очень большой труд. Старший воспитатель ДОУ должен быть психологически сильной и подготовленной личностью не только управлять коллективом и оказывать ему помощь в трудностях.
Современные педагоги это специалисты с высшим и средним специальным образованием, со своим сложившимся творческим педагогическим почерком. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогические приемы. Чрезвычайно важным на сегодняшний день является способность педагога прогнозировать результаты своего педагогического труда, умение реализовать на практике обновленные требования к содержанию и качеству образования, а также способность воплощать свои педагогические ожидания. Сегодня требования образовательных стандартов представляют возможность каждому педагогу для профессиональной самореализации, реализации современных траекторий в образовательном процессе на основе многообразия концепций.
Коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, все время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей. Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого.
Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.
Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. На первом этапе – мониторинг качества профессионально – личностных способностей педагогов, дифференциация по степени мастерства и соответствующие формы методической работы.
Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, разделяю на три уровня педагогического мастерства: — интуитивный (личностный), — поисковый (знания), — мастерский (опыт).
В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя имеются индивидуальные варианты методической работы.
Так, в методической работе с воспитателями интуитивного уровня ориентируюсь на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями, через обучающие семинары, консультации, открытые занятия, изучение опыта педагогов ДОУ. В первую очередь, для таких воспитателей проводятся выставки дидактических игр и пособий, изготовленных более опытными педагогами. В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается уровень теоретической подготовки.
Цели методической работы с воспитателями поискового уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаю педагогов к участию в работе творческих групп, к процессу решения поисковых задач. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности.
Методическую работу с воспитателями мастерами строю на принципах стимулирования их творчества. Нет необходимости в делении форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.
Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагога.
Использование интерактивных методов работы позволяет организовать процесс взаимодействия таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем размышляют.
Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.
Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.
При выборе методов и форм работы учитываются интересы и пожелания воспитателей. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются.
Пройдя через все формы методической работы, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами приводит к повышению уровня воспитательно – образовательной работы ДОУ в целом и сплочению коллектива педагогов.
Подводя итог всему вышесказанному, какой он, современный старший воспитатель ДОУ? Современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями. Коммуникативный человек, умеющий слушать других. И самое главное – любящий свою профессию.
Литература: Честнова Н.Ю. Сердце отдаю детям Настольная книга методиста детского сада // К.Ю. Белая Система методической работы в ДОУ // О.А. Сарапулова Работа старшего воспитателя ДОУ с воспитателями // К.Ю. Белая Организация методической деятельности в условиях введения в ФГОС ДО // Т.А. Цквитари В помощь старшему воспитателю // К.Ю. Белая Ежедневник старшего воспитателя детского сада // Н.С. Голицина Организация и содержание работы старшего воспитателя // Л.А. Лялина Планирование работы старшего воспитателя ДОУ //

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector