Лэпбук – современная и эффективная технология работы с детьми.

Автор: Малых Светлана Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МКДОУ д/с №8 «Колокольчик»

Населенный пункт: г. Омутнинск, Кировская область

Тема: Лэпбук – современная и эффективная технология работы с детьми.

Опубликовано: 28.03.2017 10:07

Получить свидетельство      Скачать материал


Докладчик: Малых Светлана Викторовна,
воспитатель МКДОУ д/с №8 «Колокольчик» г. Омутнинска
Кировской области

Доклад для консультации по теме
«Лэпбук – современная и эффективная технология работы с детьми»

Всем известно, что детям лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Возникают вечные вопросы: как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на занятиях, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме? Среди различных способов достижения этой цели на своих занятиях можно попробовать использовать технологию лэпбукинга.
Лэпбук — сравнительно новое средство обучения из Америки.
Внешний вид лэпбука.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book –книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по определенной теме.
Лэпбук может выглядеть и как прочная картонная основа, на которую наклеены миникнижки — простые и фигурные кармашки, гармошки, стрелочки и т.д., в которых организован и записан изучаемый материал. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Обычно размер готового лэпбука стандартный по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами; книжка-гармошка; фигурная папка.
Виды лэпбуков. В зависимости от назначения бывают — учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические (папка — отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка — о путешествии, о походе в цирк, о каникулярном досуге) и т.д.
Тематика лэпбука разнообразна: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Лиственные деревья», «Хвойные деревья», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Рыбы», «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Животные наших лесов», «Фрукты», «Овощи», «Цветы», «Моя Россия», «ПДД», «О космосе», «В гостях у сказки», «О пожарной безопасности», «В гостях у музыки», « Государственные праздники», «Спорт», «Если хочешь быть здоров» и т.д.
Формы организации работы с детьми с лэпбуком: его можно использовать для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы. Можно задать в качестве творческого домашнего задания.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования, поскольку он:
— информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал),
— полуфункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
— обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
— вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность воспитателя наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук – это и средство обучения, и особая форма организации учебного материала, и способ организации совместной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а также родителей и ребенка.
К примеру, лэпбук для детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос» может включать в себя следующие упражнения:
— согласование числительных с существительными («Сосчитай-ка» одна красная ракета,…, пять красных ракет, и т.д.), составление рассказа по картине, по серии сюжетных картин;
— собери картинку (собрать картинку, разрезанную на 5-6 частей по диагонали), обведи, дорисуй;
— расставь планеты по порядку, собери нашу солнечную систему;
— отгадай загадки;
— игра «Необычайный марсианин» (из разнообразных геометрических фигур, руководствуясь своей фантазией, нужно собрать марсиан),
— выложи созвездие (детям предлагается рассмотреть зодиакальное созвездие, посчитать количество звезд и выложить самостоятельно, любое понравившееся, с помощью мозаики),
— можно организовать с детьми сюжетно-ролевые игры: «Полет в космос», «Путешествие на марс», «Звездочеты».
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования. Эта универсальная технология позволяет работать педагогам, которые ориентированы на разные области развития детей.
Во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал. Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В- третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию. В – четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей- кармашки с карточкам или фигурками животных, например, а старшим детям — задания, подразумевающие умение писать и т.д.). Ну и, в конце концов, это просто интересно.
В соответствии с возрастными особенностями лэпбук отличается степенью вовлеченности ребенка в его создании. Например: ясли — просто листать, открывать окошки, а подготовительная группа — могут сами изготовить лэпбук, применив навыки систематизации материала. Дальнейшее использование — создание архива для рассматривания и изучения детьми дошкольного возраста.
Лэпбук – это культурная практика. В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
— умение планировать предстоящую деятельность;
— договариваться со сверстниками;
— распределять обязанности;
— искать нужную информацию, обобщать ее, систематизировать;
— самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
— принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
— используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Лэпбук – это разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1 – целеполагание (выбор темы),
2 — разработка лэпбука (составление плана) ,
3 – выполнение (практическая часть),
4 — подведение итогов.
При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской деятельности. При этом лэпбук – не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прямо сформулированы требования по взаимодействию образовательной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьей.
Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Одной из таких форм работы с родителями является и лэпбук. К его созданию можно привлечь родителей (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение). Потому что для детей лэпбук, прежде всего — это игрушка! Причем, это игрушка, которую дети делают сами! Ну, или вместе с любимыми родителями, которые руководят процессом.
Лэпбук, на первый взгляд похож на большую аппликацию. Но только похож… Ведь смысл его изготовления как раз в том, чтобы впоследствии можно было играть с ним достаточно долгое время. Такой подход к аппликации нравится детям намного больше: аппликация перестает быть аппликацией – она становится игрушкой!
Лэпбук – эта такая игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер — сюрприза, который чрезвычайно нравится детям. Если смотреть в суть вещей, для детей «киндер-сюрприз» — это маленькое приключение. Именно это обеспечивает мировой успех невкусного, тонкого шоколада… Лэпбук создает похожий эффект… От постоянного контакта с интерактивной книгой-папкой ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий. Причем, без усилий, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя/педагога – все происходит само собой. Вот поэтому лэпбук и является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству.
В работе с лэпбуком родители обеспечивают поддержку детям: организационную (экскурсии, походы), техническую (фото, видео. Помощь в изготовлении), информационную (сбор информации для лэпбука), мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Преимущества использования лэпбуков: ребенок самостоятельно собирает нужную информацию, структурирует большой объем данных, побуждается у детей интерес к познанию окружающего мира, лэпбук может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым, развивает креативность и творческое мышление детей, это простой способ запоминания, объединяет людей для увлекательного и полезного занятия.
Таким образом, лэпбук – современная и эффективная технология работы с детьми и родителями, отвечающая требованиям ФГОС дошкольного образования, и активно рекомендуемая для использования практике дошкольного образования.

Список источников

http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-tehnologija-lyepbuk-i-e-primenenie-496691.html
http://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyatelnosti-vospitatelya-s-detmi-512880.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/01/18/izgotovlenie-lepbukov

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector