Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи.

Автор: Фомичёва Евгения Александровна

Должность: Учитель — логопед

Учреждение: МБДОУ №11 комбинированного вида «Катюша»

Населенный пункт: г. Воркута, Республика Коми

Тема: Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи.

Опубликовано: 28.03.2017 12:33

Получить свидетельство      Скачать материал


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КАТЮША»

РАЗВИТИЕ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК
У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

УЧИТЕЛЬ — ЛОГОПЕД
Фомичёва Евгения Александровна

Воркута
2017

Пояснительная записка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Проводя аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика руки.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь в развитии мелкой моторики руки, если этого не произошло раньше.
Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, т.е. «как работают руки, так работает и голова».
Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной. Цель работы: определить основные направления работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.
Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:
– регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
– совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;
– облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;
– установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;
– повысить у детей интерес к подобным упражнения, превратив их в занимательную игру.
Как правило, если движения пальцев рук развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2 – 3 месяцев.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к шести – семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.
Поэтому работа по подготовки ребенка с нарушением речевого развития к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Все частные случаи неправильного письма можно условно разделить на несколько случаев:
• неправильное положение пальцев: например, ребенок держит предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем пальце, а на указательном и др.;
• неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;
• неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть и кисть и др.;
• неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.;
• слишком сильный (чаще) или слишком слабый (реже) нажим при письме и рисовании;
• неправильное положение тела: ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывая под себя ногу, приподнимается со стула.
Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а также их сочетание. В результате на листе получаются неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.
Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно, не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но и в некоторых случаях при помощи специальных заданий. Провести такой контроль желательно не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед поступлением в школу.
Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя тренировки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.
Показательным является и изображение на листе бумаги слишком маленьких предметов; как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром 3 – 4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам овал вместо окружности со значительно меньшим диаметром или будет рисовать окружность в несколько приемов, передвигая руку.
Для того чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка. Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представления о том, как надо правильно держать карандаш и ручку. Речь идет о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда неправильный навык обращения с пишущим предметом и неправильная поза ещё не закрепились.
Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника. Показав ребенку, как следует правильно держать предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, при необходимости поправляя его. Дети 6 – 7 лет вполне способны сами контролировать эти действия. Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудна для ребенка. Новая правильная поза пальцев или посадки за столом сначала ему неудобна, поэтому взрослые должны проявлять настойчивость и терпение. Совершенно исключено принуждение и излишне длительное (свыше 20 минут для шестилетних детей) занятия.
Чтобы ускорить процесс исправления неправильно сформированного навыка и облегчить его для ребенка, при некоторых видах неправильного навыка можно использовать несколько несложных приемов. Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге указательного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше — во втором случае).
Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение (а затем и рисование) круглых фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания.
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.
Развитие ручной деятельности невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания. К старшему дошкольному возрасту у ребенка с системным нарушением речи не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.
Развитию тонких движений рук способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающих силу кисти. Замечено что дети, занимающиеся на домашнем мини стадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники, не увлекающиеся такими упражнениями. Лазание, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане, занятия на трапеции и т. д. способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия. Конечно, далеко не у каждого ребенка есть возможность позаниматься на мини стадионе, но для той же цели можно успешно использовать спортивные снаряды детских площадок по месту жительства.
Хорошим подспорьем в работе родителей является тесный контакт с воспитателем детского дошкольного учреждения, которое посещает ребенок. Здесь родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у дошкольника в различных видах ручной деятельности, а также получат квалифицированный совет по методике занятий лепкой, рисованием, аппликацией и др. Обнаружив у ребенка неправильный навык письма, следует обратить на этот факт внимание воспитателей. Это обеспечит преемственность контроля за формированием правильного двигательного навыка в семье и дошкольном учреждении, и поможет быстрее достичь желаемых результатов.
Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает пальчиковая гимнастика, самомассаж, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, шишек, желудей, орехов и т.д.). Особое место в развитии тонкой моторики занимает систематическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезывание предметов по контуру «на глаз»).
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2 – 5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличивается.
Упражнения с детьми могут проводить и логопед, и воспитатели, и родители. Упражнения необходимо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой. Особое внимание следует уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таким, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что дети порой не могут выполнить даже простейших упражнений. В таких ситуациях необходимо руководствоваться сопряженным воздействием, то есть работать руками самого ребенка. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый эффект. Рука постепенно готовится к письму. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга: у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Упражнения для развития мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика.
1. «Ладошка – замри!» Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.
Инструкция: вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка.
2. «Привет — пока!» Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.
Инструкция: дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибают и разгибают по очереди, начиная с большого пальца.
3. «Путешествие пальцев» Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах, «островки» для передвижения пальцев.
Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от «островков».
Правила: можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца; все пальцы должны участвовать;
нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
4. «Успевай-ка!» Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.
Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации.
Например, кулак – кулак – ладонь.
Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.
5. «Стул» Цель: развитие динамической координации, чередование движения.
Инструкция: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части привлекается кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет.
6. «Стол» Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.
Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
7. «Барабанщик» Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.

Инструкция: отбивая по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваем правой рукой, ударять по столу указательным пальцем левой руки.
8. «Плоскогубцы» Цель: активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами).
Инструкция: ребенок зажимает края стола между прямыми пальцами (сжимать как можно сильнее). Упражнение выполняют несколько раз.
9. «Чет-нечет» Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционально — положительного отношения к игре.
Материал: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.
Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).
10. «Ножницы» — разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой рукой, затем обеих рук вместе.
11. «Кулак – кольцо» — пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положение рук меняются.
12. «Футбол» — забивании шариков, палочек одним, двумя пальцами.
Игры с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
«Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»)
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки — повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку».
Пассивная гимнастика для пальцев рук.
Массаж кистей рук.
Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие приёмы массажа: поглаживание, лёгкое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья.
При поглаживании кисть без напряжения с выпрямленными и сомкнутыми пальцами и, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). С поглаживания начинают и поглаживанием заканчивают. Поглаживание проводят медленно, плавно.
Растирание выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев. При выполнении приёма растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает её. Растирание должно быть лёгким.
Вибрация заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев. Можно выполнять этот приём вибромассажёром (детям очень нравится).
Массаж лучше выполнять одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность. Продолжительность массажа – 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку.
Упражнение 1.
Рука ребёнка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует её в лучезапястном суставе, другой рукой приподнимает вверх до максимального положения поочерёдно каждый палец.
Упражнение 2.
Рука ребёнка лежит на столе ладонью вверх. Придерживая её одной рукой, другой рукой взрослый поочерёдно сгибает пальцы ребёнка.
Упражнение 3.
Рука ребёнка согнута в локтевом суставе, локоть опирается на стол. Рука ребёнка фиксируется взрослым также в лучезапястном суставе. Свободной рукой взрослый производит поочерёдное круговое движение пальцев руки ребёнка.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнения с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочерёдное растирание.
Самомассаж ладоней щёткой для волос, ипликатором Кузнецова или пластиковым ковриком «травка». На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её. На каждую строку осуществляется разминка одного пальца. После 5-й строки – смена рук.
Дети любят всех зверей (большой)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)
Пеликанов, журавлей, (средний)
Бегемотов, соболей, (безымянный)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой)
Любят горного козла, (указательный)
Обезьянку и осла, (средний)
Дикобраза и ежа, (безымянный)
Черепаху и ужа. (мизинец)
На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного пальца. Направление движения – от ногтевой фаланги к основанию пальца. После 4-й строки смена рук.
Вырос у нас чесночок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка (безымянный)
Лук и немножко горошка. (мизинец)
Овощи мы собирали (мизинец)
Ими друзей угощали (безымянный)
Квасили, ели, солили, (средний)
С дачи домой увозили. (указательный)
Прощай же наш год, (большой палец левой руки)
Наш друг – огород! (большой палец правой руки).
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5-й строки – смена рук.
Поднял ушки бурундук. (мизинец)
Он в лесу услышал звук: (безымянный)
— Это что за громкий стук, (средний)
Тук да тук, тук да тук? (указательный)
— А пойдём, — сказал барсук,- (большой)
Сам увидишь этот трюк: (большой)
Это дятел сел на сук, (указательный)
И без крыльев, и без рук (средний)
Ищет он, где спрятан жук, — (безымянный)
Вот и слышен перестук! (мизинец)
Пальчиковые упражнения и игры.
ЛАДОННЫЕ ИГРЫ. Игры не являются пальцевыми в строгом смысле этого понимания. Они «ладонные». Они являются живым примером того, что и в обстановке веселого абсурда сами помогают себе, развивая внимание, чувство ритма, существуя в постоянном телесном и словесном контакте друг с другом — и между собой, включая счет (в первом случае) и звуко-буквенный анализ во втором случае).
«Летели дракончики»
Играют двое. Стоя лицом к лицу, дети вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стихотворения, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:
Летели дракончики, ели пончики.
Сколько пончиков съели дракончики?
На кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет: Один!» (хлопок) — «Два!» (ответный хлопок) — «Три!» При произнесении последнего числа тот, чья рука на данный момент очутилась «под ударом», должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.
«Летела корова»
Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:
Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «т», следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
«В копну»
Дети ставят на стол стопу кулаков, каждый по очереди ставит свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: «Чья копна на моей копне?» Обладатель верхнего кулака отвечает: «Моя!», и тотчас слышит: «Ветром сдует, огнем сожжет!» — и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: «Чья копна в поле одна?» —»Моя!» —»Убирай , поезжай домой!» — и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак— проигрывает.
«Воробей в гнезде»
Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй — указательным, либо большим пальцем пытается раскрыть кулак — «выпустить воробья из гнезда. Можно щекотать ладонь, делать обманные движения, но нельзя применять силу всей руки: воробей должен быть выпущен только при помощи действий одного пальца.
«Колодец»
Играют двое. Первый берет две спички и укладывает их на столе параллельно друг другу на расстоянии, чуть меньшей длины спички. Второй берет еще две спички и осторожно укладывает их к первым перпендикулярно им так, чтобы получился квадрат. Первый вновь укладывает свои спички поверх спичек второго. Колодец постепенно растет. Проигрывает тот, кто, кладя спички, неловким движением разрушит колодец.
«Шалаш»
Спичечный коробок ставится между двумя играющими на ребро. Первый играющий осторожно ставит спичку под углом со своей стороны коробка, затем второй ставит со своей. Играющие продолжают ставить спички, выстраивая шалаши. Разрушивший строение или уронивший хотя бы одну спичку проигрывает.
«Гребешок»
Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки надеты на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки так, что пальцы левой руки встают, как петушиный хвост.
Потом на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой руки и в петушиный гребешок превращаются пальца правой руки.
«Заводные машинки»
Дети сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. Ведущий «заводит» машины тремя поворотами ключа. Вдох — и машины трогаются с места со звуком «ж-ж-ж!»
Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Проигрывает тот, чей завод закончится раньше всех, выигрывает тот, чей позже. Явная польза этой игры в том, что она тренирует длительный плавный выдох.
«Кошка выпускает коготки»
Раз! — поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка.
Два! — быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукать, как довольная киска: «Мяу»!
Пальчиковые игры с пластилином и глиной.
Дети любят играть с пластилином и глиной. Это необычный материал, из него можно создать все, что захочется. Из глины и пластилина можно:
-скатать самый маленький шарик;
-скатать самый большой шарик;
-скатать короткую «колбаску»;
-скатать длинную «колбаску»;
-скатать высокий столбик;
-скатать низкий столбик;
-разделить столбик на две (три, четыре) равные части;
-раскатать лепешку, «попрыгать» по ней пальцами (кулачками) — на что это стало похоже?
-скатать длинные «веревочки», а из них сплести косички;
-накатать много маленьких шариков (ниточек) из пластилина и, прикрепляя их на картон, создать картину только из одних шариков (ниточек).
Помимо данных дидактических игр и упражнений, детям можно предложить различные задания с манипулированием предметов: обводка по контуру, штриховка, шнуровка, застегивание пуговиц, завязывание узлов, различные пазлы, мозаики, лего, конструкторы, вышивка и т.д

Список использованной литературы.
Аксенова М.Н. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание — 1990 — № 8.
Анищенкова Е.С. Мирясова В.И. Уроки логопеда для всей семьи. — М., «Астрель» , 2008.
Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с ЗПР //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. науч. трудов. – М., 1982.
Дудьев В.П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи //Дефектология . – 1999 — № 4.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., «Советская Россия», 1973.
Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно – голосовые упражнения. М., 2005.
Крупенко О.И. Воробьёва Т.А. Исправляем произношение. – СПб., «Литера», 2007.
Курумова Н.Ф. Крупные возможности мелкой моторики. //Логопед. — 2010 — № 7.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1998.
Приложение к «Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР.».
Мастюкова Е.М. Детская рука (о развитии навыков письма) //Дошкольное воспитание. – 1976 — № 11.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., «Союз», 2001.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения; М., «Просвещение», 1989.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector