Создание условий воспитания любознательности у детей дошкольного возраста Механизм формирования любознательности у дошкольников.

Автор: Знатнова Валентина Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад «Золотой петушок»

Населенный пункт: п. Ильинский, Пермский край

Тема: Создание условий воспитания любознательности у детей дошкольного возраста Механизм формирования любознательности у дошкольников.

Опубликовано: 29.03.2017 17:51

Получить свидетельство      Скачать материал


Создание условий воспитания любознательности у детей дошкольного возраста Механизм формирования любознательности у дошкольников

Знатнова Валентина Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Золотой петушок»
п. Ильинский
Пермский край

Что такое любознательность? В «Толковом словаре русского языка» С. Ожеговой дается следующее определение «Любознательность-склонность к приобретению новых знаний, пытливость». С. Л. Рубинштейн выдающийся психолог любознательность ассоциирует с познавательным интересом, показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком. Л. И. Аржанова предполагает характеризовать любознательность «сложным чувством любви к знаниям», возникающим в процессе умственной работы и проявляющееся в склонности приобретать всё новые и новые знания. В исследовании Н. А. Погореловой любознательность рассматривается как черта личности, в структуру которой входят три компонента: знания, эмоции, активный поисковой характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями. При этом знания выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности.
Рассмотрев определение понятия «любознательность» в нескольких источниках, за основу можно взять более полное определение в Толковом словаре Ушакова Д.Н.: «Любознательность — живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления».
Е.В.Жихарева считает, что в старшем дошкольном возрасте складываются благоприятные предпосылки для развития любознательности. Но развитие любознательности и познавательных интересов не происходит стихийно не осуществляется само собой. Любознательность и познавательные интересы, как правило, воспитывают, формируют, под грамотного педагогическим руководством разными видами деятельности ребенка создавая соответствующую развивающую предметно пространственную среду и благоприятные условия.
Детское экспериментирование имеет огромное значение для развития любознательности и детской инициативы, поэтому в каждой возвратной группе рекомендуется создать центр экспериментирования под названиями «Любознайка», «Почемучки», «Маленькие исследователи». Для оптимизации процесса развития любознательности дошкольников в процессе их познавательной деятельности важное значение имеет насыщение центра экспериментирования материалами, предметами, которые обеспечат инициирование интереса к познанию, а также активизируют творческую и исследовательскую деятельность детей.
В нашем дошкольном учреждении в старшей и подготовительной группах в центре экспериментирования создан «Чудо сундучок». В «Чудо сундучок» педагог помещает материал для экспериментирования (бумага, воздушный шар, соль, сахар, почва,), а так же карты-схемы, модели с помощью которых ребенок экспериментирует с предложенным материалом (рассматривает, трогает, пробует, мнёт, слушает) выдвигает гипотезы, задаёт вопросы и получат ответы. Таким образом, у ребёнка происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательность, активность мыслительных процессов, любознательность и инициатива.
В процессе занятий по экспериментированию не надо скупиться на похвалу и словесные поощрения. Чаще надо хвалить детей за находчивость и сообразительность. Уверившись, благодаря похвале и поддержки, в своих силах, дети стремятся к знаниям уже не зависимо от похвалы.
Эффективным методом развития любознательности является использование дидактических игр, упражнений, заданий, доступных детям по возрасту, а так же их интересов. «Кто быстрее найдёт», «Кто больше увидит и назовёт», «Угадай по описанию», «Найди лишний предмет», и т.д. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Если рядом ещё изображены сказочные персонажи Буратино и Незнайка, вместе с которыми дети узнают новое. Так же вывешиваем на магнитную доску рисунки животных, растений или плакаты с цифрами, которые всегда вызывают у детей любознательность, интерес и множество вопросов: «Кто это? Что это? А зачем это?.
Главной особенностью данных видов заданий является то, что они должны обладать определенным эффектом новизны и сюрпризности для того, чтобы стимулировать познавательную потребность или познавательный интерес ребенка. Кроме этого, важное значение в развитии любознательности принадлежит взаимодействию со взрослым, умение взрослого предлагать ребенку разнообразную информацию, ставить перед ним проблемные вопросы, влияющие на стимулирование его познавательных интересов.
Одним из средств формирования любознательности у детей является детская литература, она воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства, помогает правильно воспринимать окружающий мир. Книга даёт детям представления об необычных взаимодействиях человека и окружающего мира. Поэтому в группах для детей дошкольного возраста представлены в большом количестве различные детские познавательные энциклопедии, которые помогают детям получить ответы на свои «Что?, Зачем? и Почему?».
Еще одним важным условием развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста, которое целесообразно отметить, является повышение профессиональной компетентности педагогов. Практика работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что представления у педагогов о любознательности как личностном качестве, представление о ее природе, системном характере, структурных компонентах, являются сформированными недостаточно. Это препятствует организации целенаправленной систематической работы по развитию любознательности, в которой будут решаться задачи по формированию всех структурных компонентов любознательности, будут создаваться условия для развития любознательности в разных видах деятельности.
Как проявляется любознательность у детей дошкольного возраста:
продуктивность любознательности у детей дошкольного возраста проявляется в количестве задаваемых вопросов, их качестве, способности выдвигать предположения;
на уровне речи развитие любознательности проявляется в том, насколько ребенок способен грамматически правильно выстраивать вопросы, выразительно, аргументировано выражать свою точку зрения.
познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить ответить на возникший вопрос.
Если познавательная потребность у ребенка заглушена неправильным воспитанием, то интереса к учебе у него не возникет.
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что развитие любознательности детей дошкольного возраста необходимо организовывать с учетом рядя условий: обогащение предметно-развивающей среды, организация систематической поисковой деятельности, формирование положительного отношения к деятельности, повышение компетентности педагогов в развитии любознательности детей.

Несколько советов по развитию любознательности ребенка

нужно внимательно относиться к детским вопросам, не запрещайте их задавать;
старайтесь давать ответы краткие и доступные пониманию ребенка;
научите его играть в шашки и шахматы и вместе играйте с ребенком;
устраивайте чаще конкурсы, викторины, минуты загадок и отгадок.
ходите в походы на природу;
вместе мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги;
не ругайте детей за экспериментирование;
читайте детям литературу, беседуйте по содержанию.

Используемая литература:
Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. — М., 2005. — 448с. 
Купарадзе, Н. Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста М., 2011. — 121 с.
Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:. – М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944стр.
Танхаева Е. Р. Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. -2017. — №3. — С. 596-599.
Толковый словарь Ушакова Д.Н., 2016.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector