Одаренные дети.

Автор: Малых Ирина Юрьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: СП «Детский сад «Мишутка»» МБОУ «Никольская СОШ»

Населенный пункт: с. Никольск, Архангельская область

Тема: Одаренные дети.

Опубликовано: 29.03.2017 21:13

Получить свидетельство      Скачать материал


Оглавление

TOC o «1-3» h z u HYPERLINK l «_Toc166649978» Введение PAGEREF _Toc166649978 h 3
HYPERLINK l «_Toc166649979» § 1. Эмоциональные реакции и состояния PAGEREF _Toc166649979 h 4
HYPERLINK l «_Toc166649980» § 2. Одаренный ребенок. Какой он? PAGEREF _Toc166649980 h 8
HYPERLINK l «_Toc166649981» § 3. Проблемы одаренного ребенка в семье PAGEREF _Toc166649981 h 11
HYPERLINK l «_Toc166649982» § 4. Проблемы и взаимоотношения с учителями PAGEREF _Toc166649982 h 18
HYPERLINK l «_Toc166649983» § 5. Отношения со сверстниками и с самим собой PAGEREF _Toc166649983 h 25
HYPERLINK l «_Toc166649984» Заключение PAGEREF _Toc166649984 h 30
HYPERLINK l «_Toc166649985» Список литературы PAGEREF _Toc166649985 h 32
HYPERLINK l «_Toc166649986» Приложение PAGEREF _Toc166649986 h 33

_x000C_Введение

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать окружающую действительность и адекватно реагировать на нее. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни детей, придавая им особую окраску и выразительность.
Для практикующего психолога поведение ребенка, уровень развития его эмоциональной сферы являются важными показателями для понимания мира маленького человека и свидетельствуют о его психологическом состоянии, о благополучии и возможных перспективах развития.
Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Гармоничным мы можем назвать такое взаимодействие человека с окружающей жизненной средой, при котором сохраняются его здоровье, способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личностного развития.
Данная работа посвящена профилактике эмоциональных срывов у одаренных детей, ведь одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Эти дети все воспринимают и на все реагируют. Их нормальный эгоцентризм приводит и к тому, что они относят все происходящее на свой счет.
В данной работе я попытаюсь кратко рассказать об эмоциональных реакциях и состояниях, о психологических особенностях одаренных детей, проблеме их взаимоотношений с родителями, учителями и сверстниками, а также остановится на той работе, которую следует проводить, чтобы не допустить эмоциональных срывов у этих детей.
_x000C_§ 1. Эмоциональные реакции и состояния

Основной формой осознания человеком собственной индивидуальности являются его эмоциональные состояния. Эмоциональная реакция – это безошибочный индикатор, который указывает на истинное отношение человека к происходящему – в том числе и к собственным мыслям и поступкам.
Проблема эмоций является в психологии одной из самых сложных; недаром в различных определениях эмоций подчеркивается прежде всего их сложность. Переживаемая человеком эмоция непосредственно указывает ему на то, что ему нравится, а что не нравится, что для него хорошо, а что плохо, что его притягивает, а что отталкивает.
В некоторых современных теориях эмоция рассматривается не только как оценка, но и как своеобразный тип знания. Один из сторонников этой точки зрения Р.Бак, цитируя высказывание Гегеля «Все, что реально, рационально», утверждает, что на самом деле все, что реально,- эмоционально. Это означает, что человек сначала ощущает эмоцию (т.е. эмоционально оценивает события и явления) и лишь затем обдумывает их (т.е. осуществляет рациональную проработку). Р.Бак говорит о том, что все, что человек воспринимает, проходит у него через так называемые «эмоциональные фильтры», которые приписывают событию то или иное значение для человека. Фактически это означает, что»беспристрастного» восприятия не существует; все, что человек воспринимает, так или иначе окрашено для него эмоциями.
В жизни человека эмоции играют огромную роль; поэтому по аналогии с понятием «социальная компетентность (способность эффективно взаимодействовать с другими людьми) предлагается понятие «эмоциональная компетентность» (способность эффективно действовать с собственными чувствами и желаниями). Социальная и эмоциональная компетентность тесно связаны друг с другом: способность осознавать свои чувства и желания и управлять ими усиливает способность действовать вместе с людьми.
Эмоция представляет собой механизм адаптации. Это обусловлено тем, что эмоции самым тесным образом связаны с потребностями. Потребность – это нужда в чем-то необходимом для жизни; эта нужда отражается в определенных состояниях организма, и эмоция указывает человеку на эти состояния. Кроме того, эмоции указывают человеку, соответствуют ли его собственные действия и те воздействия, которые на него оказываются, его собственным потребностям. Если они им соответствуют- возникают положительные эмоции; если же нет – отрицательные. Таким образом, эмоции помогают наиболее эффективным образом адаптироваться к своему окружению.
С адаптивной функцией эмоций тесно связана их побуждающая функция. Эмоции побуждают человека к действию. К.Изард считает, что эмоции представляют собой основную мотивационную систему человека. Многие авторы считают, что мотивы – это ни что иное, как эмоции, ориентирующие действия человека в определенном направлении; «мотивация- это эмоция плюс направленность действия» (Рейковский).
К.Изард указывает, что эмоции являются не только основной мотивирующей системой, но и теми личностными процессами, которые придают смысл и значение человеческому существованию. При этом эмоции самым тесным образом связаны с самой сутью человеческой личности. «Когда мы растем, наша жизнь постоянно подвергается изменениям. Само человеческое развитие характеризуется рядом драматических изменений: от новорожденного к младенцу, от младенца – к ребенку, от ребенка к подростку, от подростка – к взрослому, от молодого взрослого – к зрелому и пожилому. Но во всех этих изменениях сохраняется центральное ядро нашего «Я», которое неизменно. Это ядро эмоционально по своей природе», — говорит Изард.
Интересно отметить, что разные по содержанию эмоции вызывают различные изменения в деятельности внутренних органов .Так, при переживании чувства радости напряжение мускулатуры желудка повышается, а при неприятных переживаниях – снижается. При переживании гнева кровяное давление повышается, а при переживании чувства бессилия – понижается. Физиологические изменения, наступающие в результате эмоциональных переживаний, затрагивают практически все системы организма.
Наиболее значительным событием последних лет в области физиологии эмоций стало открытие Дж.Леду относительно роли миндалевидного ядра в эмоциональных процессах. Он обнаружил, что существует путь, напрямую соединяющий таламус с миндалевидным ядром. Благодаря этому пути миндалевидное ядро успевает получить часть сигналов от органов чувств и начать реагировать еще до того, как эти сигналы обработаны корой больших полушарий. Это означает, что миндалевидное ядро, которое определяет наши эмоциональные реакции, не зависит полностью от коры больших полушарий. Эмоция возникает быстрее, чем разумное сознание.
Таким образом, можно сказать, что эмоции связаны с потребностями человека, помогают адаптироваться к окружению, оценивают происходящее и побуждают человека к действию. В эмоциях представлено целостное отношение человека к миру, они тесно связаны с центральными личностными образованиями и самосознанием человека, представляют собой его основную мотивационную систему. Эмоциональность признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект.
Все это дает нам основания утверждать, что эмоциональные реакции и эмоциональные состояния человека являются одной из основных форм осознания им собственной индивидуальности.
Проблемы эмоционального развития в течение ряда лет являлись объектом пристального внимания со стороны многих специалистов. Одновременно с этим приходится констатировать, что эмоциональные аспекты развития личности все еще не нашли должного отражения в учебных программах.
Особое сожаление вызывает факт недооценки этой стороны развития в отношении одаренных дошкольников. Чрезвычайная чувствительность таких детей к окружающей среде, обостренное восприятие своих достижений и неудач, наличие динамической связи между эмоциональным настроем, способностью к саморегулированию и школьной успеваемостью говорят о том, что эмоциональное развитие должно стать предметом пристального внимания при обучении одаренных детей.
Что же подразумевается под эмоциональным развитием и каковы его основные цели?
Среди целей можно выделить три, которые представляются наиболее важными.
1. Обеспечение развития адекватной Я-концепции и самоуважения.
2.Развитие способности чуткого отношения к людям.
3. Формирование навыков обучения и социального взаимодействия.

_x000C_§ 2. Одаренный ребенок. Какой он?

Какого ребенка можно считать одаренным? На этот вопрос существуют различные ответы. Одни исследователи выделяют как признак одаренности высокие интеллектуальные способности, другие – раннее проявление познавательной активности и любознательности, третьи – выраженную критичность мышления, нонконформизм. Однако их объединяет одно – одаренный ребенок не такой, как все.
Что же такое «одаренность» и как она проявляется ?
Одной из наиболее целостных концепций одаренности в мировой психологии является теория трех колец Дж.Рензулли. Концепция описывает одаренность как взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, высокой увлеченности выполняемой задачей и высокого уровня креативности.
Структура одаренности. Модель Дж. Рензулли.

1 – интеллектуальный компонент (уровень развития процессов внимания, памяти, мышления);
2 – креативность, или творческость (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность);
3 – мотивационный компонент (познавательная и исследовательская активность).
Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает нам качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок.
Во время сензитивных периодов все дети жадно «вбирают» в себя все, что поступает извне, при этом одаренный ребенок особенно не терпит ограничений в своих исследованиях. Если функция интеллекта, по мнению Пиаже, — это обработка информации по аналогии с переработкой пищи, то мозг одаренных детей отличается завидным «аппетитом». Уже в раннем возрасте они прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы.
Большинство ученых считают, что наиболее часто встречающееся проявление одаренности – ранняя речь. Ребенок с легкостью пополняет словарный запас, который и так достаточно велик, но не отличается смысловой вычурностью. Некоторые дети весьма удачно, к месту вставляют во взрослый разговор услышанную ранее фразу.
Незаурядные способности также характеризуются отличной памятью, ненасытной любознательностью и высокой степенью концентрации внимания. Отсюда способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать полученные знания. Еще один редкий дар талантливых детей – это способность воспринимать связи и отношения между явлениями. Они видят неожиданные нестандартные связи. Нередко это становится основой творчества. Спустя много лет у таких людей сохраняется элемент игры, изобретательность и творческий подход к работе и вообще в жизни.
Любимое увлечение способных детей – коллекционирование. Многие дети младшего и среднего школьного возраста с удовольствием собирают красочные открытки всевозможных жанров, любят перебирать их и демонстрировать значимому взрослому свою «коллекцию». Таким образом, склонность к обобщениям, систематизации, поиск критериев для классификации привлекают их уже в раннем возрасте.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Трудности вообще не заставляют их отключаться. Они терпеть не могут, когда психолог или педагог навязывает готовый ответ, готовое решение задачи. Даже малыш, рисующий кошку ( что не так просто для трехлетнего ребенка!), настойчиво стремится выполнить рисунок самостоятельно. Одаренные малыши постоянно пытаются решать задачи, которые им не по зубам.
Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания, высокая степень погруженности в задачу. Выдающееся свойство, часто отмечаемое у одаренных детей,- это громадное упорство в области их интересов. Казалось бы, обиделся и бросил дело… Ничего подобного – с точностью до наоборот. Следствием такой высокой увлеченности делом может стать чрезмерное стремление доводить все до полного совершенства.
Откуда такая требовательная необходимость преуспеть? Возможно, когда ребенок демонстрирует выдающиеся способности, окружающие взрослые уделяют ему больше внимания? Ребенок усваивает, что преуспеть – значит привлечь к себе родительское внимание.
Поэтому детей обязательно нужно поощрять за старания, даже если результат далек от идеала. Иначе с раннего возраста дети будут отлынивать от трудностей, занимаясь лишь тем, в чем преуспевают. Способность воспринимать тонкие качественные различия – врожденное свойство, вариант эстетической базовой потребности, а стремление достичь совершенства – приобретенное свойство с весьма неясными для ребенка последствиями.

_x000C_§ 3. Проблемы одаренного ребенка в семье

Творчески одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, не преемлющей отклонений от средней нормы. Такой ребенок нуждается в понимании и поддержке значимых людей, прежде всего родителей. «Родители – важнейший элемент в системе воспитания одаренности у детей. Однако сила родителей не столько в том, что они дают ребенку еще до рождения (гены), сколько в том, что они способны дать ему после рождения». Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям одаренных дочерей, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто навязывает им пассивные модели поведения. Замечено, что, когда отцы проявляют больше «женских» экспрессивных свойств, а матери больше «мужского» инструментализма, дети противоположного пола бывают более развиты в творческом отношении.
Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать приятное родителям, которое тесно связано и с другим желанием – быть на родителей похожим. Как ребенок узнает о том, что приятно родителям? Он замечает и запоминает все события, которые вызывают довольную улыбку, одобрительный кивок головы, особый свет в глазах или горделивую нотку в голосе мамы или папы. Этот процесс начинается очень рано и весьма силен. Ребенок усваивает, что преуспеть, стать лучшим – это способ заслужить максимум положительного родительского внимания. Но родители могут и усилить отрицательные чувства в ребенке, например, такими в общем доброжелательными замечаниями, как «Это хорошо, но ты ведь можешь и лучше» или «А больше тебя набрал кто-нибудь баллов?» Если ожидания взрослых слишком велики, а ребенку трудно все время соответствовать им, он будет воспринимать себя как неудачника в глазах родителей и своих собственных. А ведь именно родители несут наибольшую ответственность за формирование эмоциональной сферы.
Контактируя с родителями одаренных детей, педагоги нередко сталкиваются со следующими обстоятельствами:
1. Родители склонны строить не всегда верные гипотезы относительно возможного поведения своего ребенка, исходя из его высоких способностей.
2. Родители часто ожидают от своих детей слишком многого. Например, они склонны считать, что социальные способности одаренного ребенка могут быть такими же высокими, как и умственные.
3. Родители зачастую не способны найти нужный подход к ребенку. По сути дела, многие родители просто плохо справляются со своей ролью. Они часто обращаются к детям, как ко взрослым, забывая о том, что это далеко не всегда наилучший путь достичь взаимопонимания.
4. Часто родители перегружают своих одаренных детей. Неординарные умственные способности детей иногда вводят родителей в заблуждение, и они, теряя чувство меры, начинают форсировать развитие этих способностей. Нельзя лишать ребенка игр, заменяя их занятиями музыкой, танцами или спортом.
5. Некоторые родители смотрят на своих одаренных детей как на средство достижения собственных притязаний или компенсации нереализованных стремлений. Некоторые из этих родителей весьма слабо представляют себе особенности развития психики ребенка.
6. Многие родители часто отводят одаренному ребенку роль «кумира семьи», что отрицательно сказывается как на самом ребенке, так и на его братьях и сестрах.
7. В некоторых семьях принято посвящать одаренных детей во все семейные конфликты, что отрицательно сказывается на их эмоциональном развитии.
Родителям и учителям очень трудно понять, что большинство одаренных детей имеют негативную Я-концепцию. В какой-то мере это следствие перфекционизма, характерного для многих одаренных детей. Почему они предъявляют к себе столь высокие требования? Как они воспринимают требования или ожидания родителей? Неосуществленные амбиции и надежды родителей- не проецируются ли они вольно или невольно на детей? И родители и учителя должны избегать создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача–вещь нормальная, случающаяся со всеми.
Развитие позитивной Я-концепции является важнейшим условием полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка. Взрослые обязаны помочь детям в развитии позитивного представления о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к высказываниям с их стороны и поощрения их деятельности.
Трудно переоценить влияние родителей на построение Я-концепции ребенка. Самый важный дар, который родители могут развить в ребенке,-здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью.
В течение нескольких лет горизонты ребенка расширяются по мере того, как его занятия и круг знакомств выходят за рамки семьи – во двор, в ясли или в детский сад. Автономия ребенка впрямую сталкивается с автономией окружающих, а социальное развитие становится важной фазой взросления. Одаренный ребенок, как правило, преуспевает в языковом развитии и даже в столь раннем возрасте значительно опережает сверстников. Уже теперь не лишне с ним поговорить о том, какими разными бывают люди и как важно быть терпеливым в совместной жизни и в совместных играх. Развитые дети тяготеют к детям старшего возраста и ко взрослым, так как сверстники не поспевают за их развитием. Но чтобы восприятие вашего ребенка не было искажено сознанием собственного отличия, следует все же поощрять его общение со сверстниками, также наделенными определенными способностями. Многие одаренные дети проявляют удивительную степень самодостаточности и с очень раннего возраста могут занимать и развлекать себя самостоятельно. Не следует оказывать на них постоянного давления с тем, чтобы они играли с товарищами, но возможность такую им надо предоставлять: для них это шанс научиться радоваться успехам других. В первый год жизни, по Эриксону, формируется базовое доверие к миру. Ребенок понимает: «Здесь есть для меня место». Психосоциальное развитие 3-4 летних детей Эриксон описывает как период осознания своего Я, где личностное сохраняет стабильность во времени. В своих родителях и окружении ребенок видит себя как в зеркале – разглядывает детали собственного образа. В дошкольном возрасте он уже может испытывать чувство вины. Ответственность за свои поступки и сознание собственной возможности влиять на окружающий мир обычно укрепляют в ребенке удовлетворенность и уверенность в своих силах. Родителям следует быть осторожнее: опасно усиливать чувство вины сверх меры, а тем более без необходимости. Вероятно, это самое болезненное человеческое чувство, а принятие ответственности на себя – его основная составляющая. Родители совершают ошибку, используя это чувство как инструмент контроля за поведением ребенка, когда стыдят его или возлагают на него ответственность за непреемлемый поступок.
Часто родители одаренных детей питают неоправданно большие надежды на то, что в социальном и эмоциональном развитии их ребенок достигнет тех же высот, что и в интеллектуальном. Сообщая словом, взглядом или действием свое недовольство ребенку, когда тот никоим образом не может оправдать такие ожидания, родители усиливают в нем чувство вины, которому и так подвержен чрезвычайно восприимчивый одаренный дошкольник. Ребенку и в голову не приходит усомниться в высоких целях, которые ставят перед ним самые могущественные в мире люди – его родители. Если его поведение не отвечает ожиданиям родителей, он начинает чувствовать себя неудачником.
Добрая похвала за социальные достижения – терпение, доброту, щедрость – и понимание ошибок и неудач помогут ему избавиться от отрицательного самовосприятия, которое на удивление сильно в одаренных детях школьного возраста.
Говоря о своих детских впечатлениях, одаренные подростки и взрослые отмечают, что родители воспринимали их как вундеркиндов, не пытаясь увидеть в них личность. При этом срабатывают защитные механизмы – подросток эмоционально дистанцируется от матери, если последняя с навязчивостью маньяка твердит о его выдающихся способностях.
В первые месяцы после того, как ребенок пошел в школу, родителям надо быть особенно внимательными к любым намекам на то, что ребенок сталкивается с неприятием со стороны учителей или одноклассников. В такой момент полезно поговорить с ребенком о разнообразии качеств, ценимых в человеке, и о том, что люди не всегда способны заметить в других то, что заслуживает внимания.
Предприимчивость и упорство в детях развиваются с освоением новых высот, причем успехи эти должны быть отмечены теми, кто играет важную роль в жизни ребенка. Ничто не может заменить родительской поддержки и поощрения в этот часто трудный для ребенка период перехода из домашней среды в школьную. Одаренные дети особенно нуждаются в развитии самостоятельности, самодисциплины и самоуправления в учебе, поскольку школа зачастую не удовлетворяет их запросы и им приходится заботится о себе самим.
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
1. Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.
2. Понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих.
3. Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
4. Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.
5. Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
6. Умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас и социоэкономических и образовательных уровней.
Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
1. Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном и интеллектуальном плане.
2. Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом. Они закрывают тему, когда ребенку становится скучно или непонятно. Они не поддаются искушению рассказать о предмете все, что знают сами, когда ребенку нужен ответ лишь на его вопрос.
3. Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу,- даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.
4. Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.
Еще одна сфера, где родителям следует проявлять сдержанность, — это беседы с педагогами, Естественно, многие родители идентифицируют себя с детьми и обычно критику детей принимают в свой адрес. Когда учитель жалуется на плохую учебу или поведение ребенка, родители чувствуют себя мишенью: они отвечают, они виноваты. За этими чувствами следует гнев, а на кого этот гнев будет излит? Чаще всего на ребенка: он становится «козлом отпущения» за неприятные чувства, которые пришлось пережить родителям. Действительно, учитель изложил свое видение проблемы, но у ребенка есть свое, а реальность, вероятно, лежит где-то посередине. Попытка разобраться в проблеме совместными усилиями без лишних эмоций поможет больше, чем скандал или наставление.
Итак, родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения в конечном счете зависят от того, как эта личность разовьется.

_x000C_§ 4. Проблемы и взаимоотношения с учителями

Очень распространено представление о том, что одаренные дети – это те, кто лучше всех учится. Правда, большинство учителей уже не судят о способностях школьников только по успеваемости: суждения типа «очень способный, мог бы отлично учиться, да ленится» часто можно слышать в школе. Но школьников, которые схватывают на лету, быстро соображают, могут блеснуть эрудицией, решить трудную задачу,- таких школьников и только их чаще всего считают одаренными. Возможно, они действительно одаренные. Только какие? И как быть с детьми совсем «другого образца», с теми, кто неважно учиться, но отличается необычностью, непохожестью своего мышления? Имеются в виду дети творческого склада ума. Его признаки нередко выступают в неразрывном единстве с непослушанием, своевольным поведением, с независимостью характера. Одаренные дети, как известно, очень часто представляют для учителя такие нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не только бесполезны, но и даже вредны, опасны и для ребенка, и для самого учителя. Одной из причин возникновения подобных ситуаций является то, что вследствие своей продвинутости, например, в интеллектуальном развитии, одаренные дети ( а по большому счету и любые другие дети), осознанно или неосознанно требуют к себе отношения как к полноправному субъекту учебной деятельности, общения и т.д. Между тем один из наиболее распространенных стереотипов учительского сознания в том-то и заключается, что ученик исходно рассматривается как обьект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса.
Поэтому для специалистов, работающих с одаренными детьми, чрезвычайно важно пройти психотренинговые формы подготовки, которые специально ориентированы на развитие таких «субъект-субъектных» способов восприятия, мышления, общения и поведения, которые опирались бы на своеобразие и индивидуально-психологические особенности обучения и развития одаренных детей. В настоящее время в рамках президентской программы «Дети России» разработана программа «Развитие творческого потенциала личности школьника».
О творческих проявлениях растущего человека все говорят как о чем-то ценном, но сильно выраженное творческое начало и связанное с ним своеобразие личности ребенка мало кто из учителей в своих учениках терпит, и уж совсем мало таких, кто это в своих учениках воспитывает. Творческую одаренность измерить намного труднее, потому что она проявляется в том новом, необычном, оригинальном, что человек вносит в самые разные виды деятельности и области жизни.
Для того чтобы развивать творческую одаренность, необходимо развивать творческий потенциал – нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека.
Огромное количество изменений, происходящих в жизни современного общества, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Человек вынужден реагировать на происходящие все время в обществе изменения, но часто он бывает не готов к ним. Для того чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен уметь меняться в изменяющемся мире, сохраняя, однако, свою неповторимость, уникальность независимо от обстоятельств. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал; ведь проявление своей собственной уникальности – это и есть проявление творческости.
Самому человеку его уникальность дана главным образом в его эмоциональных переживаниях; именно эмоция безошибочно указывает на индивидуальное отношение человека к происходящему. Одни и те же события вызывают у разных людей разные чувства. Поэтому, когда человек старается понимать свои эмоции ( т.е. свою истинную реакцию на то или иное событие) именно через них он начинает выражать свою неповторимость и обретать свою целостность.
Известно, что знания усваиваются лучше, когда ребенок личностно включен в этот процесс. Но что означает эта личностная включенность? Ведь ребенок все время включен в процесс образования: он запоминает, думает, отвечает, т.е. он постоянно включен интеллектуально: не включенной остается его эмоциональность. Лишь тогда, когда ребенок эмоционально реагирует на происходящее и привлекает свой не только интеллектуальный, а и жизненный опыт, можно говорить о его личностной включенности. При работе по развитию творческого потенциала усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать детям широкий веер возможных эмоциональных реакций и состояний; с другой стороны- обучить детей средствам эмоционального самовыражения; и с третьей стороны – оказать безусловную поддержку этим эмоциональным реакциям и состояниям, и тем самым показать безусловную самоценность каждой личности. В результате дети приходят к осознанию собственной индивидуальности и ее отличия от индивидуальности других людей.
В любой ситуации у ребенка имеется выбор: продемонстрировать свою собственную эмоциональную реакцию или социально одобряемую реакцию, которые могут совпадать, а могут и не совпадать. Поддержка только социально одобряемых реакций и отвержение собственных реакций ребенка, если они не являются социально одобряемыми блокирует эмоциональное самовыражение ребенка, а тем самым блокирует и его творческие проявления. Напротив, поддержка всех эмоциональных реакций обеспечивает полноту эмоционального самовыражения и создает условия для творческих проявлений.
Итак, необходимо поддерживать все эмоциональные проявления детей. Именно поэтому одним из существенных психологических условий развития творческого потенциала специалисты считают соблюдение принципов гуманистической психологии: безоценочность, принятие других, безопасность, поддержка.
Реализация принципов гуманистической психологии осуществляется посредством соблюдения следующих положений:
1) Восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребенка:
а/ позитивно подкреплять все ответы ученика;
б/ использовать ошибку как возможность нового взгляда на что-то привычное;
в/ максимально адаптироваться ко всем высказываниям детей.
2) Создать климат взаимного доверия.
3) Обеспечить независимость в выборе и принятии решений, с возможностью контролировать собственное продвижение.
При обучении детей способам эмоционального самовыражения необходимо создавать такие условия, в которых дети используют такие способы, которыми они никогда не пользовались.
С этой целью детей обучают инвентаризации средств самовыражения – как вербальных, так и невербальных. И здесь можно было просто пойти по линии расширения репертуара эмоционального реагирования, поскольку очень часто явно или неявно подразумевается, что чем больше дети будут чего-то знать, тем лучше. Однако – «от много знания- много печали», так как простое расширение репертуара средств самовыражения без их соотнесенности с внутренним эмоциональным переживанием приведет лишь к углублению конфликта между эмоциональным состоянием и формами его выражения.
Поэтому при обучении детей способам эмоционального самовыражения очень важно использовать ошибку как возможность нового взгляда на что-то привычное – предоставить им «право на ошибку». В области эмоций это означает, что ошибок не существует вообще. Одобряется все, что бы ни делал ребенок, поскольку в этой области «ошибка» (т.е. несовпадение с конвенциональной нормой) представляет собой всего лишь еще одну возможность по иному посмотреть на ситуацию, и эта возможность совершенно равноправна со всеми остальными. В данном случае обучение заключается в том, чтобы научиться доверять собственным чувствам: правильно то, как ты это чувствуешь.
Для обучения детей средствам эмоционального самовыражения необходимо использовать различный материал: литературные произведения,

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector