Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников.

Автор: Макушина Юлия Павловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ №15

Населенный пункт: г. Кемерово, Кемеровская область

Тема: Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников.

Опубликовано: 30.03.2017 18:14

Получить свидетельство      Скачать материал


«Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников»
1. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
2. Пальчиковая гимнастика, её место и значение в режиме дня ДОУ 3.Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр

1. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука — это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант.) Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: » он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…».
Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям и педагогам. Очень важной частью являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание
на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Пальчиковые игры — это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:
– застёгивание и расстегивание пуговиц;
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание колец на тесьму;
– игры с мозаикой;
– сортировка мозаики по ячейкам;
– игры с конструктором;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
Также это могут быть различные упражнения по лепке, изобразительной деятельности, игры с бумагой.
Виды пальчиковых игр, их особенности и результативность
Пальчиковую гимнастику можно разделить за 2 вида:
• Гимнастика, сопровождающая стишками или песенками;
• Гимнастика, сопровождающаяся движениями других частей тела.
Существует много примеров фольклорной пальчиковой гимнастики, когда стишки, сопровождающие движения пальцев, передаются от бабушек к внукам и используются для игр несколькими поколениями.

Проводя пальчиковую гимнастику, следует помнить о том, что должны быть задействованы все пальцы. Для детей до 2 лет лучше, если сначала будет разрабатываться одна рука, а потом вторая, потому что одновременно следить за двумя руками такой ребенок не сможет. При проведении упражнений следует сжимать и разжимать, растягивать, поглаживать и расслаблять пальчики ребенка, просить его повторять движения ваших рук
Пальчиковая гимнастика для детей до года
Если ребенку еще не исполнилось года, то, скорее всего, он не будет повторять за вами движения гимнастики, поэтому это вы можете сделать вместо него, разгибая и загибая пальцы и проговаривая при этом стихотворения.
Пальчиковая гимнастика для детей двух-трех лет
Отличным примером игры для развития моторики пальцев является складывание из конструктора зданий, сооружений и даже простых фигур. Эта игра – это не только гимнастика для пальцев, но и отличный способ улучшить и задействовать воображение ребенка.
Многие родители замечают, какое пристальное внимание их дети обращают на коробки со спичками. Можно приобрести специальные детские деревянные палочки и показать, как из них можно строить, например, как мы в детстве строили четырехугольные высокие колодцы, ставя спички на спички.
Пальчиковая гимнастика для малышей 3-ех и 4-ех лет может проводиться за столом, когда взрослый показывает движения и говорит сопровождающие слова или стихи, а ребенок повторяет его действия.
Пальчиковая гимнастика для малышей – это прекрасная возможность улучшить развитие речи ребенка и хорошо поводить с ним время в приятном и полезном общении.

2. Пальчиковая гимнастика, её место и значение в режиме дня ДОУ

Важность развития ручной моторики у детей обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Формирование движений происходит при участии речи. Исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи у ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Это обусловлено, прежде всего, анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, обеспечивающих произвольные движения руки, вызывает активизацию, созревание речевых зон.
Развитие тонкой ручной моторики в дошкольном возрасте обеспечивает и готовность руки ребенка к овладению письмом. Поэтому необходимым является выполнение упражнений для развития тонкой и крупной моторики руки с самого раннего возраста.
Упражнения пальчиковой и ручной гимнастики выполняются в определенной системе, которая предусматривает на каждом этапе воспитательской и логопедической работы освоение все более сложных движений ручной моторики, способствующих становлению соответствующих речевых навыков. Так, на этапе работы над гласными звуками необходимо дать возможность ребенку почувствовать кисти рук свободными и сильными, ловкими и умелыми. Предложенные на этом этапе упражнения для рук помогут последовательно добиться активности кистей рук при сжимании и разжимании, а затем при выполнении более сложных имитационных ритмических движений с участием всей руки. На этапе работы над свистящими и шипящими звуками основное внимание должно быть уделено дифференцированным движениям пальцев, которые являются проекцией активного кончика языка. При дифференциации звуков предлагаются пальчиковые упражнения повышенной координационной трудности. Ребенок учится согласовывать одновременные точные движения обеих рук и сочетать их с произнесением сложных по интонации стихотворений. Самое главное при выполнении пальчиковой гимнастики – это согласование ритма движений со стихотворным ритмом. Чем младше ребенок, тем темп движений должен быть более медленным (примерно соответствовать логическим ударениям во фразе), чем старше ребенок, тем более быстрым (ориентировочно соответствовать слогу).
Сначала пальчиковую гимнастику выполняют не спеша. Если ребенок затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно, можно взять его руку в свою и действовать совместно. Далее, когда навык закрепится, ребенок без труда будет выполнять все упражнения самостоятельно.
Гимнастика пальчиковая ежедневно, проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами). Пальчиковую гимнастику рекомендуется проводить на каждом занятии по развитию речи. В качестве игры пальчиковую гимнастику можно выполнять в течение дня.
Можно использовать такие виды массажа и упражнений для пальчиков рук.
1. Массаж кончиков пальцев рук:

Большой пальчик сливы трясет,
Второй их собирает,
Третий их домой несет,
Четвертый высыпает.
Самый маленький – шалун
Все, все, все съедает. (Массировать пальчики на одной, потом на другой руке)
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик толстячок.
Получился кулачок. (Массировать пальчики, начиная с мизинца, загибая их в кулачок)

2. Упражнения для пальчиков

Рыбки
Рыбки плавают, резвятся (шевелить пальцами)
В чистой свеженькой воде. (сжимать и разжимать пальцы)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. (повертеть руками одна вокруг другой)
Две сестрицы
Две сестрицы – две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг друга моют:
Месят тесто две руки –
Левая и правая,
Воду моря и реки загребают, плавая. (делать руками движения, имитирующие эти процессы)
Ежик
Бежит ежик по дорожке, (попеременно пальчиками стучать по столу)
Лапки стучат,
Иглы шуршат. (потереть ладошкой о ладошку)
Тише, тише. (все пальцы стоят на столе, погрозить 2-м)
Бежит мышь («покачать хвостиком» — 5-м пальцем)
Ежик мышку хап – и съел. (ударить ладошками по столу)
Побежал опять и лег спать. (попеременно пальчиками стучать)

3. Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр
1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2—З раза.
10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разовраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector