Цветы — царство Природы.

Автор: Музафарова Зулфира Сайдулаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ Д/с № 52

Населенный пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан

Тема: Цветы — царство Природы.

Опубликовано: 31.03.2017 09:58

Получить свидетельство      Скачать материал


Ход занятия
• Загадки о цветах
• Сказка о том как появились цветы на земле.
• Игра-моделирование «Рождение цветка»
• Пальчиковая гимнастика
• Работа со схемой роста и развития растения (цветка)
• Письмо матушки Природы
• Игра «Что где растет?»
• Игра «Скорая помощь».

Цели занятия
• Развивать умение детей по словесному описанию воспитателя определить название цветка.
• Воспитывать чувство красоты и умение видеть и понимать красоту окружающего мира.
• Развивать образное мышление, способность языком символов передавать – моделировать природное явление – рождение цветка, воспитывать чувство сопричастности к окружающему миру. Через музыку вывести детей на размышление о цветках. Ознакомить со строением цветка и ролью каждой части в его жизни.
• Воспитывать эстетические чувства. Научить красиво выполнять движения пальцев рук. Развивать мелкую моторику.
• Формировать у детей первые представления о существующих в мире взаимосвязях.
• Подвести к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Воспитывать культурно-экологическое сознание, нравственное отношение к миру. Напомнить детям об их главной обязанности на Земле – сохранять гармонию и красоту.
• Закреплять умение детей классифицировать растения (цветы) по месту произрастания.
• Воспитывать заботливое отношение к растениям. Желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Материалы
• Набор иллюстраций цветков.
• Яркие цветные перчатки для детей
• Схема роста и развития растения (цветка)
• Конверт с письмом и цветком-семицветиком от матушки Природы.
• Диск с записью музыки Э. Грич «Утро. Рождение цветка» из серии «Музыкально-звуковые картины растительного царства».
• Аудио запись голосов лепестков цветка-семицветика.
• Игровые поля – луг, лес, водоем, клумба. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
• Ножницы, палочки, веревочки, губки, таз, лейка и опрыскиватель с водой.

Ход занятия
— Ребята, о чем мы будем говорить сегодня, вы узнаете разгадав следующие загадки:
• Во лугах сестрички – желтый глазок, белые реснички. (ромашки)
• Рос шар бел, дунул ветер – и шар улетел (одуванчик)
• Белые горошки на зеленой ножке (ландыш)
• Он звенит на ветру, в гости зовет нас: «Приди, я спою! (колокольчик)
А как одним словом можно назвать ромашку, одуванчик, ландыш, колокольчик? (цветы)
-Верно цветы!
А какие цветы вы еще знаете? (Розы, маки, тюльпаны, фиалки, гладиолосы, георгины…)
Беседу сопровождать показом иллюстраций цветов
— Молодцы, ребята, как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о цветах.
Послушайте сказку о том как появились цветы на земле.
Возвращался Иван-царевич от бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком.
Бросилась баба- Яга за Иваном-царевичем в вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были – от следов Ивана-царевича, а другие ядовитые – это там, где баба-Яга ступала.
— Трудно представить наш мир без цветов. Ведь цветы это часть растительного мира. А растения – одно из царств природы. Сколько красоты в этом царстве, сколько полезного для человека и других царств природы! Как много легенд, сказок, стихов, картин, песен посвящено этому чудесному царству!
Если человек срывает цветок он лишает его жизни и возможности дарить нам красоту и то добро, которое это царство несет.
Цветок можно сравнить с человеком. Цветок как и человек рождается, растет и тянется вверх к свету и солнцу, раскрывается расцветает, дает плоды.
Растения как человек – живые существа. Они нуждаются в заботе и любви к ним. Как и человеку цветам нужна вода, свет от Солнца, тепло, воздух и питание (удобрение)
Игра – моделирование «Рождение цветка»
— Семечко долго спало в земле, ему было холодно и темно. Когда весной солнышко согрело землю и полил теплый дождь, проклюнулся росток. Он протиснулся на поверхность и потянулся к солнышку. Вскоре росточек превратился в стебелек, и на нем появился бутон. Всем стало понятно, что скоро на свет появится цветок. А тот не торопился, прихорашивался в бутоне набирался сил.
И вот однажды утром, когда первые лучи солнца коснулись бутона, он развернул свои лепестки и подставил их солнышку. Все любовались цветком и говорили: «Какой красивый цветок расцвел!»
Игровое задание: Показать – смоделировать процесс зарождения, роста и распускания цветка.
Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку, дети под сопровождение музыки Э. Грич «Утро. Рождение цветка» (музыкально-звуковой картины растительного царства инсценируют ее, создавая образ цветка.
— Цветы имеют определенное строение. У них есть корень, стебель, листья, цветы.
Корень или луковица находится в земле. Он всасывает из нее воду и питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения.
По стеблю питательные вещества и влага поднимается к листьям и цветам.
Листьями растение поглощает свет, дышит. Все органы нужны растению, поэтому их нельзя повреждать и ухаживать за ними нужно осторожно.
А теперь, ребята, поиграем в пальчиковую игру.
Пальчиковая игра
Наши милые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши милые цветки закрывают лепестки
Ветерок качает, тихо засыпают.
— Итак, вначале прорастает семечко, затем образуются корешок, стебель, листья, цветок.
Но проходит время, цветок отцветает, лепестки опадают и вместо цветка появляется плод-семечко или коробочка с семечками – семенами.
И вот семена готовы к путешествию. Ребята, как вы думаете, каким образом путешествуют семена? Кто им в этом помогает? ( ветер, вода, звери, насекомые, птицы…)
И все повторяется сначала, семечко попадает в почву (землю) прорастает, появляются листья, цветки, затем плоды.
И так происходит всегда, бесконечно. Таким образом, происходит круговорот в природе растений (показать на схеме)
— Ребята, как вы думаете, что произойдет, если однажды цветы исчезнут? (исчезнут навсегда, потому что не будет семян, исчезнут многие насекомые, например, бабочки, жучки, пчелы, шмели и т.д., которые питаются нектаром и опыляют растения, исчезнет мед, лекарства, которыми мы лечимся, исчезнут все остальные растения, потому что некому будет их опылять, а вместе с растениями исчезнут и животные, исчезнет красота, а вместе с ней доброта, и весь мир вообще, потому что все в природе взаимосвязано, все зависит друг от друга.
А что же тогда нужно сделать человеку, чтоб сохранить природу, эту красоту, без которой человек не может жить? (беречь и любить природу, сажать и ухаживать за растениями)
А что значит беречь природу? (не рвать, не ломать и не вытаптывать растения, не разжигать костры, не засорять землю, сажать растения и ухаживать за ними).
Раздается стук в дверь. Почтальон приносит письмо от матушки Природы.
Воспитатель читает:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Я узнала о том, что сегодня у вас занятие о цветах и решила попросить вашей помощи. Многие растения, в том числе и цветы на грани исчезновения или исчезли совсем, как например, альпийские подснежники.
Посылаю вам волшебный цветок цветик-семицветик. Он расскажет вам о том, в чем я нуждаюсь. Отрывайте по одному лепесточку и бросайте по ветру. Пусть они расскажут всем людям как надо беречь природу».
Воспитатель поочередно отрывает лепестки и пускает по ветру «под сопровождение записи голосов каждого лепестка».
1 лепесток – не собирайте больше букеты, цветы быстро завянут и погибнут, ведь даже один цветок может порадовать человека.
2 лепесток – не срывайте цветы с корнями или луковицами – это приведет к исчесзновению растения.
3 лепесток – не вытаптывайте лужайки с цветами.
4 лепесток – не срывайте незнакомые вам растения – они могут оказаться ядовитыми.
5 лепесток – не загрязняйте природу – это ведет к гибели всего живого на земле.
6 лепесток – сажайте цветы и ухаживайте за ними.
7 лепесток – Любите природу! Приумножайте ее богатства.
Продолжим наш разговор о цветах.
Ребята, а где могут расти цветы? ( на поле, на лугу, в горах, в саду, на клумбах, у воды и даже в воде)
Как называются цветы которые растут на поле, на лугу, в горах, в саду..? (полевые, луговые, горные. Садовые…)
Игра «Что где растет?»
Игровая задача: заполнить игровое поле.
Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и достает по одной называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.
— Молодцы ребята, вы справились с заданием. Человек выращивает цветы не только в саду, в парке, в оранжереях, но и у себя дома. Он разводит комнатные растения для красоты.
Каждое из них красиво по-своему: листьями, стебелями, цветами.
Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, если они ухожены, для них созданы хорошие условия – питательная почва, вода, свет, тепло, воздух.
Игра «Скорая помощь»
Ход игры: осмотреть комнатные растения «сделать обход», если есть «больные», оказать им необходимую помощь.
— Ребята, вы сегодня многое узнали о цветах. Мне хотелось бы продолжить наш разговор о цветах на следующих занятиях. Поэтому вам такое задание на дом, вместе с родителями найти рассказы, сказки, стихи, загадки, песни о цветах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector