Метод проектов как средство развития познавательных интересов и познавательных действий дошкольников в различных видах деятельности.

Автор: Протасевич Ирина Владимировна

Должность: Воспитатель

Соавтор: Малышева Инна Викторовна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МБДОУ Раздольнинский детский сад «Кораблик»

Населенный пункт: п. Раздольный, Кемеровская область

Тема: Метод проектов как средство развития познавательных интересов и познавательных действий дошкольников в различных видах деятельности.

Опубликовано: 31.03.2017 16:24

Получить свидетельство      Скачать материал


Метод проектов как средство развития познавательных интересов и познавательных действий дошкольников в различных видах деятельности

И.В. Малышева И.В. Протасевич, МБДОУ Раздольнинский детский сад «Кораблик»

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется тем, что одним из значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития личности. В связи с этим особую актуальность приобретает задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для всестороннего развития личности ребенка, способного реализовать себя в социальном пространстве. В связи с введением в действие нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций, возникла необходимость обновления программно-методического обеспечения дошкольного образования, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников при переходе на новый возрастной этап обучения в школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте определены основные принципы дошкольного образования, одними из которых являются: поддержка детской инициативы в различных видах деятельности и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, что, нацеливает педагога на необходимость использования в педагогической практике инновационных педагогических технологий, форм и методов, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных методов педагогической деятельности является метод проектов. Метод проектов – как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Использованию проектного метода в дошкольном образовании уделяли внимание многие ученые. Так в современных авторских исследованиях Т. К. Смыковская рассматривает метод проектов как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий (как технология формирования информационной компетентности), А. Л. Ховякова — как мотивацию к познанию, Н.Е. Веракса —  как важную сферу познавательной деятельности дошкольников. Мы рассматриваем метод проектов как проектную деятельность, при осуществлении которой получается результат в виде конкретной продукции за небольшой промежуток времени. Кроме того, ФГОС Дошкольного образования нацеливает педагога организовывать современное занятие или ННОД как деятельность, занимательное дело, в котором ребенок является не объектом воздействия, а полноправным субъектом совместной или самостоятельной деятельности, находящимся в образовательной предметно-пространственной среде и проживающим в той или иной деятельности заданную тему. Именно проектная деятельность позволяет каждому ребенку иметь средства для достижения поставленной задачи и получить продукт своей деятельности, что является результатом успешного развития познавательных умений и навыков. В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Проектная деятельность позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Применяя в работе метод проектов, целью нашей педагогической деятельности является: Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности. Достижение цели возможно через решение следующих задач:
— обучать умениям и навыкам исследовательского поиска;
- развивать коммуникативные навыки дошкольников;
- способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и умений.
Новизна опыта нашей работы заключается в формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности через организацию и реализацию проектной деятельности и возможности видеть результат своего труда, что соответствует современной методологии ФГОС к организации образовательного процесса в ДОУ.
Следует отметить, что осуществление проектной деятельности в ДОУ является подготовительной ступенью для дальнейшей реализации метода проектов в школе и способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий:
-коммуникативных — умение слушать, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
-регулятивных — умение удержать задачу на протяжении всего времени выполнения задания, готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор, умение удерживать внимание, умение правильно держать орудия письма и инструменты( ручка, карандаш. Кисть. Лампа, лупа и т.д);
-познавательных УУД — умение применять правила и пользоваться инструкциями, умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого, умение работать по заданному алгоритму, умение узнавать, называть, и определять объекты и явления окружающей действительности;
-личностных УУД — познавательной и социальной мотивации, адекватной самооценки, умение прийти на помощь другу, герою сказки ит.д., способность учитывать чужую точку зрения, воспитание нравственных ориентиров (любовь к близким, к родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому).
В результате реализации проектной деятельности у воспитанников будут сформированы важные интегративные качества, соответствующие целевым ориентирам, как результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования:
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
— достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
— способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
— проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Литература:
• Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов / Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
• Комратова, Н. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников [Текст] /Н. Комратова // Дошкольное воспитание.- 2007.- №1.-39с.
• Михайлова – Свирская, Л.В.Метод проектов в образовательной работе детского сада [Текст]:// Пособие для педагоговДОО / Л.В. Михайлова-свирская.- М.: Просвещение,2014.
• Скоролупова, О.А., Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Технология внедрения ФГОС дошкольного образования. Старший дошкольный возраст [Текст]://Учебно-методическое пособие для педагогов ДОО. Часть I / О.А. Скоролупова – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2015-160 с.
• Смыковская, Т. Метод проектов как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий [Текст] / Т.К. смыковская // Детский сад от А до Я.-2010. -№ 2. -109-116с.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] . –Режимдоступа:http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html свободный. – Загл. с экрана.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector