Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах.

Автор: Недосекова Вера Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ Детский сад №14

Населенный пункт: г. Кисловодск, Ставропольский край

Тема: Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах.

Опубликовано: 31.03.2017 19:50

Получить свидетельство      Скачать материал


«Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасного

Воспитатель МКДОУ
детского сада №14
города – курорта Кисловодска
Недосекова Вера Александровна

поведения на улицах»

Стр.
• Актуальность и важность обучения детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на улицах…………

3

• Психофизиологические особенности поведения ребёнка на дороге…………………………………………………………….

• Основные направления работы и этапы реализации намеченных планов……………………………………………………….

8

10
• Воспитатель – первый учитель безопасного поведения
ребёнка на дороге………………………………………………

10
• Организация работы с родителями……………………………

11
• Результаты работы с детьми, полученные на основе использования материалов опыта работы…………………………….

12
• Проектирование дальнейшей работы по теме опыта…………

14
• Библиография………………………………………………… …

17

Только то в человеке прочно и надёжно, что
всосалось в природу его, в его первую пору жизни.
Ян Коменский

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану их жизни и здоровья.
Лозунг «Берегите ребёнка», под которым Екатерина II в 1764 г. издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребёнка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций страны, особенно для воспитателей и учителей общеобразовательных учреждений.
Закон РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый в 10.12.95 г., закрепил основные принципы и необходимую сферу регламентации безопасности дорожного движения, определили права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрел основные требования по подготовке водителей.
«Положение об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах» включается в соответствующие государственные стандарты (Приказ Министерства образования и науки России № 655 от 23.11. 2009 года «0б утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и приложение к нему «Федеральные государственные требования к структуре образовательной программы»).
С развитием техники в нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребёнок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребёнку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Только за пять лет – с 2000 г. по 2005 г. – в России произошло около 800 тыс. ДТП. В них погибли 145 тыс. и получили ранения 900 тыс. человек.
Каждый девятый (10,9%) из всех пострадавших в ДТП – ребёнок в возрасте до 16 лет, а погибших детей за пять последних лет было 8 582 человека.
«Ситуацию, когда Россия теряет без малого 40 тыс. своих граждан, из них 2 тыс. детей ежегодно, иначе, чем национальное бедствие, оценивать нельзя», — отметил в докладе «Совершенствование государственной системы управления безопасностью дорожного движения в РФ» заместитель Министра транспорта РФ Л.П.Насонов на научно-практической конференции по обеспечению безопасности дорожного движения.
Актуальность выбранной мной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Новизна: система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.
Мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовали анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 85% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 74% родителей сами регулярно нарушают эти правила.
Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Хотя далеко не все родители представляют чему учить ребенка в определенном возрасте.
Мамы и папы не скрывают, что дома этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно – печатных игр, детской художественной литературы по дорожной тематике. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.
Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике.

критерии
группы
Культура поведения
Знаки
«Ловушки»
Сведения о родителях
Номера телефонов экстренных служб
2 младшая группа


Средняя групп


Старшая группа

— высокий уровень

— средний уровень

— низкий уровень

Получив такие данные, мы активизировали работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность педагогам спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек. высказывание С.Бранта «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему» — стала девизом такой работы.
Вся система работы даже самых опытных педагогов сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает Правила дорожного движения, подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями.
Поэтому считаю необходимым в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.
Твёрдо убеждена, что работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями — «это можно, а так нельзя». Главная её цель, по моему мнению, — формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым — является слово «осознанного».
Для решения этой цели поставила следующие задачи:
• Познакомить детей с правилами дорожного движения;
• Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
• Сформировать умения применять полученные знания  в жизни;
• Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
• Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Основываясь на работы выдающихся психологов и физиологов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города:
• Ребёнок — пешеход;
Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);
• Ребёнок — пассажир;
Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.
• Ребёнок — водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т.д.).
Опираясь на результаты диагностического исследования, выстроила коррекционную работу с детьми с использованием таких форм работы как:
1.Обучающие и развивающие занятия, беседы.
Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасному поведению на дороге педагоги используют игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику); модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода); схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; разрезные картинки, кубики, мозаики; настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.)
2.Целевые прогулки.
Включены  в план работы по профилактике дорожного травматизма, и так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. Прогулки мы проводим по дорогам микрорайона в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомим детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.

3. Индивидуальная работа.
При обучении детей правилам дорожного движения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
4. Праздники и развлечения.
В нашем детском саду действует своя агитбригада, пропагандирующая безопасное поведение на дорогах города. Выступая перед родителями, детьми, педагогами дети призывают быть внимательными на проезжей части.
5. Участие в конкурсной деятельности.
Городской и краевой смотр-конкурс дошкольных образовательных учреждений «Зелёный огонёк», конкурс по детскому саду «За безопасность всей семьёй», участие педагогов детского сада в конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года» с обобщением опыта работы по данной проблеме.
6. Знания детей находят отражение в поделках, рисунках.
7. Создание групповых библиотек.
8. Развивающая среда.
Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы, решают кроссворды – это способствует закреплению теоретических знаний, а так же развитию логического мышления, занятия в специализированной комнате «Автосалон».
9. Работа с педагогами.
Проведение теоретических недель, круглые столы, сбор информации – позволяет анализировать работу с детьми, родителями, выявлять передовой опыт работы с целью распространения его в детском саду. Выработана четкая система по обучению дошкольников правилам дорожного движения для каждой возрастной группы.
10. Работа с родителями.
Создан информационный стенд для родителей, используются инновационные компьютерные технологии (ИКТ), составлена адресная книга родительских e-mail, куда рассылаются анкеты, точечные консультации, рекомендации, интерактивные игры для индивидуальной работы с ребёнком дома по закреплению знаний по ПДД, проводятся семейные мастер-классы «Обеспечение безопасности ребёнка во время автомобильного путешествия» и на другие темы, участие в акции «Письмо водителю», посвящённой Всемирному дню памяти жертв ДТП.
Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения мы в своём коллективе начинаем с младшего дошкольного возраста, идём от простого к сложному.
Базовой программой, по которой работает наш детский сад, является программа «Детство» под ред. В.И. Логиновой и так как, к сожалению, программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения нет, дополнительно мы используем программу Р.Б. Стёркиной «Основы безопасного поведения».
На базе этих программ – мною разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.
Для выявления уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения разработала примерное содержание показателей и методику их выявления. Определила показатели и уровни оценки знаний детей по каждому показателю.
Проанализировав статистику ДТП с участием детей, и опираясь на особенности психофизиологического развития детей дошкольного возраста, выделила следующие причины детского ДТТ.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма:
ДТП, связанные с детьми, возникают, если:
• не глядя, выбегают на проезжую часть из-за стоящего предмета;
• смотрят по сторонам небрежно;
• не оглядевшись, начинают движение;
• оценивают обстановку без поворота головы;
• делают шаг назад, не глядя;
• немедленно реагируют, когда кто-то их позовёт или они кого-то увидят;
• перебегают проезжую часть, не останавливаясь;
• двигаются по кратчайшему пути, а не по безопасному;
• совмещают движение с разговорами, с рассматриванием яркого транспорта или игрушек у другого пешехода;
• держат руку взрослого небрежно, а порой пытаются вырваться и бегом закончить переход;
• проявляют недисциплинированность, толкаются и т.д.

Психофизиологические особенности поведения ребёнка на дороге.

Проблеме обучения детей правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание, поскольку ребенок — это не маленький взрослый. Его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы.
Этот вопрос особенно актуален еще и потому, что начиная с дошкольного возраста (а именно с 6-7 лет), ребенку приходится осваивать роль самостоятельного пешехода. С одной стороны, у детей 6-7 лет, , более развита способность к самоорганизации, чем у младших дошкольников. Они уже более самостоятельны в своих мыслях, действиях. У них больше развита восприимчивость к слову, логическое мышление.
К концу дошкольного возраста у ребенка возникает способность действовать произвольно как в плане поведения (произвольность поведения), так и в плане решения интеллектуальных задач (произвольность умственной деятельности, позиционность действия). Эти способности являются необходимыми для школьной деятельности.
Казалось бы, что дети младшего школьного возраста способны лучше ориентироваться в дорожной ситуации, чем дошкольники. Но, с другой стороны, возраст 6-7 лет является кризисным для ребенка. У детей происходят важные изменения как в физическом (смена молочных зубов, изменения в фигуре, удлинение рук, ног и др.), так и в психическом развитии (перестройка мышления, внимания, эмоциональной сферы).
Дети старшего дошкольного возраста способны управлять своим вниманием и организовывать учебную деятельность в соответствии с требованиями взрослого, но для этого им нужны значительные усилия. Ребенок не может долгое время поддерживать себя в таком состоянии, поэтому непроизвольное внимание у детей преобладает. Их движения очень часто бывают импульсивными, непроизвольными. Играя, они могут неожиданно выскочить на проезжую часть, либо не заметить проезжающую машину. Спокойные, флегматичные дети не будут делать резких движений при переходе через дорогу, но из-за усталости их внимание может быть отвлечено. Поэтому педагоги советуют родителям первоклассников организовывать сопровождение своих детей в школу.
При обучении школьников правилам дорожного движения следует обращать внимание на их индивидуальные психологические особенности. Не все дети способны воспринимать и зрительную, и двигательную, и слуховую информацию одновременно. Одна из этих систем восприятия у ребенка может быть ведущей, а другие развиты слабее. Поэтому вербальный, или словесный, метод обучения правилам дорожного движения эффективен не для всех. Наиболее эффективно использовать разнообразные методы. В дополнение рассказа воспитателя рекомендую использовать и таблицы, и макеты, и схемы, и игрушечные автомобили, и слайд-презентации, и рассказы самих детей. Необходимо дополнять занятия играми, прогулками, спортивными упражнениями, этюдами, моделированием уличных ситуаций и чтением вслух. Это полезно для активизации у детей других каналов восприятия информации.
Кроме того, принимая во внимание тот факт, что непроизвольное внимание у дошкольников преобладает, рекомендую чаще использовать в занятиях игровые методы, развивающие у детей воображение. Учитывая то, что чувствительность к цвету у детей дошкольного возраста практически стопроцентная, советую уделять большое внимание оформлению плакатов, стендов, игр по дорожной тематике. Если они будут ярко, красочно и при этом методически грамотно оформлены, это привлечет внимание детей, активизирует их образное мышление и поможет лучшему усвоению правил дорожного движения. На детей дошкольного возраста большое влияние оказывает мнение родителей, взрослых и всех «значимых других», поэтому можно говорить о том, что успешное обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения возможно.

Для успешной реализации данного направления наметила основные направления работы и этапы реализации намеченных планов: составила тематический перспективный план на год по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, разработала рабочую программу «Три сигнала светофора», использовала следующие инновации в работе с детьми:
— интерактивные формы — компьютер явился эффективным игровым средством отработки у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, развития творческих способностей дошкольников.
Задания включают в себя «Игры на мониторе», то есть известные дидактические игры по дорожному движению преобразованы и используются в электронном виде, составленная мною интерактивная игра «Азбука города» позволяет закрепить у детей полученные знания;
— интерактивная автошкола – это учебно-методические игры для проведения теоретических занятий с детьми;
— организация простейшего экспериментирования и моделирование ситуаций – с этой целью проводились сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, занятия в кружках и студиях.
В театре-студии «Медузята» ребята не только выразительно декламировали стихотворения на дорожную тематику, но и разыгрывали настоящие уличные сценки и этюды, показывая типичные ошибки пешеходов;
— продуктивная деятельность детей — это участие в работе агитбригады «Светофорик», проведение совместных КВН с МДОУ детским садом № 20 «Золотая рыбка», участие в изготовлении дидактических игр «Придумай новый знак», «Составь автомобиль», «Перевёртыши»;
— участие в акции «Письмо водителю», проведённой совместно с ОГАИ города Георгиевска. Это событие получило широкую огласку в СМИ: в краевой газете «Автомобиль и право», в газете «Георгиевские известия», «Округа». Видеоролик был показан по местному телевидению в рубрике «В городе моём».
Использование вышеперечисленных инноваций позволило увеличить уровень знаний детей с 63% до 87%.

Воспитатель — первый учитель безопасного поведения
ребёнка на дороге.
Первым учителем, который может ребёнку-дошкольнику решить проблему безопасного поведения должен стать воспитатель детского сада, но, как правило, воспитатели слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме.
В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.
Для этого мною составлена учебная программа подготовки педагогов по ПДД «Всем знать положено правила дорожные», перспективное планирование работы с педагогами на год, включающее в себя:
• инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма на начало и конец учебного года,
• анкетирование воспитателей по теме «Правила движенья, как таблица умноженья!»,
• оформление стенда в методическом кабинете «В помощь воспитателю» – «Изучаем ПДД»,
• оформление островков безопасности в группах «Пусть горит зеленый свет!»,
• семинар «Основы безопасности детей дошкольного возраста. Ребенок на улицах города Георгиевска»,
• встреча с сотрудниками ГИБДД,
• семинар-практикум «Первые шаги на пути к безопасности на дороге»,
• организацию выставки в ДОУ «Дорожная азбука»,
• проведение тематических занятий «Букварь юного пешехода» в рамках Всероссийской недели безопасного движения,
• музыкально-спортивный праздник «Посвящение в пешеходы».

Взаимодействие с семьёй.
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». С этой цитатой В. А. Сухомлинского я полностью согласна.
Для эффективного достижения результата по обучению детей правилам дорожного движения мною составлен перспективный план работы с родителями по данному направлению на год, использовались инновационные формы работы с родителями такие как, электронная база родительских e-mail, куда рассылаются анкеты, консультации, рекомендации, оформлялась электронная выставка детских работ на дорожную тематику; работала и обратная связь «Смайлик спешит на помощь!», где родители задавали вопросы, а педагоги детского сада отвечали.
Интересной формой работы с родителями считаю долгосрочный семейный проект «Безопасность наших детей через ознакомление с правилами дорожного движения». Цель его: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Одной из инноваций в работе с родителями явилась организация семейного мастер-класса. В детском саду обобщён опыт семьи Шульгина Н.В. по теме «Обеспечение безопасности ребёнка во время автомобильного путешествия».
В форме семейного мастер-класса и слайд-презентации Николай Владимирович рассказал родителям о необходимости использования специальных детских удерживающих устройств во время автомобильного путешествия с ребёнком. Предложил подборку игровых моментов, включающие в себя загадки-шутки, словесные игры, динамические паузы, помогающие развлечь ребёнка в дороге.
Кроме этого, педагоги вместе с родителями разрабатывают безопасный маршрут первоклассника, и удостоверение юного пешехода вручается каждому дошкольнику на выпускном утреннике.
Результаты работы с родителями таковы — детский сад занял первое место в краевом конкурсе «Зелёный огонёк-2010» в номинации «Семейный мастер-класс».
В соавторстве с заведующей МДОУ детским садом № 11 «Радуга» выпустила брошюру «Азбука безопасности» (из опыта работы), которая была распространена среди дошкольных образовательных учреждений города и района.
Для индивидуальной работы родителей с ребёнком дома по закреплению полученных знаний составила интерактивную игру «Азбука города».

Сравнительные результаты сформированности у детей навыков
соблюдения правил дорожного движения выглядят следующим образом (в разрезе 2009-2010 учебного года):

2 младшая группа

Начало года
Конец года
высокий
уровень
средний
уровень
низкий
уровень
высокий
уровень
средний
уровень
низкий
уровень

35%
10 чел.
65%
18 чел.
43%
12 чел.
57%
16 чел.

Средняя группа

Начало года
Конец года
высокий
уровень
средний
уровень
низкий
уровень
высокий
уровень
средний
уровень
низкий
уровень
8%
2 чел.
72%
18 чел.
20%
5 чел.
40%
10 чел.
60%
15 чел.

Старшая группа

Начало года
Конец года
высокий
уровень
средний
уровень
низкий
уровень
высокий
уровень
средний
уровень
низкий
уровень
8%
2 чел.
57%
15 чел.
34%
9 чел.
47%
12 чел.
53%
14 чел.

Сводная таблица результатов диагностики уровня ЗУН детей
по ПДД за 2013-2015 учебный год

группы
критерии
Культура поведения
Знаки
«Ловушки»
Сведения о родителях
Номера телефонов экстренных служб

н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
2 младшая
группа



Средняя
группа



Старшая
группа

Примечание:

— высокий уровень

— средний уровень

— низкий уровень

Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение нескольких лет дало положительную динамику и успешное формирование знаний и устойчивых навыков у 87 % выпускников детского сада, о чем свидетельствуют данные диагностического исследования детей.

Планирование дальнейшей работы:
— систематически использовать в работе интерактивные формы взаимодействия с детьми, педагогами и родителями по теме опыта;
— научится видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблемы;
— особое внимание уделить закреплению в семье полученных знаний в детском саду о правилах дорожного движения на пути следования из дома в детский сад и обратно;
— педагогам продолжать использовать игры и упражнения на закрепление правил безопасного поведения на улицах города и другие материалы моего опыта работы.

ВЫВОДЫ

Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Система деятельности МДОУ детского сада № 11 «Радуга» по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.
Использованные в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
Анкетный опрос родителей:

Необходимость продолжения работы в данном направлении:

Об эффективности использования материалов моего опыта работы можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, акциях, участии в семейных выставках, проведении мастер-классов, в оформлении фотоальбомов и т. д.
Практическое использование материалов моего опыта работы в МДОУ детском саду № 11 «Радуга» показало его высокую эффективность в работе с детьми дошкольного возраста.
Я убедилась, что такая система работы дает положительные результаты – за годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Библиография

• Авдеева Н.Н. Безопасность на улицах. – М.: АСТ-ЛТД, 1997.
• Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.
• Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
• Дошкольник на улице. Российская академия образования. – М.: Информатик, 1994.
• Ивенский М.Л. Культура и этика участников дорожного движения. – Йошкар-Ола: «Колор», 1998.
• Котик М.М. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 1981.
• Пинт А.А.Психология водителя и стиль вождения. Искусство выжить на дороге. – М.: Информрекламиздат, 1992.
• Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ Авт.-сост. М.Р.Максиняева, Т.Ю.Филиппова, С.В.Обоева. – М., 1999.
• Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода). Сборник методических рекомендаций для работников дошкольных учреждений и родителей. Под ред. Е.П.Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 1993.
• Обучение дошкольников правилам безопасного движения: Материалы из опыта работы дошкольных учреждений Ставропольского края. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005.
• Справочник по безопасности дорожного движения. Институт экономики транспорта. – Осло, 1996.
• Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
• Типичные опасные дорожные ситуации: Учебное пособие для преподавателей. – М.: Изд-во при НИИ труда, 1989.
• Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. — Москва, 2008

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector