Педагогический проект «Родом с ЯМАЛа».

Автор: Гетало Ирина Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ «Детский сад «Лесная сказка»

Населенный пункт: п. Лонгъюган, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Педагогический проект «Родом с ЯМАЛа».

Опубликовано: 03.04.2017 15:35

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад «Лесная сказка» п. Лонгъюган
Надымский район Ямало-Ненецкий Автономный Округ

Педагогический проект
«Родом с ЯМАЛа»

Разработчик:
Гетало Ирина Николаевна
Должность: воспитатель

Содержание

1. Содержание
стр.2
2. Актуальность проекта
стр.3
3. Пояснительная записка
стр.4
4. Структура и содержание проекта.
стр.8
5. Перспективно — тематическое планирование нравственно- патриотического проекта
«Ямал- родина моя»

стр.10
6. Работа с родителями и социумом
стр.11
7. Планируемый результат
стр.12
8. Полученный результат
стр.13
9. Заключение
стр.14
10. Список литературы

стр.16

Актуальность темы
Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной, северный край. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку.
Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: «Ненец и тундра – брат и сестра». Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.
Поэтому, очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились так же любить свой родной край, свою землю. Очень важно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.
Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самой. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос о патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к родному краю, гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о родном крае. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.

_x000C_
Пояснительная записка
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
К.Симонов
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм творческой познавательной деятельности.
Поэтому был разработан краткосрочный проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан сроком на 1 год.
Проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Конституция РФ.
4. Закон «Об образовании ЯНАО»
5. Устав МДОУ.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
7. Локальные акты дошкольного учреждения.

Цель данного проекта: Развитие нравственно — патриотических чувств, через ознакомление с природой родного края.
Задачи проекта:
— Формировать познавательный интерес к окружающей среде, воспитывать бережное отношение к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов родного края.
— Формировать творческое воображение через восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников.
— Развивать эмоционально — ценностное отношение к краю, землякам, оставлять яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
— Воспитывать у детей любовь к родному краю, патриотические чувства гордости за свою «малую» Родину.
Принципы построения проекта.
• принцип научности (предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий);
• принцип доступности (предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску);
• принцип гуманности (формирование у ребенка представлений о человеке, как части природы и о самоценности природы, воспитание уважительного отношения ко всем формам жизни на планете);
• принцип деятельности (экологические знания должны быть основой формирования мотивации участия в различных видах деятельности по сохранению окружающей среды);
• принцип системности (последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения);
• принцип преемственности (дошкольное образование должно иметь тесную
связь со всеми ступенями системы непрерывного образования).
Участники проекта – дети подготовительной группы, родители, педагоги, специалисты ДОУ, социальные партнеры.
Форма и методы реализации проекта:
• Групповая и индивидуальная работа с детьми;
• Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
• Мини-проекты совместно с родителями.
• Консультации для родителей и педагогов;
• Публикация информации на сайте ДОУ;
• Оформление предметно-окружающей среды;
• Участие во всероссийских и муниципальных творческих конкурсах.
Диагностический инструментарий отслеживания эффективности проекта.
В настоящее время проблема мониторинга нравственно- патриотического образования дошкольников недостаточно разработана в педагогической практике. Сложность решения проблемы диагностики заключается в том, что нравственно- патриотическое образование закладывает основы мировоззрения. Поэтому дети могут давать прекрасные ответы на вопросы о том, что нужно делать в той или иной ситуации, но в реальной жизни будут действовать иначе. Мониторинг строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях). Как известно, в дошкольном возрасте слово ребенка часто расходится с его делом. Именно поэтому мной были составлены вербальные опросы детей для диагностирования результатов патриотического образования, которые сочетались с приемами. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1, № 2

Срок реализации: с 01.09.2014-31.05.2015г.

Структура и содержание проекта.
Тип проекта: долгосрочный, межпредметный, ознакомительно-ориентировочный, творческий.
Содержание педагогического проекта «Ямал-родина моя» определяется Годовым планом МДОУ «Детский сад «Лесная сказка» на 2014-2015 учебный год, разработан в соответствии с ФГТ.
Этапы реализации проекта:
Работа педагога
Работа с детьми
Работа с социумом
I. Подготовительный этап (июль-сентябрь 2014г.)
1.Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе, материалов передового педагогического опыта по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
2.Систематизация материалов программно-методического обеспечения в ДОУ.
3.Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.
4.Разработка проекта.
5.Разработка критериев мониторинга по нравственно-патриотическому воспитанию.
6.Разработка анкеты для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.
7.Создание условий для реализации проекта.
1.Проведение мониторинга по нравственно-патриотическому воспитанию.

1.Проведение анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию.
2.Привлечение к созданию развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.
II. Практический этап (октябрь — апрель 2014-2015г.)
1.Реализация проекта.
2. Корректировка плана работы (по результатам промежуточного мониторинга).
3.Участие в профессиональных муниципальных, всероссийских и международных конкурсах.
1.Организация непосредственно-образовательной деятельности по теме проекта.
2.Создание условий для самостоятельной деятельности детей по теме проекта.
3.Проведение промежуточного мониторинга по нравственно-патриотическому воспитанию.
4.Участие в творческих институциональных выставках-конкурсах, муниципальных, всероссийских и международных конкурсах.
1.Проведение консультаций, практикумов, развлечений.
2.Разработка детско-родительских мини проектов.
3.Участие в творческих институциональных выставках и конкурсах, муниципальных, всероссийских и международных конкурсах.
III. Заключительный этап (май 2015г.)
1.Проведение, обработка, систематизация результатов мониторинга.
2.Обобщение опыта работы и размещение ее в интернете на сайте детского сада.
1.Проведение итогового мониторинга по нравственно-патриотическому воспитанию.

1.Проведение итогового анкетирования для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.

В процессе работы по реализации проекта обеспечивается интеграция всех образовательных областей (в соответствии с ФГТ).
• Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
• Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине, представлений об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.
• Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической; развитие речевого творчества.
• Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
• Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики.

Перспективно — тематическое планирование нравственно-патриотического проекта «ЯМАЛ- РОДИНА МОЯ»

Месяц
Тема НОД и задачи
Совместная деятельность
Сентябрь
Беседа с детьми на тему «Жизнь людей на Севере». Задачи: познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей; формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях.
Экскурсия «По тропинке мы пойдём».
Задачи: воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность; ознакомить детей с объектами экологической тропы; конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений и животных; воспитывать культуру общения с природой.
Октябрь
Знакомство с профессиями коренных жителей. Профессия оленевод. Задачи: познакомить с профессией оленевода, рассказать о нужности и важности этой профессии, закреплять знания об олене, их образе жизни. Воспитать интерес, активизировать словарь. Словарная работа: аркан, хорей, важенка.
П/и «Оленьи упряжки». Задачи: продолжать знакомить детей с национальными обычаями, играми народов Севера;
развивать координацию движений, глазомер, быстроту, ловкость, выносливость.
Ноябрь
Лепка из пластилина «Стойбище оленей». Задачи: учить лепить фигуру животного из пластилина. расширить представления детей о животном мире округа; воспитывать интерес к животным.
Посещение уголка «Наш край». Задачи: формировать познавательный интерес к окружающей среде, воспитывать бережное отношение к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов родного края. развивать эмоционально — ценностное отношение к краю.
Декабрь
Беседа на тему «А я люблю свои места, родные милые такие!…». Задачи: знакомить с символикой, картой России, флагом России, гимном, флагом и гербом ЯНАО и Надымского района.
С/р игра «Родом из тундры». Задачи: упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней; учить пользоваться предметами -заместителями, моделировать ролевой диалог; воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям коренных народов Севера.
Январь
Просмотр презентации «Хантыйские орнаменты». Рисование «Украсим рукавичку». Задачи: знакомство с национальными узорами; учить создавать ритмическую композицию, используя нетрадиционные техники рисования.
П/и «Рыбаки и рыбка». Задачи: продолжать знакомить детей с национальными обычаями, играми народов Севера; развивать координацию движений, глазомер, быстроту, ловкость, выносливость.
Февраль
Прослушивание ненецких песен (аудиозапись). Знакомство с национальными музыкальными инструментами. Задачи: знакомить с ненецкими песнями и музыкальными инструментами;
Д/и «Найди города и посёлки Ямала». Задачи: знакомить с окружными городами и посёлками, учить находить их на карте; воспитывать чувство патриотизма.
Март
Составление задачи «Оленеводы и олени». Задачи: научить складывать фигуры оленеводов и оленей из геометрических фигур; упражнять детей в решении и составлении простых арифметических задач на сложение.
Просмотр видеофильма «День оленевода». Задачи: расширять и углублять знания о праздниках и традициях народов Севера; воспитывать уважительное отношение к коренным народам.
Апрель
Чтение художественной литературы. Знакомство с народной ненецкой сказкой «Кукушка». Задачи: познакомить со сказкой, учить понимать мораль сказки, расширять представления детей о сказках разных народов, о традициях и обычаях народов севера. Развивать внимание, мышление, память, внимание. Воспитывать способность к сочувствию, отзывчивости, уважения к матери.
С/р игра «Ненецкая семья». Задачи: закреплять умение распределять роли; воспитывать уважительное отношение к «малым народам», их жизни, быту,
культуре.
Май
Беседа и рассматривание иллюстраций на тему «Красная Книга Ямала». Задачи: продолжать воспитывать у детей любовь к животным, птицам, населяющим нашу планету; рассказать детям, почему исчезают некоторые виды птиц, рыб, животных, какие виды животных занесены в Красную книгу Ямала.
Д/игра «Угадай на вкус». Задачи: продолжить знакомить детей с растительным миром Севера; познакомить детей с ягодами, учить различать их; закрепить знания детей о северных ягодах, учить различать их не только на вид, но и на вкус; повторить стихи о ягодах.

_x000C_

Работа с родителями и социумом

Мероприятие
Цель
Сроки выполнения
Участие в празднике «День газовика».
Знакомство с главным праздником человека труда на севере. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.
Сентябрь

Анкетирование родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание в семье».
Выявление отношения родительской общественности к воспитанию нравственно-патриотических чувству детей.
Октябрь
Изготовление атрибутов для с/р игры «Родом из тундры».
Вовлечь родителей к изготовлению атрибутов с целью развития интереса к ненецким традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
Декабрь
Родительское собрание. Консультация на тему «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».
Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
Февраль
Проведение викторины с родителями на тему «Ямал наш край родной».
Продолжать содействовать с родителями, с целью совместной работы по изучению родного края.
Март
Разработка детско- родительского мини проекта «Северный край».
Познакомить с животным и растительным миром Ямала; формировать познавательный интерес к окружающей среде; воспитывать бережное отношение к природе; развивать творческие способности детей.
Май

Планируемый результат:
— расширятся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера;
— у воспитанников сформируется познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, природе родного края;
— у детей будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера;
— родители станут активными участниками реализации проекта.
На уровне предметно-пространственной среды:
— создание развивающей предметно- пространственной среды нацеленной на патриотическое воспитание.
— создание центра «Наш край Ямал»
— уголок патриотического воспитания.
— экологическая тропа.
— книги, дидактические игры и наглядные пособия.

Прогноз возможных рисков
Риски
Способы устранения
Недостаточная активность родителей в процессе реализации проекта.

Повысить активность родителей с использованием разнообразных форм работы с ними.
Недостаточная материально-техническая обеспеченность.
Привлечение помощи (родители, социальные партнеры)
Нежелание ребенка участвовать в творческой экспериментальной деятельности
Игровая мотивация детей к НОД с помощью использования нетрадиционных форм организации занятия, применением ИКТ.
Сложные природно-климатические условия на территории ЯНАО.
Использование современных технологий посадки зелёных насаждений с учетом природно-климатических условий Крайнего Севера.

Полученный результат:
Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с жизнью коренных народов севера.
— оформление национального уголка;
— оформление выставки рисунков «Мы на Севере живём»;
— оформление папки – передвижки «Культура и обычаи коренных народов Севера»;
— подборка методической литературы, художественной литературы, иллюстрированного материала.
— изготовление атрибутов для игровой и театрализованной деятельности.

_x000C_

Заключение

Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Прежде чем перейти к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, необходимо более подробно остановиться на понятии «воспитание», как центральной категории осмысления воспитательного процесса, профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей и всей науки педагогики в целом. Исходя из определения основных целей и содержания воспитания, мы не можем не заметить, что и цели и задачи воспитания базируются на нравственном аспекте формирования личности человека. Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Одна из задач нравственного воспитания — воспитание патриотических чувств, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Ребенок буквально впитывает культуру своего народа: мама поет ему народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это — базовый компонент патриотического воспитания.
Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. Формирование основ патриотического воспитания является одной из важнейших задач нравственного воспитания песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это — базовый компонент патриотического воспитания.
Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. Формирование основ патриотического воспитания является одной из важнейших задач нравственного воспитания.
Сотрудничество с семьями детей по нравственно- патриотическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать патриотически грамотного человека.

Список литературы:
1. «Надым»№3/2004г.
2. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г.
3. А.А.Вашуркина,. «Коррекционно-развивающая программа «Ханико»1класс
4. Бармич. М.Я. «Ебцотако тохолку» — «Малыш-учится» Издательство «Просвещение», Санкт — Петербургское отделение, 2000г.
5. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду»,издательство «Просвещение» 1982г.
6. Ботякова О.А. «Традиционный костюм в культуре народов России»
7. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
8. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
9. Общественный литературно-публицистический журнал
10. Общественный литературно-публицистический журнал «Надым» №10/2005 г.
11. Осокиной Т. И. Детские подвижные игры народов СССР, Под ред. М: просвещение, 1988г.
12. Полярные животные, Научно-популярное издание, для дошкольного возраста, серия «Самая первая энциклопедия»,2014г.
13. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
14. Хомич Л.В., Ненцы: Очерки традиционной культуры Санкт-Петербург.,1995г.
15. ЯднеН. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.
16. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector