Мастер класс «Методы и приёмы речевого развития детей».

Автор: Жукова Ирина Викторовна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МДОУ»Детский сад «Яблонька»

Населенный пункт: п. Мулловка, Ульяновская область

Тема: Мастер класс «Методы и приёмы речевого развития детей».

Опубликовано: 04.04.2017 20:57

Получить свидетельство      Скачать материал


Жукова Ирина Викторовна,
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад «Яблонька» р.п. Мулловка
Мастер класс «Методы и приёмы речевого развития детей»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Ход мастера класс:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
— Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне?  (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет ?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне?  (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете?  (нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии  в логопедической практике»)      
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика
 Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.
Задание. Артикуляционная гимнастика с зеркалами (как с детьми)
«Язычок идёт в зоопарк»
Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Задание для педагогов
У каждого лист с текстом пальчиковой гимнастики. Нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.
• Сбил, сколотил –
вот колесо.
Сел да поехал.
Ах, хорошо!
Оглянулся назад –
одни спицы лежат.
• Жил-был зайчик длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо, волка нет,
И дают морковку на обед.
Для организации коррекционно — образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую самомассаж рук.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Выполним упражнение
 Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
«моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем,
поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем.
гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
каждый палец зажимаем в кулачке.
 тихо звучит музыка (как фон)
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Хочу вас познакомить некоторым игровым приёмам
дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:
«ЧАСИКИ»
Часики вперёд идут, 
За собою нас ведут.
И.п.- стоя, ноги слегка расставить. 
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох) 
2- взмах руками назад «так» (выдох) 
       «ПЕТУШОК»
Крыльями взмахнул петух, 
Всех нас разбудил он вдруг. 
Встать прямо, ноги слегка расставить, 
руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть 
ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»
повторить 5-6 раз. 
А сейчас я вижу, как вам самим не терпится придумать что-то новое, подберите к стихам дыхательные упражнения.
1.Самолётик — самолёт 
Отправляется в полёт
Жу- жу -жу
Жу-жу-жу
Постою и отдохну
Я налево полечу
Жу – жу – жу
Жу- жу –жу
Постою и отдохну.
2.Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре
Снова дышим: глубже, шире.
С успехом в своей работе использую элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Выполним упражнение для профилактики простудных заболеваний
«Наступили холода»
Наступили холода.
Потереть ладошки друг о друга.
Превратилась в лёд вода.
Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.
Поскользнусь я на льду.
Указательными пальцам
Приставить ладони ко лбу и помассировать крылья носа.
Я на лыжах иду.
Растереть ладонями уши.
На снегу есть следы.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично  растирать лоб движениями в стороны — к середине лба.
Ну,  заяц. Погоди!
Погрозить пальцем.
Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су — Джок терапия.
 Су — Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом — кинезиология.
 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.
 Упражнение с педагогами:
«Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» — четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх, 
Ладошки вниз, 
А теперь их на бочок- 
И зажали в кулачок.
А теперь выполним ещё одно задание:
«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.
 «Дятел»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
 На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»
Это дятел на сосне
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»
Долбит клювом по коре.
А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились?
-Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось.
На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
Итог мастер- класса
 — Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что получили на мастер-классе нового.
-Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

Литература:
1)    Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения [Текст] / Е.А. Каралашвили. — М.: ТЦ «Сфера», 2001
2)    Коноваленко, СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 — 14 лет [Текст] / С.В. . Коноваленко. — М: Гном-Пресс, Новая школа, 1998
3)    Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. [Текст] / Е.Н. Краузе. — СПб.: Корона, 2004
4)    Узорова, О.В., Физкультурные минутки [Текст] /  — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.
5)    Филичева, Т.Е., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст] / Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина — М: Просвещение, 1989

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector