Юные художники.

Автор: Писник Любовь Викторовна

Должность: Преподаватель изодеятельности

Учреждение: МАДОУ «Радость» д/с №208

Населенный пункт: г. Нижний Тагил, Свердловская область

Тема: Юные художники.

Опубликовано: 05.04.2017 18:45

Получить свидетельство      Скачать материал


Как пишет А. Н.. Леонтьев: «Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта, который воспринимает их как возможности для себя, что-то выбирает из них и делает свою «ставку».
Зачастую педагогам (в частности руководителям изостудий) и родителям необходимо определять индивидуальные особенности ребёнка для того, чтобы выявить уровень развития детей в той или иной области и помочь детям, которые нуждаются в коррекционных занятиях, направленных на интеллектуальное и художественное развитие. Решение этой проблемы необходимо как дошкольникам, так и родителям, потому что каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка интеллектуально и художественно развитым, что особо важно для усвоения программы и для детей, которые обучаются в школе на результативность усвоения школьной программы. Но развитие ребенка заботит его родителей уже и с раннего возраста их чада. Возникает необходимость с раннего дошкольного возраста проводить коррекционную работу с детьми, которые при диагностике уровня интеллектуального и художественного развития показали слабый результат. Для этого попробуем произвести подбор психологических параметров, влияющих на уровень художественного развития ребенка старшего дошкольного возраста. Опираясь на труды ведущих психологов можно сделать вывод, что они полностью совпадают с психологическими параметрами, влияющими на уровень интеллектуального развития. Но важно, чтобы они поддавались диагностике и коррекционной работе.
Мы попробовали определить диапазон коррекционно — развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Для этого необходимо четко определить,; что именно будет подвергнуто коррекционно- развивающей работе.
Давайте рассмотрим, что же представляет сейчас та система знаний, которые составляют предмет психологической науки, ту совокупность явлений, которые исследуются в ней. Это психика человека и животных, ощущение и восприятие, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение, сознание и речь, способности и качества личности, а также многое другое. С помощью одних психических явлений человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют поступками и действиями. Их называют психическими свойствами и состоянием личности. Разделение явлений, изучаемых в психологии, на процессы свойства и состояния, довольно относительно. Основываясь на работах ведущих психологов: Леонтьева Д.А.,Запорожца Л.В., Немова Р.С, Петровского А. В. и других можно представить в виде общей схемы круг явлений, которые изучает современная психология.
Основные типы явлений
Понятия
1. Процессы
индивидуальные,
внутренние.
Активность, воображение, воспоминание, восприятие, забывание, мышление, ощущения, память, повторение, обобщение, понимание, представление, привыкание, речь, самонаблюдение, узнавание, умозаключение, усвоение и др.
2. Состояния
индивидуальные,
внутренние.
Внимание, воображение, воля, желание, интерес, одарённость, настроение, образ, переживание, потребность, работоспособность, утомление, характер, эмоции и др.
3. Процессы
индивидуальные,
внешние.
Активность, влечение, действия, деятельность, игра, навык, повторение, подражание, усвоение, творчество и др.
4. Состояния
индивидуальные,
внешние.
Гениальность, интерес, настойчивость, обучаемость, одарённость, трудолюбие и др.
6. Состояния межличностные.
Организованность, взаимопонимание, симпатия, совместимость, статус и др.

На основе предложенной Леонтьевым А.Н. подбираем ряд психологических процессов. Из названных явлений в творческой изобразительной деятельности поддаются корректировке и наиболее важную роль в художественном развитии ребенка играют:
а). Сенсомоторные качества, особенно связанные с действием руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов в рисунке, живописи. Точная передача натуры, сходство изображения с изображаемым является одним из важных признаков художественных способностей. Известна , например, что Е.И.Репин после того, как ему отказали в поступлении в Академии художеств, поступил в рисовальную школу, где поразил всех верной передачей натуры, хотя он и не обладал еще техникой штриха. Рассматривая первый из этих рисунков (рисунок « Лопух»), действительно приходится удивляться тому , что молодой Репин, не имея никакой школы специального образования, так верно передал не только пропорции, пространственное положение гипсовой
модели лопуха, но и характер, формы, материал.
б). Внимание, обеспечивающее познание художником окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает глубину и полноту зрительного восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий художника на изучение тех или иных объектов или явлений. «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит из внешнего мира в душу человека.» (Ушинский К.Д. — собрание сочинений. М., -1950 т. 10, с. 22.
Живописец в процессе работы зрительно анализирует объект изображения и одновременно определяет степень правильности передачи на холсте цвета натуры, смешивает краски или наносит их на полотно. Художник должен воспитывать умение распределять внимание.
Сильный свет, яркие краски, громкие звуки всегда привлекают внимание. Для выразительности изображения, для привлечения внимания зрителя к главному, основному в произведении художник также должен постоянно учитывать влияние силы раздражителя на сосредоточенность, направленность зрительного восприятия.

в). Творческое воображение и мышление обеспечивающее отбор главного, наиболее существенного и характерного в выявлениях действительности, концентрацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции.
С помощью анализа, синтеза, сравнения и обобщения, художник создает глубоко идейные, реалистические произведения, с поразительной достоверностью характеризующие тот или иной класс, эпоху. Так, в своей знаменитой картине «Крестный ход в Курской губернии» Репин, по существу, дал многогранную и исчерпывающую характеристику всем социальным группам дореволюционной России восьмидесятых годов прошлого века. А творческое воображение художника позволяет зрительно воссоздать не только картины прошлого, исторические события в жизни общества, а также будущего, подчас только предполагаемого, фантастического. Примером могут быть картины В. М. Васнецова « После Игорева побоища» и К.Ф.Юона «Новая планета». Часто темы, образы героев произведений художников навеяны народным фольклором, сюжетами литературных произведений — картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на сером волке», М.А.Врубеля «Царевна-лебедь» и другие.

г). Восприятие, тесно связанное с мышлением. Это выражается в том, что образы, формирующиеся в процессе восприятия, осмысливаются, конкретизируются и обобщаются посредством понятий, мыслительных операций, суждений, умозаключений. Целостность зрительного восприятия необходима для всякого реалистического изображения, начиная от минутного наброска с натуры и кончая законченным произведением-картиной, скульптурой и т.п. Н.Н.Ге писал: « Никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего, общего, то есть вы рисуете не нос, не глаз, не рот, не ухо, не голову, а какую роль играет нос на лице, рот и т.п. Всякий раз, когда вы рисуете часть, рисуйте ее в смысле с общим: симметрические части всегда рисуйте вместе и в одно время, т.е. оба глаза непременно, оба уха, обе щеки и все это в отношении целого…» Целостное восприятие действительности — основной принцип изобразительного искусства.

д). Свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании и помогающие успешной трансформации их в художественный образ.
Изумительной зрительной памятью обладал И.К.Айвазовский, что давало ему возможность создавать сотни и тысячи сюжетов, совершенно не похожих один на другой, хотя объектом всех их являлось море. Сам художник говорил, что человек не одаренный памятью, сохраняющий впечатление живой природы , может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником никогда: сто движений живых стихий неуловимы для кисти, почему писать молнию, порыв ветра, всплеск волны- немыслимо с натуры, что для этого художник должен запомнить их с этим случайным, равно как эффектом света и теней, обставлять свою квартиру».
Прежде чем приступить к практической деятельности по коррекции дошкольников, мы провели определенную подготовительную работу. Она заключается в следующем. В начале детей необходимо продиагностировать по предложенным разработанным тестам и объяснить, для чего предназначено выполнение этой работы, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дали инструкцию и добивались того, чтобы она была правильно понята всеми детьми. Убедившись в этом, мы приступили к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции.
Для эффективности результатов диагностического исследования художественного и интеллектуального развития также необходимо, чтобы взрослый был доброжелателен и терпим к ответам ребенка , умел принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решения, которые на первый взгляд кажутся не полными, абсурдными или невероятными. Ребенку необходимо предложить использование различных изобразительных материалов и техник, что позволило педагогу определить уровень владения карандашом, кистью, фломастером, уровень цветовосприятия. Обязательным условием диагностики является соблюдение длительности занятия, которая определяете активностью и желанием заниматься. На это влияет и создание внешних условий для ребенка, т.е. помещение должно быть знакомым, хорошо освещенным, изолированным от внешних источников шума…
При разработке тестовых заданий большое значение имеет ряд требований, вытекающих из психологических особенностей ребенка. Мы разработали карточки с тестовыми заданиями, которые подбирались из разных источников, форматом 20 х 15 сантиметров, т.к. это наиболее часто используемый размер листа на занятиях рисованием. Изображение на карточках рассчитано на кратковременное рассматривание задания, а значит рисунки должны быть выполнены с минимальным детализированием и использованием цвета, чтобы не отвлекать ребенка от задания. Подготовленный нами комплект карточек с заданиями набран в основном, из графических линейных рисунков. Мы считаем необходимым принять такое исполнение для того, чтобы в дальнейшем эти карточки можно было размножить способом ксерокопирования.
После выполнения диагностирования детей мы произвели анализ уровня развития детей и отобрали детей, нуждающихся в коррекционной работе. С этими детьми продолжали работу с тестовыми карточками, выполняя работу над заданиями с большей точностью, качеством и более быстро. Можно использовать аналогичные задания для некоторых детей. Важно для педагога подвести ребенка к правильному и качественному выполнению задания. Судя по уверенности, аккуратности, правильности и др. параметрам педагог может сделать выводы о необходимости продолжения коррекционных занятий. Важно следить за достаточностью нагрузки на ребенка и его интересом и заинтересованностью ребенка, его родителей и воспитателей.
Экспериментальные и теоретические работы А.Н.Леонтьева послужили вспомогательным материалом для создания базового инструментария в коррекционно-развивающей работе.
На каждого ребенка были заведены карточки с отслеживанием результатов коррекционной работы. Где отмечались результаты коррекционной работы с детьми.
. Продолжая работу по коррекционно-развивающим карточкам, уровень художественного и интеллектуального развития детей стал высоким. Рисунки этих детей уже отправлялись на выставки.
Положительные отзывы мы получили и от воспитателей групп, в которые ходили дети. Дошкольники стали более усидчивы, сообразительны, мобилизованы. Их ответы отличались безошибочностью, своеобразием. Родители заметили, что многие проблемы в обучении детей исчезли. Исходя из этого, можно сделать вывод, что занятия по коррекционно-развивающей работе, а конкретно, карточки-задания заключают в себе потенциал возможности для исправления некоторых проблем в обучении дошкольника и могут быть широко использованы ,в дальнейшем, педагогами и воспитателями в игровой и обучающей деятельности с детьми любого возраста и уровня развития.
На основе достигнутых результатов и отзывов педагогов и родителей, считаем необходимостью в продолжении коррекционной работы с детьми всех возрастных групп, а также необходимо разработать дополнительный инструментарий по коррекционной работе для одаренных детей и детей обучающихся в школе. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector