Консультация для педагогов: «Использование метода моделирования при заучивании стихов с детьми».

Автор: Деревлова Светлана Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 434»

Населенный пункт: г. Челябинск, Челябинская область

Тема: Консультация для педагогов: «Использование метода моделирования при заучивании стихов с детьми».

Опубликовано: 07.04.2017 18:10

Получить свидетельство      Скачать материал


Консультация для педагогов «Использование метода моделирования при заучивании стихов с детьми».
Уважаемые коллеги, я сегодня хочу поделиться с вами опытом работы о применении модельных схем при заучивании стихотворений.
Работаю над темой с ноября 2015 года.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так сказал К. Д. Ушинский
Использование приема моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания. Пользуясь приемом моделирования, отчетливо осознаешь вспомогательную роль изображений для удерживания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Занимаясь с детьми, можно сделать вывод: необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, особенно наглядность. Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование (мнемотехника). Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс  запоминания информации. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей — эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность  воспроизвести текст  детьми с опорой на рисунки.
Используя технологию наглядного моделирования, ставим следующие задачи:
Способствовать развитию основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии;
Способствовать развитию творческих способностей детей;
Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
Способствовать формированию у детей интереса к заучиванию стихов.
Исходя из поставленных задач, спрогнозировали ожидаемый результат:
у детей появляется интерес к заучиванию стихов;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость;
увеличивается круг знаний об окружающем мире.
Свою работу я начала с простейших мнемоквадратов – понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение, это была работа над словом. Например, даётся слово «человек», и его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для детей3- 4 лет можно предложить цветные схемы. Детям постарше дать еще и чёрно-белые схемы. Затем последовательно перешла к мнемодорожкам — это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно заучивать стихотворение в 3-4 строчки. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести стихотворение. Первоначально таблицы составла сама, потом к этому процессу можно подключала детей, таким образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Работу над стихотворением веду поэтапно:
Выразительно читаю стихотворение;
Сообщаю, что это стихотворение будем учить наизусть.
Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку понять основную мысль.
За беседой вновь следует чтение стихотворения. Это способствует целостному восприятию произведения.
Выясняю, какие слова детям не понятны, объясняю их значение в доступной для ребенка форме.
Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. С помощью детей, делаю зарисовку каждой строчки: я на доске, а дети в своих тетрадях или альбомах
Снова читаю стихотворение, но уже с опорой на мнемотаблицу.
Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
При отборе стихотворений для заучивания учитывается возраст детей и объем стихотворения : 1-2 строфы для младших групп, несколько больше — для старших. Списки произведений, рекомендованных «Программой воспитания в детском саду», обеспечивают подбор произведений для заучивания их детьми. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей. В среднем дети заучивают в течение месяца 1-2 стихотворения (на занятиях). Некоторые произведения (потешки, считалки, песенки) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр, прогулок.
С теми, кто хочет, может заучивать стихотворения сверх программы. Разученные стихи дети могут прочитать на утреннике, что будет сюрпризом для группы. Нужно интересоваться также тем, какие стихи дети выучили дома; некоторые можно прослушать на занятиях, вечерах досуга.
В процессе заучивания стихотворения нужно учитывать индивидуальные свойства памяти детей: кто запоминает быстро, кто медленно, кто непрочно, кому необходима помощь при проговаривании текста.
Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка. В начале, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручаю тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения стихотворения допускается договаривание строки детьми с места.

Когда начинаешь с детьми анализировать, то оказывается, что практически любое стихотворение можно изобразить, и по схематическому рисунку над ним поработать. Когда схема убирается, то ребёнок читая стихотворение, вспоминает изображение и чувствует себя более уверенно. Не только дети, но и взрослый, выучив стихотворение при помощи наглядности, запомнит его быстро и надолго.
Схему стихотворения оставляете на видном, доступном для детей месте (на доске), ребята самостоятельно несколько раз подходят и проговаривают его с удовольствием. Затем все схемы стихотворений оформляем и складываем в коробочку в доступном для детей месте, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно взять в любое время и прочесть, как «взрослые читают книги».
Проделанная работа дала возможность убедиться в том, что наглядное моделирование формирует у детей интерес к заучиванию стихов при условии плановой систематической работы в этом направлении. У детей расширился круг знаний об окружающем мире, увеличился активный и пассивный словарный запас. Большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока “рисуют” его. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь,  записывай, рисуй схемы, черти графики».

 Проработав 3 месяца по мнемотаблицам, я решила немного систематизировать свою работу, сделать процесс заучивания интересным и доступным: подобрать ко всем лексическим темам стихотворения. Начать работу, можно с мнемотаблиц, которые есть в Интернете, а потом выполнить самой, и разместить в уголке « Библиотека», превратив эту деятельность в игру.

INCLUDEPICTURE «http://pandia.ru/text/78/598/images/image002_51.jpg» * MERGEFORMATINET
ТЕМА НЕДЕЛИ: « УРОЖАЙ»

В огород пойдем, урожай соберем.
Мы морковки натаскаем,
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты.
Круглый, сочный, очень вкусный
Щавеля нарвем немножко.
И вернемся по дорожке.

ТЕМА НЕДЕЛИ: « ДЕТСКИЙ САД»

В нашем детском саду-
Маленькие столики.
В нашем детском саду-
Голуби и кролики.
В нашем детском саду-
Песенки и сказки-
В нашем детском саду-
Кубики и краски.
ТЕМА НЕДЕЛИ: « ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Бегал зайка целый день,
Сделать дом ему не лень.
Да боится, что в домишко
Заберется лапой мишка
Серый волк или лиса-
Лучше бегать по лесам
Дом у зайки под кустом.

ТЕМА НЕДЕЛИ: « ИГРУШКИ»

Посмотрите – в магазине
Все игрушки на витрине:
Заводные зайчики
Куколки и мячики.
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата!
Все на полочках сидят
С нами поиграть хотят!

На большом диване в ряд,
Куклы Катины сидят.
Два медведя, Буратино
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок.
1,2,3,4,5-
Помогаем нашей Кате мы игрушки сосчитать.

ТЕМА НЕДЕЛИ: « ДОМАШНИИ ЖИВОТНЫЕ»

Ходит- бродит по лужку
Рыжая корова.
Даст она нам к вечерку
Молочка парного.
Саше, Маше и Маринке-
Будет всем по полной крынке.
Всем попить достанется.
И коту останется.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector