Инклюзивное образование: проблемы и решения.

Автор: Невмовенко Инга Константиновна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «ДС КВ «Солнышко»

Населенный пункт: пгт. Уренгой, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Инклюзивное образование: проблемы и решения.

Опубликовано: 09.04.2017 17:33

Получить свидетельство      Скачать материал


Невмовенко Инга Константиновна
воспитатель 1 кв.категории МБДОУ «Дс КВ «Солнышко»
E-mail: inga.nevmovenko@yandex.ru
Тема итоговой работы:

Инклюзивное образование: проблемы и решения




Пояснительная записка.В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности.
В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации 1 сентября 2013г. принят Закон «Об образовании в РФ» 
 Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Стандарт направлен на обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования (ФГОС ДО, п. 1.5.2) .
 В Стандарте учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ДО, п. 1.3.1) 
 Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) (ФГОС ДО, п. 1.6.2) 
 Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (ФГОС ДО, п. 1.7.6). 
Актуальность 
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал
Понимание проблем инвалидов, улучшение социальной системы, полноценное образование, уверенность ребенка в себе, общение со сверстниками, воспитание отзывчивости у здоровых воспитанников, гуманизация общества, адаптация и интеграция в социум . Инклюзивное образование в детских садах нужно всем Детям с ОВЗ – дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности и способности 
 — Нормально-развивающимся дошкольникам 
– здоровые сверстники вырастают более толерантными, творческими, общительными, уверенными, менее тревожными и агрессивными 
— Воспитателям  — позиция гуманного воспитателя, внутренняя уверенность в возможностях и способностях каждого ребенка, понимание внутреннего мира и поведения каждого ребенка 
- Детскому саду – новые ценности, новые образовательные формы, методы и педагогические подходы 
- Семье – сохранение семьи, развитие ответственной родительской позиции. Родители, воспитывающие детей-инвалидов, перестают быть изолированной социальной группой. 
Проблемы инклюзивного образования
Инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне.
 Проблемы его организации в современном образовательном учреждении связаны в первую очередь с тем, что образовательное учреждение как социальный институт ориентировано на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы.
Первичной и важной ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей.
Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности педагогов массового образовательного учреждения профессионального, психологического и методического) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов к работе в инклюзивной сфере, наличие
психологических барьеров и профессиональных стереотипов.
Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьезные задачи не только перед психологическим сообществом сферы образования, но и методическими службами, а главное – перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы
 Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической
психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации
обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь – это
работа с детьми с разными возможностями в обучении и умение учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому.
 Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. «Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. «Инклюзивное» образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.
 Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему интеграция, инклюзия Внимание направлено на проблемы «особых» детей. Внимание направлено на всех детей детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями.
Преимущество получают все дети организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги. Образовательный процесс организуется с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов Образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и терапии для детей с ОВЗ, качественное обучение и воспитание всех детей 
Решение проблем в инклюзивном образовании. Вовлекать учеников в групповые формы работы и групповые решения задач:
Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи
Принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»
Задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого.
В инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность. Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей.
Реализация этого принципа означает, что: все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства. В инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.
Для решения проблем в инклюзивном образовании необходимо создание моральной, материальной, педагогической среды, адаптированной к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Здесь должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного.
При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе, посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагоги должны следовать принципам включения:  Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, исследования.
 Для решения проблем инклюзивного образования должны быть соблюдены принципы дошкольного инклюзивного образования.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников принцип междисциплинарного подхода
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка
Принцип индивидуального подхода  
Необходимо создать специальные условия 
.- Наличие развивающей среды
-Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания
— Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
— Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь;
— Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
— Обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия, без которых невозможно Специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида. 
Участие и взаимодействие всех взрослых участников образовательного процесса
, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями, только при этом условии возможно решение проблем инклюзивного образования. 
Структурные подразделения инклюзивногоДОУ
• Центр игровой поддержки развития • Консультативный пункт • Лекотека • Служба ранней помощи • Группа развития «Особый ребенок» • Инклюзивная группа • Консультативный пункт 
• Служба ранней помощи • Группа развития «Особый ребенок» • Инклюзивная группа ДОУ • Совместное воспитание и образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья • ПМП консилиум образовательного учреждения • Задачи ПМПк • Организация деятельности ПМП консилиума образовательного учреждения • Заседание ПМП консилиума • 
 Все люди нуждаются друг в друге. Решение этих проблем и ряда других, возникающих в условиях общеобразовательных учреждений, приведет к снятию барьеров в образовательной, профессиональной и бытовых сферах, в самопознании, саморазвитии и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования все дети, несмотря на физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими сверстниками.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Каждый человек способен чувствовать и думать; Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Плановый ПМПк – • Внеплановый ПМПк в заключение необходимо выделить восемь принципов, на которых базируется не только инклюзивное образование, но и образование в целом:

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector