Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Автор: Парасюк Алёна Игоревна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ № 125

Населенный пункт: г. Мурманск, Мурманская область

Тема: Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Опубликовано: 09.04.2017 22:09

Получить свидетельство      Скачать материал


ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Мурманск
2017

Содержание
Ведение …………………………………………………………………..3
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста.
• Анализ существующих программ по основам безопасного поведения дошкольника ………………………………………….5
• Методы и приёмы в работе по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников………………7
Заключение………………………………………………………………10
Литература………………………………………………………………11

Введение
Система дошкольного образования включает общие для образовательной системы цели — содействовать развитию личности, её культурному самоопределению, включению в социальные процессы, и реализует их на своем уровне. В связи с тем, что в современном мире никто не застрахован от различного рода угроз (техногенных, бытовых, социальных и т.д.), одной из важнейших задач дошкольного образования становится формирования компетентности в сфере безопасности жизнедеятельности. Полученные в данной сфере установки и навыки помогут ребенку определить опасность, обезопасить себя, избежать травматизма.
В силу возраста и воспитания дошкольники, зачастую, несамостоятельны и безынициативные, с трудом принимают решения, не знают, к кому обратиться за помощью, не знают правила поведения по технике безопасности. Поэтому, помимо формирования знаний по безопасности жизнедеятельности, остро стоит вопрос формирования навыков поведения в различных опасных ситуациях, основанных на элементарных правилах техники безопасности.
Цель работы. Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Объектом исследования является процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.
В соответствии с целью, перед исследованием были поставлены следующие задачи:
• Формировать основы безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста;
• Воспитывать ответственное отношение к безопасности жизнедеятельности.
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Анализ существующих программ по основам безопасного поведения дошкольника

В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных организаций. В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности.
Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство».
Авторы программы в разделе “Экологическое воспитание” в старшем возрасте, учитывают задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). В разделе “Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду” детям предлагаются сведения о назначении предметов, инструментов и развиваются умения обращения с инструментами, формируются представления о правилах обращения с огнем и электроприборами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются некоторые знания по общению с незнакомыми людьми. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.
Программа развития и воспитания детей в детском саду «Радуга».
Программа имеет специальный раздел «Правила личной безопасности», в котором учитываются такие ситуации, как ребенок заблудился, или потерялся, огонь – стихия и помощник, правила поведения в природе, правила пешехода, общение с незнакомыми людьми, один дома. Вся работа предусматривается для детей с 6 лет и основана на усвоении причинно-следственных связей в познавательной деятельности, на занятиях, прогулках. Содержание усложняется, интерпретируется и расширяется.
Программа Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Программа разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”. В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.
Программа развития ребенка “Истоки” в разделе “Физическое развитие” предлагает формировать у детей чувства осторожности (избегать опасных ситуаций, правильно падать, оберегать глаза от травм, соблюдать осторожность при общении с животными). Так же, дают знания и представления об ядовитых растениях, опасных жидкостях, учат, как вести себя с незнакомыми людьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что программа Стеркиной Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» является наиболее эффективной, так как она более подробно описывает педагогический процесс, в ней даются примеры проведения возможных занятий и использования методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.
Методы и приёмы в работе по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

Дети могут не только усвоить полученные знания по безопасности, но и стараться применить их в жизни. О природе, о здоровье мы говорим постоянно, но о том, какие опасности подстерегают ребенка дома, какие могут быть экстремальные ситуации в быту – эти вопросы зачастую выпадают из нашей практики. Материал на эту тему дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей. Особенность содержания предлагаемого материала заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости контактов между педагогами и родителями.
Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать — со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаются изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара, и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома.
Предметы рукотворного мира. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Дети могут не замечать предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока не создать условия для действий с предметами. Лишь в этом случае предмет субъективно – для данного ребенка – станет средством познания мира. В группе есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей: электрические розетки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос. Можно принести кофемолку и рассмотреть, как работает кофемолка, и, увидев результат – мелко перемолотый кофе, подумать с помощью чего достигается результат. Конечно, взрослые должны помнить о правилах безопасности и предупреждать о них детей. Чтобы проверить, поняли ли дети принцип работы кофемолки, можно предложить им для решения такую проблему: нужна сахарная пудра, чтобы посыпать пирог. Где взять сахарную пудру, можно ли ее сделать самим? Из чего и с помощью чего? Если дети предложат использовать кофемолку, можно уточнить, как она выполнит такую задачу. Аргументы ребенка и будут свидетельством понимания им принципа работы данного бытового прибора. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».
Наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Ребенок, всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Придумывание сказок на разные темы. Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом»). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
По итогам этой работы можно сделать вывод: дети старшего дошкольного возраста будут достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога и в взаимосвязи с родителями.

Литература.
• Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 144 с.
• Бабаева Т.И., А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / — СПб. : ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с.
• Доронова Т.Н., С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова. «Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада». – М.: «Просвещение», 2014. – 111 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector