Развитие у дошкольников отношения к книге в процессе знакомства с литературой.

Автор: Загибалова Валентина Николаевна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МБДОУ «ДСОВ № 76»

Населенный пункт: г. Братск, Иркутская область

Тема: Развитие у дошкольников отношения к книге в процессе знакомства с литературой.

Опубликовано: 10.04.2017 05:16

Получить свидетельство      Скачать материал


Загибалова В.Н.
старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №76»,
г.Братск, Иркутской области

Развитие у дошкольников отношения к книге в процессе знакомства с литературой

Раннее детство, по мнению, Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной — особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.
Соответственно при формировании интереса к чтению и книге у детей раннего возраста, необходимо учитывать их возрастные особенности. По мнению С.Я. Маршака, возрастная специфика должна выражаться не в упрощенчестве, сюсюканье, а в учете особенностей психики ребёнка, в частности конкретности мышления, впечатлительности, ранимости.
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием полноценного развития.
У детей, как правило, интерес к книге появляется в возрасте от 5-6 месяцев до года. Иногда возраст, когда ребенка впервые знакомят с книгой и когда он сам начал интересоваться книгами, один и тот же.
Однако разрыв между первым знакомством и самостоятельным проявлением интереса к книге может составлять от 5 месяцев до года.
Чтобы ответить на вопрос, когда возникает интерес ребенка к книге, надо понять, что книга для маленького ребенка представляет собой единство трех составляющих: это определенного вида предмет; иллюстрации; текст.
Поначалу (причем очень рано: с 4-7 мес.) книга интересна ребенку именно как предмет, с которым он взаимодействует: мнет, рвет, сосет. Именно это — первые реакции большинства детей на книгу.
К году для многих детей книга становится любимой игрушкой.
Если родители детей в возрасте от 8 месяцев до 2-2,6 лет указывают, что ребенок может слушать чтение 5-20 минут, то в возрасте от 2,6 до 3 лет это уже, как правило, — час или более. По очередности появления интереса к двум другим составляющим книги — к тексту или иллюстрациям — различаются два типа детей.
Первый тип — аудиалы, способны начинать воспринимать художественный текст на слух иногда даже раньше, чем проявлять интерес к книге как к предмету. Такие дети с полугода с удовольствием слушают длинные стихотворные тексты (сказки Чуковского, стихи и поэмы Пушкина), рассказываемые им взрослыми наизусть.
Книга постепенно заинтересовывает этих детей — как предмет, как игрушка, которую можно, складывать и раскладывать, однако ребенок не стремится рассматривать иллюстрации.
Второй тип — визуалы — дети, которым для восприятия текста поначалу необходима визуальная, материальная опора — книга.
Ребенок — «визуал» с удовольствием знакомится и с традиционными играми-потешками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая..») — без книг, на слух: здесь играет роль то, что эти тексты сопровождаются некой визуальной, материальной опорой — совместными жестами взрослого и ребенка.
Если ребенок проявляет интерес к книге в возрасте до года, он еще не может быть настоящим «любителем» иллюстраций, так как сначала не может распознать изображение. Исследователи выделяют 3 стадии в развитии восприятия ребенком изображения: 1) ребенок не различает в изображении предмета; 2) отождествляет предмет и изображение; 3) не только связывает предмет с изображением, но и различает их.
«Узнавание» изображений у многих детей возникает только после года — года и двух месяцев, и тогда в лексиконе ребенка начинают появляться слова, источником которых являются книги. Годовалому ребенку легче распознать контур, линию, чем цветовые пятна, поэтому книжки с черно- белыми рисунками могут стать для него любимыми.
На второй стадии развития происходит только узнавание и называние изолированных предметов. Л.С. Выготский писал об этой стадии: «Первоначально ребенок, если и узнает сходство в рисунке, то принимает рисунок за предмет похожий или такого же рода, как и тот, но не за изображение или символ этого предмета». Н.И. Куприянов считает: то, что один предмет (игрушка или рисунок) может быть символом другого, первоначально не осознается. Неразличение изображения и предмета, т.е. реальности первичной и вторичной, приводит к попыткам детей поймать нарисованную бабочку или схватить нарисованных мышек за хвостики, накормить нарисованного мишку, съесть конфету, изображенную на картинке.
На этой стадии для детей актуальны «дидактические» книги — собрание картинок с подписями или без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, — это особый вид «чтения», значимый для ребенка раннего возраста. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книжках, насколько «лексикон» книжки соответствует начальному лексикону ребенка. Для формирования интереса к книге в раннем возрасте целесообразно предлагать ребенку тематические книги про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц, так же это могут быть и разрезные картинки, которые дети любят узнавать, называть, сопоставлять. Кроме того, с целью формирования интереса к книге ребенку раннего возраста можно предложить — разглядывание фотоальбомов с семейными фотографиями, сопровождаемое комментариями ребенка.
Только к 3 годам дети подходят к 3 стадии — начинают различать изображение и предмет.
В этот период детское восприятие книги синкретично: текст, иллюстрации, полиграфическое оформление (переплет, формат, бумага, шрифт), иногда даже место чтения и «исполнитель» (тот человек, который будет читать книгу) находятся в восприятии ребенка в тесном единстве. Слыша знакомое стихотворение, ребенок бежит за книгой, в которой оно напечатано, и, листая, находит страницу с этим текстом.
В лексиконе ребенка начинают появляться жесты и слова, источником которых являются текст и иллюстрации книги.
У многих детей среди первых пятидесяти слов есть слова «книжка», «книга», «читать». Дети по-разному называют любимые книжки. Иногда это название книги («Ой-ду-ду», «Путаница», «Бармалей»), часто — слово или фраза из стихотворения, ассоциирующаяся у ребенка с данной книгой. Многие слова и фразы ребенок усваивает из книг.
К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг. Сначала это отдельные слова, затем появляются цитаты, представляющие собой дву- и трехсловные высказывания.
Таким образом, книга становится важнейшим источником появления в сознании и в речи ребенка сравнений.
Уже в раннем возрасте мы сталкиваемся с первыми проявлениями феномена, открытого А.В. Запорожцем и названного им содействием. У двух-трехлетних детей содействие проявляется прежде всего в стремлении практически воздействовать на произведение искусства: они пытаются прогнать паука от Мухи-цокотухи, замазывают в книгах изображения отрицательных персонажей или даже вырезают их, закрашивают рот лисе, чтобы та не съела колобка и помещают Тараканище в клетку и т.п. Встречаются случаи, когда ребенок «помогает» положительному герою.
Другое проявление «содействия» — творческое преобразование ребенком прочитанного. Оно проявляется, во-первых, в появлении особого типа речевого поведения — имитации ребенком процесса чтения в эгоцентрической речи.
Во-вторых, ребенок воспроизводит прочитанное без книжки — иногда наизусть, иногда пересказывая по-своему.
И, наконец, в раннем возрасте появляются первые попытки «инсценирования» с участием взрослых.
К 2 годам дети нередко помнят множество стихов, хотя и не всегда целиком, и вставляют подходящие рифмы во время пауз при чтении. У многих детей происходит пассивное выучивание текста.
Уже в раннем возрасте ребенок способен осознавать ритмизованность и рифму как свойства стихотворной речи. Множество примеров приведено в книге Чуковского «От 2 до 5».
В прозаических сказках и рассказах поначалу запоминаются или отдельные герои (колобок, персонажи «Теремка» и т.п.), или повторяющиеся слова (отворитеся, по вымечку — из сказки «Волк и козлята»), пусть и непонятные ребенку.
К 3 годам дети нередко способны самостоятельно пересказать короткий прозаический текст.
Учитывая указанные выше возрастные особенности развития детей раннего возраста можно сделать вывод о том, что уже на первом году жизни ребёнка нужно знакомить со сказкой. Ведь еще в глубокой древности были сложены сказки, учитывающие психологию детей раннего возраста. Рассказывая сказки ребёнку особое внимание необходимо обращать на интонацию, мимику, жесты.
И поэзия пестования, и первые сказки воспринимаются годовалым ребенком как звучание родного, в первую очередь маминого, голоса как игра. Но в течение второго года жизни ребёнок начинает вслушиваться в содержание, интересуется им.
И уже к полутора годам он не только слушает сказки, потешки и другие художественные произведения, но ещё и производит мыслительную операцию, постепенно, от одного действия к другому.
Уже на втором-третьем году жизни круг чтения ребёнка не должен состоять из одних сказок. Произведения должны быть разнообразных литературных жанров: сказки народные и авторские, короткие реалистические рассказы, стихотворные произведения как фольклорные, так и авторские и т.д.
На третьем году жизни ребенок развивается, накапливает опыт, источником которого в первую очередь являются близкие ребенку люди. Теперь уже недостаточно только читать ребенку. Он должен видеть сосредоточенно читающих взрослых. Книга в руках взрослого в этом возрасте важна для ребенка как пример, как некий образ жизни, которому стоит следовать.
Начиная с третьего года, содержание жизни ребёнка определяется не только взрослым человеком, но и им самим. У него появляются любимые книги. Его привязанность к книге пока что зависит не столько от содержания, сколько от оформления обложки, красочности иллюстраций, яркости образов, частоты обращения именно к этой книге. Для полноценного развития ребенка ему важно показать разнообразие мира, окружающего его, вызвать интерес и потребность к получению широкого круга и книжных, и жизненных знаний. За первые три года ребенок усваивает колоссальный объем информации. За всю последующую жизнь он не приобретает столько, сколько за этот период.
В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком раннего и дошкольного возраста. Е.А. Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство «чувствующего» и «мыслящего». Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
О.И. Никифорова выделяла в развитии восприятия художественной литературы 3 стадии:
— непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — работа воображения);
— понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
— влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Е.А. Флерина отметила наивность детского восприятия — дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка. Художественное восприятие на протяжении раннего и дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия, выделяя 2 периода в их эстетическом развитии:
— от 2 до 5 лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства;
— после 5 лет, когда искусство (и искусство слова) для ребенка становится самоценным.
На основе особенностей восприятия и выделяются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе. Для детей раннего возраста характерна зависимость понимания текста от его личного опыта, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом, в центре внимания главный персонаж. Чаще всего дети не понимают его переживаний и мотивов поступков. Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
Дети данного возраста отличаются высокой познавательной активностью. В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. Приобщение детей к книге, художественной литературе — важнейшая задача дошкольного образования. Именно со знакомства с увлекательным миром книг начинается формирование полноценной личности. Процесс этот требует кропотливой работы. И начинать его надо с раннего детства.
Вначале ребёнку интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить следить за ходом события и переживать новые для него чувства.
В раннем возрасте формируется направленность личности, интенсивно усваиваются примеры взрослых, складываются определенные способы общения. В этот период бурно развиваются образные формы познания действительности — восприятие, образное мышление, воображение. Ребенок начинает устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Отмеченные психические свойства и способности детей раннего возраста позволяют сделать вывод, что данный период детства восприимчив к тем педагогическим воздействиям, которые осуществляются средствами литературы и других искусств. Именно в этот возрастной период складываются условия для пробуждения интереса у детей к книге, чтению, для формирования у них основ разносторонней читательской деятельности и деятельности в целом.
Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, то есть всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector