Воспитание экологической культуры детей закладывается в семье.

Автор: Осянина Ольга Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»

Населенный пункт: г. Саранск, Республика Мордовия

Тема: Воспитание экологической культуры детей закладывается в семье.

Опубликовано: 10.04.2017 21:20

Получить свидетельство      Скачать материал


Работа с родителями по экологическому воспитанию детей – одно из составляющих направлений деятельности дошкольного учреждения, но гуманное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьёй ребёнка. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание экологически грамотного человека.
Задача педагогов − вовлечь родителей в процесс экологического воспитания, показать им необходимость формирования у детей экологической культуры.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Это осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период жизни. Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение, практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться её красотой и т. д.).
Таким образом, осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого; желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.
При выборе форм общения с родителями надо понимать: нам следует отказаться от назидания, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.
Как мы уже сказали, для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызвать эстетические переживания, сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома.
Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе, например, прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката… И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например:
− лекарственные растения – это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать;
− насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их – браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчёл наш луг – не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчёл;
− ягоды – источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д.
Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например: Дети нашли в лесу ёжика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.
Можно использовать и сложные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например: на ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
− Дайте оценку этому поступку.
− Как бы Вы поступили?
− Что надо делать, когда встречаете птиц?
− Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
− Надо ли помогать птицам? Как?
− Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, рябины без необходимости?
Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Само чтение рассказов (чаще всего неоднократное), вопросы к тексту, пояснения взрослого, пересказ детей, беседа о прочитанном – всё это разные формы речевой деятельности, позволяющие ребёнку понять новую информацию и обнаружить своё понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.
Самостоятельный или совместный труд по содержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, то есть приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
Экологическое воспитание обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор детей, развивается наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, развиваются разные формы речи – диалог, описание, объяснение, рассказ.
Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатлённую в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать её своими руками.
В итоге вместе с родителями надо сделать выводы: показателем эффективности экологической образованности и воспитания являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребёнка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector