Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня на основе сказки.

Автор: Фирсова Жанна Ивановна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МБДОУ «ДСКВ №37» МО г. Братска

Населенный пункт: г. Братск, Иркутская область

Тема: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня на основе сказки.

Опубликовано: 12.04.2017 19:30

Получить свидетельство      Скачать материал


РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ НА ОСНОВЕ СКАЗКИ

Фирсова Жанна Ивановна, учитель-логопед
МБДОУ «ДСКВ №37» МО г. Братска

Экологическая сказка
«Без ручья — нет реки, а без болота — и воды»

В одном сказочном крае с высокими горами, густыми лесами, полноводными реками, чистыми озёрами и обширными болотами жили эльфийцы — горные, лесные, водные. У этих народов были свои правители, законы, праздники. Они жили семьями, любили и заботились не только о себе, но и о природе: зверях, птицах, рыбах, насекомых и растениях. Эльфийцы понимали их языки, и приходили им на помощь, если те нуждались в ней.
Многие тысячелетия процветали эльфийские государства, а их народы жили по закону мира, любви и согласия. Никому и в голову не приходило нарушить этот священный закон. Но случилось небывалое…
Поспорили, как-то, король лесных эльфийцев Казанат и король болотных эльфийцев Балатан, что главнее и нужнее — леса или болота? Казанат объявил, что болота (они были обширной частью Водного государства, королём которого и был Балатан) занимают огромные площади, на которых могли бы расти великолепные леса, располагаться пастбища с сочной травой. А вместо этого — только комары, да, грызущий всё живое, гнус. И, вообще, от болота тиной дурно пахнет.
Балатан выступил с протестом против такой несправедливости, и объявил Казаната — глупцом.
Да… Вот так и поссорились правители двух, когда-то, мирных и дружных государств.
Среди лесных эльфийцев появились такие, которые стали распространять слухи о бесполезности, и даже вреде болота.
И вот, наступил такой момент, когда оскорблённые жители решили уйти, но каждый из них взял по огромному пузырю с водой. Утром все увидели, что соседнее королевство со всем своими населением и болотом исчезло.
Лесные эльфийцы, с большой печалью, переживали такую утрату. Ведь многими тысячелетиями они считались братскими народами.
Шло время. В природе стали происходить страшные изменения. Многие реки обмелели, а родники и ручьи иссякли. Загрустили и улетели из этих мест стрекозы, бабочки, светлячки, мошки и блошки. Многие рыбы, моллюски и ракообразные исчезли вместе с озёрами и болотами. Негде стало гнездиться уткам, гусям, диким журавлям, куликам и цаплям.
Воды стало не хватать и могучим деревьям, и нежным цветам, пропали ягоды и грибы. Высохли и пожелтели травы. Оленям и единорогам негде стало пастись, и грациозные животные покинули этот край.
За ними ушли и другие звери в поисках воды и убежища.
Воздухом стало трудно дышать, так как в нём стало мало кислорода. Ведь всем эльфийцам известно, что растения потребляют углекислый газ и выделяют кислород, который так необходим для дыхания всем живым существам.
Зелёный край с целебными водными источниками, хрустально-прозрачными озёрами, пышной растительностью стал превращаться в пустыню.
Стало понятно, что эта экологическая катастрофа случилась из-за того, что исчезли болота. И тогда, Совет старейшин постановил отправить посла мира к водному королю Балатану с просьбой вернуться в родной край. Но в какой стороне искать изгнанников, и кто согласится отправиться в опасный путь?
У короля лесных эльфийцев Казаната был сын Алесант — храбрый, верный и добрый принц. Он очень хотел вернуть мир и, обиженных несправедливо, водных эльфийцев в родной край, помочь своему народу спасти погибающую природу.
А ещё, Алесант тайно страдал из-за разлуки…
Юный принц был влюблён в прекрасную Валенту, дочку водного короля Балатана. Она тоже скучала, и чувствовала себя несчастной вдали от милого.
Благородный Алесант решил, во что бы то ни стало, воссоединить оба королевства, чтобы быть вместе с любимой принцессой, и никогда больше с ней не расставаться. Алесант отправился в путь.
Вместе с ним эльфийцы отпустили и горный ручей, с чистой и прохладной водой. Но, как только они удалились от границ Лесного государства, ручеёк быстро обмелел и совсем исчез, без подпитки подземными водами. А подземные воды исчезли вместе с болотами.
Негде теперь взять воды напиться, умыться, укрыться от палящего солнца.
Грустно стало принцу, но нужно идти.
Шёл он, шёл, и вот, чудится, будто, зовёт кто-то на помощь. Приблизился принц к колодцу, и достал из него, совсем обессилевшего эьфийского говорящего кота. Алесант поделился с ним водой и лепёшкой.
В благодарность, кот Мурлот дал ему рогатую веточку. А веточка эта непростая, она всегда показывает в сторону Большой воды. На прощание кот Мурлот предупредил: «Иди, куда показывает веточка, и не заблудишься. Когда, же, встретишь за горным перевалом у реки одноглазого Кикимора, то не говори, куда и зачем идёшь.» Распрощались друзья, и Алесант отправился дальше.
Ближе к ночи, принц по горному перевалу спустился к реке. Волшебная веточка Мурлота показывала верное направление. Но Алесант так выбился из сил, и ему так хотелось отдохнуть, что совсем потерял бдительность.
Он обрадовался, когда одноглазый Кикимор пригласил к себе в домик у реки. Наконец-то, можно выспаться и набраться сил.
Бедный принц забыл о дружеском предостережении эльфийского кота, и рассказал обо всём Кикимору. А ведь тот был верным подданным водного короля Балатанта, и тоже был в обиде на лесных эльфийцев. Кикимор не поверил в добрые намерения Алесанта, и решил обмануть его.
Очнулся простодушный принц у дороги, без путеводительной веточки. Сильно он сокрушался, что не послушался доброго совета, и доверился первому встречному. Но слезами горю не поможешь. Надо двигаться дальше.
Слышит Алесант птичий переполох, — это птица вьётся над горящим деревом, крыльями машет, потушить огонь пытается. Плачет птица, ведь в гнезде детки её от дыма задыхаются. Спас храбрый принц птенцов от неминуемой гибели.
Птаха поблагодарила, и спросила, куда он путь держит. А когда узнала, что перед ней посол мира, то выдернула из крыла пёрышко и пустила его по воздуху: «Беги за пёрышком без устали, да смотри, не отставай. Иначе, не найти тебе Водное королевство вовеки.»
В этот раз принц решил не нарушать наказа. Сказано — сделано.
Алесант мужественно держался, и шел за пёрышком без остановки три дня и три ночи. На четвёртый день добрался он до быстрой речки — напился, умылся, наелся лесных ягод и орехов. Вдохнул полной грудью и удивился, какой чистый и свежий воздух.
На водной глади цвели молочно-белые нежные кувшинки. В зарослях сочной осоки и изумрудных камышей сновали птицы, слышалось их щебетание и кваканье лягушек. Всюду летали стрекозы, жуки, мошки.
От увиденного, глаза принца наполнились слезами радости.
При встрече, у короля Балатана и прекрасной Валенты, попросил прощение от имени лесных эльфийцев и их короля Казаната, передал Великую просьбу о возвращении Водного государства в родной край.
Алесант рассказал об экологической катастрофе, которая случилась после исчезновения болот. Эльфийцы поняли, что подземные воды питали ручьи, реки и озёра, а болотные мхи очищали воду и насыщали атмосферу кислородом.
К счастью, водные эльфийцы и их король Балатан простили все обиды и вернулись в родной край. Постепенно природа стала восстанавливаться, жизнь населения налаживаться.
Вскоре благородный Алесант и прекрасная Валента поженились. В сказочном крае, как и многие тысячелетия ранее, процветало эльфийское государство, а его верные подданные чтили закон мира, любви и согласия.

Упражнения для развития лексико-грамматических категорий и связной речи у старших дошкольников

1. Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Земля — землица, вода — водица, гора — горка, холм — холмик, река — речка, ручей — ручеёк, озеро — озерце, родник — родничок, болото — болотце, лес — лесок, дерево — деревце, трава — травушка, гнездо — гнёздышко, птицы — птички, птенцы — птенчики, звери — зверьё, луг — лужок, облако — облачко, ветер — ветерок, Кикимор — Кикиморчик, стрекоза — стрекозка, жук — жучок.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»
Сказка — есть другие сказки — много других сказок. Далее по аналогии, используя «есть другие» и «много других»: гора, река, лес — горы, реки, леса — много гор, рек и лесов; озеро, болото — озёра, болота — много озёр и болот; трава, цветок — травы, цветы — много трав, травы, цветов; город, селение — города, селения — много городов и селений; мельница — мельницы — много мельниц; колесо — колёса — много колёс; дворец — дворцы — много дворцов; терем — терема — много теремов; король — короли — много королей; принц, принцесса — принцы, принцессы — много принцев, принцесс; брат, сестра — братья, сёстры — много братьев и сестёр; праздник — праздники — много праздников; песня — песни — много песен.
Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?, чья?, чьё?, чьи?»
Земля у эльфийцев чья? — эльфийская. Законы, праздники, песни — эльфийские. Птицы собрались в стаю. Стая чья? — птичья. Крылья, клювы, голоса — птичьи; пение — птичье. Гнёзда чьи? У уток — утиные, у гусей — гусиные, у журавлей — журавлиные, у куликов — куликовые. Лягушка квакает. Мы слышим чьё кваканье? — лягушиное. Лапы у лягушки — лягушиные, голова — лягушиная, прыжок — лягушиный. Логово зверя чьё? — звериное. Хвост лисы — лисий, уши зайца — заячьи, зубы волка — волчьи, берлога медведя — медвежья, конура собаки чья? — собачья, мяуканье кошки — кошачье.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой?, какая?, какое?, какие?»
Эльфийцы, живущие в горах, какие? — горные. Эльфийцы, живущие в лесах — лесные, в воде — водные. Мхи на болоте, какие? — болотные. Поляна с ягодами, какая? — ягодная. Местность покрытая горами, какая? — гористая. Местность покрытая лесами — лесистая, пустынями — пустынная, озёрами — озёрная, болотами — болотистая.
Образование степеней сравнения качественных прилагательных
Древний — древнее — самый древний, древнейший; старинный — стариннее — самый старинный, стариннейший; огромный — огромнее — самый огромный, огромнейший; красивый — красивее — самый красивый, красивейший; высокий — выше — самый высокий, высочайший; широкий — шире — самый широкий, широчайший; мягкий — мягче — самый мягкий, мягчайший; удобный — удобнее — самый удобный, удобнейший; тонкий — тоньше — самый тонкий, тончайший; теплый — теплее — самый тёплый, теплейший.
Образование наречий от качественных прилагательных «Назови по образцу»
Теплый — это как? — тепло, удобный — это как? — удобно. Далее по аналоги, используя вопрос — это как?: чистый — чисто, широкий — широко, холодный — холодно, тонкий — тонко, осторожный — осторожно, низкий — низко, грязный — грязно, медленный — медленно, быстрый — быстро, жаркий — жарко, красивый — красиво, вкусный — вкусно, мягкий — мягко.
Образование глаголов с помощью приставок. Игра «Что сделала птичка?» (Нарисуйте или сделайте гнёздышко, возьмите игрушечную птичку и поиграйте в игру)
Летела птичка к своему гнезду.
Птичка к гнезду (что сделала?) — подлетела, прилетела.
Птичка от гнёздышка (что сделала?) — отлетела;
Птичка в гнёздышко (что сделала?) — залетела, влетела, прилетела.
Птичка из гнезда (что сделала?) — улетела, вылетела.
2. Лексический строй речи
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Дружба — вражда, ласка — строгость, встреча — проводы, уничтожение — защита, воздух — земля, крик — молчание, родина — чужбина, лес — пустыня, гора — ложбина, долина; густые — редкие, глубокие — мелкие, дождливое (лето) — засушливое, сильный — слабый, маленький — большой, мокрый — сухой, добрый — злой, щедрый — жадный, хитрый — простодушный, сытый — голодный; хорошо — плохо, тесно — свободно, легко — трудно, высоко — низко, долго — быстро, дальше — ближе; спрятаться — выглянуть, потесниться — расступиться, покинуть — возвратиться, намокнуть — высохнуть, брать — отдавать, впускать — выпускать.
Поиск синонимов «Слова — приятели»
Путь — дорога, друзья — товарищи, враг — неприятель, браниться — ругаться, сориться, воевать; горевать — расстраиваться, тосковать, кручиниться, скучать; стянуть — украсть, похитить; радость — ликование, торжество; сильный — могучий, богатырский, мощный; смелый — мужественный, храбрый, отважный, бесстрашный; идти — ступать, шагать, семенить, шествовать, брести, тащиться, тянуться; растрепанный — косматый, лохматый, взъерошенный, нечесаный; необыкновенный — странный, особенный, диковинный, необычный; смекнул — догадался, сообразил; охранять природу — заботиться, беречь, защищать, любить, сохранять.
Поиск родственных слов
Сказка — сказочка, сказание, сказочник, сказочница, сказочная (страна). Род, родина, родной, родственник, родители. Друг, дружок, друзья, дружина, дружные, дружить. Хитрость, хитрый, хитрить, хитрец. Солнце, солнышко, солнечный, подсолнух. Ветер, ветерок, ветрище, ветряная (мельница), ветреный (день). Ягода — ягодка, ягодная, ягодник. Гриб — грибок, грибной, грибница, грибник. Лес — лесок, лесной, лесовик, лесник. Птица, птичка, птичий, птицелов; гнездо, гнездовье, гнездование, гнездышко, гнездиться. Земля, земелька, землица, землища, земляной, земляника.
Послушай и назови «слова-родственники», исключи лишнее слово.
Родина, родня, родители, радость.
Отец, Отечество, отчаяние, отчий.
Город, горожанин, городок, городище, городской, городить, гордый.
Улица, переулок, уличный, улитка.
Ход, пешеход, переход, ходули, поход, пешеходная, ходить, ухоженный.
Село, сельчанин, сельский, селиться, сели.
Знакомство с многозначностью слов. Ответьте на вопросы.
О чем или о ком можно сказать старый? — Старый город, дедушка, замок, кедр. Молодой? — Молодой месяц, дубок, человек, посёлок. О каких предметах можно сказать грязный? — Грязный сапог, плащ, пол, проулок. Узкий? — Узкий переход, тротуар, рукав, ручей, стол. О чем или о ком можно сказать тихая? — Тихая речь, ночь, погода, дочка, площадь. Шумный? — Шумный водопад, спор, двигатель, класс. Что можно разбить? — Разбить огород, вазу, дружбу, колено, яйцо.
Знакомство детей с пословицей.
«Близок локоток, да не укусишь». (Иногда, человек совершает поступки, о которых потом сожалеет. И рад бы всё вернуть, как было, но прошлое нельзя изменить. В такой ситуации нужно увидеть свою ошибку и побыстрее исправить свою ошибку.)
«Человек без родины, что соловей без песни». (Человек тоскует по своей Родине, по родной сторонушке на чужбине. Эта пословица отражает любовь к своей земле, к своему народу, к привычному укладу жизни и обычаям.)
«Без ручья — нет реки, а без болота — и воды» (Подземные воды и болота питают ручьи, реки и озёра, а болотные мхи очищают воду и насыщают атмосферу кислородом.)
3. Развитие связной речи
Беседа с детьми по сказке.
Вопросы:
— Как называется сказка?
— Где разворачиваются сказочные события?
— Как называется народ? По какому закону они жили?
— О чём поспорили король лесных эльфийцев Казанат и король болотных эльфийцев Балатан?
— Как поступили болотные жители? Как отнеслись к их исчезновению лесные эльфийцы?
— Какие в природе стали происходить изменения.
— Что решили старейшины предпринять, чтобы спасти природу от экологической катастрофы?
— Кто отправился в качестве посла мира к водному королю Балатану?
— Какие отношения были между принцем Алесантом и принцессой Валентой?
— Что случилось с принцем в пути? Кого он спас вначале?
— О чём предупреждал его кот Мурлот? Что произошло за горным перевалом у реки?
— Где наутро очнулся простодушный принц? Кому он помог спастись от пожара?
— Как отблагодарила Алесанта птица?
— О чем попросил принц при встрече у короля Балатана и прекрасной Валенты?
— Что произошло дальше? Чем закончилась сказка?
— Ребята, как вы думаете, почему у сказки такое название: «Без ручья — нет реки, а без болота — и воды»? Как можно по-другому назвать сказку?
4. Психогимнастика
Координация речи с движением
«Лучше нет родного края»
Жура-жура-журавель! На каждом слове —
Облетал он сто земель. присели — встали.
Облетал, обходил, Имитируют полёт — плавно взмахивают руками, 
Крылья, ноги натрудил. шагают, высоко поднимая колени. 
Мы спросили журавля: Наклоны вправо — влево
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая: Имитируют полёт — плавно взмахивают руками, 
- Лучше нет родного края! шагают, высоко поднимая колени.
П. Воронько
Развитие мелкой моторики
«Песенка друзей»
Когда живется дружно, Пальцы рук соединяются «домиком» и слегка
Что может лучше быть! давят пружинящими движениями друг на друга.
И ссориться не нужно, Сжимают и разжимают кулачки.
И можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу Соединяют и переплетают пальцы в «замок»
Бери с собой друзей: и ритмично вращают им.
Они тебе помогут, Последовательно соединяют большой пальчик
И с ними веселей. с остальными (на обеих руках).
С. Михалков

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector