Кинезиология, как эффективное средство повышения мыслительной деятельность детей с ОНР.

Автор: Банцова Екатерина Вячеславовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «ДСКВ № 82»

Населенный пункт: г. Братск, Иркутская область

Тема: Кинезиология, как эффективное средство повышения мыслительной деятельность детей с ОНР.

Опубликовано: 13.04.2017 04:46

Получить свидетельство      Скачать материал


УДК
Кинезиология, как эффективное средство повышения мыслительной деятельность детей с ОНР.
Е.В.Банцова
МБДОУ «ДСКВ № 82», ул.Курчатова 44, Братск,Россия
ekaterina_bancova@mail.ru
Ключевые слова: Кинезиология, кинезиологические упражнения, дети с ОНР, коррекционно – развивающая работа, дислексия , дисграфия.
В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе. За последние 10 лет дошкольное образование прошло сложный путь вписывания в новые реалии.
Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования особое внимание уделяет решению задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, созданию благоприятной среды для успешной социализации и личностного развития.
Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Особого внимания требует к себе решение проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
На протяжении нескольких десятилетий проблема изучения общего недоразвития речи различного генеза является объектом внимания многих исследователей. Данной проблемой занимались ведущие учёные в области логопедии: Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, С. А. Миронова, С. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева и др.
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с ОНР.
Следует отметить, что за последние годы увеличилось число детей с общим недоразвитием речи. Для данного контингента воспитанников характерны: системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии), расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений. И как следствие – трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.
По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.
Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология.
Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие.

Основная цель кинезиологии- развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Для эффективности коррекционно-развивающей работы следует соблюдать определённые условия :
1.Кинезиологическая гимнастика проводится в утренний промежуток времени;
2. Длительность гимнастики — 5-15 мин.;
3. Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
4. Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
5. Необходимо контролировать точное выполнение детьми движений и приемов;
6. Кинезиологическая работа осуществляется по специальным комплексам;

Методы и приемы:
— Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
— Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
— Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
— Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
— Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
— Массаж – воздействует на биологически активные точки.
— Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Данные упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз , так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

Так же, при проведении кинезиологических упражнений следует учитывать определённые моменты:
— во время занятий художественно – эстетического цикла , творческую деятельность детей прерывать упражнениями нецелесообразно. Их можно проводить только в том случае, если идет стандартное обучение.
— если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед занятием.
— кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е.накапливающий эффект.
— при более интенсивной нагрузке ,под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения .

Упражнения данной направленности повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую моторику, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. Анализируя результативность использования кинезиологических упражнений и комплексов в своей практике, можно сделать вывод, что данные упражнения являются необходимыми в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

При внедрении кинезиологии в работу с детьми с ОНР, педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития воспитанников. Таким образом, на первом этапе целесообразно использовать отдельные элементы: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на снятие мышечного напряжения. Начинать работу по данному направлению следует с показа упражнения. Затем упражнения разучиваются с детьми , добиваясь чёткого и правильного исполнения, и когда у детей простые упражнения будут автоматизированы, можно вводить в практику использование кинезиологических комплексов.

В ходе систематических занятий по программам данной направленности у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Познакомиться с кинезилогическими упражнениями и комплексами можно в специализированной печатной литературе или воспользовавшись интернет-источниками, где подробно описывается процесс выполнения данных упражнений.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов кинезиологической гимнастики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий.

Используемая литература:

1.Аршинова Н. А. Педагогика оздоровления в системе коррекции общего недоразвития речи у детей // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 11-15.
2. Блудова А.А. «Программа коррекционной речедвигательной сферы с детьми дошкольного возраста»
3.Сергеева О. А., Шульга А. В. «Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 682-684.
4.Сиротюк А. Л. «Изучение детей с учетом психофизиологии» М.,2000г.
5.Сиротюк А. Л. «Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников» М., 2005г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector